Фёдор Константинович Константинов
— 05 февраля 1882 г.(по старому стилю
) 18 февраля
1882
,
Москва
,
Российская империя
—
26 декабря
1964
, Москва,
СССР
) — русский и советский художник-
авангардист
и педагог.
Биография
Федор Константинович Константинов родился в Москве 05 февраля (по старому стилю) 1882 года
в семье Константина Михайловича и Александры Павловны Константиновых.
С 1900 по 1904 год учился в
Императорском Строгановском Центральном художественно-промышленном училище
, в мастерской у
Михаила Врубеля
и
Константина Коровина
. Среди других выпускников «Строгановки» принимал участие в выставках МОЛХ, «
Золотое Руно
», «
Мир Искусства
» и т. д., совмещая искусство с преподаванием в гимназии.
В 1911 году Константинов обосновался в
Париже
в знаменитом «
Улье
»
— лабиринте артистических ателье, многие обитатели которых представляли, так называемую, Русскую Академию, в деятельности которой он и сам принимал участие.
Одним из успешных лекторов Академии был
А. В. Луначарский
, сыгравший в дальнейшей судьбе Константинова решающую роль.
В период до 1914 года Константинов, наряду с коллегами по цеху —
Казимиром Малевичем
,
Михаилом Матюшиным
,
Давидом
и
Владимиром Бурлюками
— выставляет свои полотна в Париже («
Осенний салон
» и «
») и Москве («Московский салон» 1911 года и «Мир искусства» 1916 года).
Накануне
Первой мировой войны
Константинов женится на студентке парижской консерватории и становится молодым отцом. Однако вскоре начавшаяся война драматически изменила планы многих русских, живших во Франции. Некоторые друзья художника записались в
Иностранный легион
, Константинов же принял решение вернуться в Россию.
Влившись в революционное культурное движение новой России, художник преподаёт на курсах переподготовки преподавателей изобразительного искусства, руководит одной из мастерских живописи
ВХУТЕМАСа
(Строгановка). В 1918 году
нарком просвещения
А. В. Луначарский
направляет Константинова в Сараторв поднимать культурную целину в регионы.
В 1918—1919 годах Константинов — один из создателей саратовских «
Окон РОСТА
» — специфической формы массового агитационного искусства. Так художник становится зачинателем новейшего направления в «саратовской школе живописи».
Здесь же он возглавляет декоративно-художественную мастерскую в составе Свободных художественных мастерских (СВОМАС), заведовал декоративной секцией коллегии ИЗО, был старшим мастером-руководителем мастерской.
Принято считать, что с этого периода Константинов признан авторитетным и последовательным
авангардистом
, приход которого в любую ученическую мастерскую знаменовал собой коренной поворот в обучении.
В 1919 году мобилизован в
Красную армию
и командирован на
Кавказский фронт
, где, в частности, по словам скульптора Товасиева, отметился тем, что расписал одну из скал
Дарьяльского ущелья
.
В 1920-х годах Константинов работает в
Ростове-на-Дону
,
Баку
и
Тифлисе
в качестве театрального художника-постановщика. К концу 1920-х Константинов возвращается в Москву, получает звание профессора, служит в
доме Поленова
, преподаёт в ВУЗах Москвы: Московский заочный институт инженеров-строителей (1932—1934), МТИ (1934—1937), ВГИК (1935—1944, профессор кафедры живописи и рисунка),
МВХПУ
(1945—1946).
Энергичный и деятельный художник продолжает много экспериментировать: пишет пейзажи и исторические композиции, создаёт монументально-декоративные панно. Его часто называют «новатором в кубе».
Константинов вошёл в историю советского изобразительного искусства и как наставник-покровитель молодых талантов.
Работы Константинова представлены в
Третьяковской галерее
(пять работ: «Романтический пейзаж», х.,м 78х98; «Пейзаж с рекой», 1930-е годы, х.,м, 61х84,5; «Букет в синем кувшине», 1934 г., х,.м. 80х59,5; «Большие деревья», х.,м. 100х80; «Последний автопортрет».х,.м., 75х55), в
парижском
Musée du Montparnasse
(четыре работы), в
музее им. Савицкого
в
Нукусе
(
Узбекистан
), в Курской государственной картинной галереи имени А. А. Дейнеки,
частных коллекциях.
Супруга — Лидия Алексеевна Балакирщикова (1890—1922). Сыновья — Игорь и Алексей. Внучка — Лидия Константинова.внучка - Нина Алексеевна (1960г.р.)
Работы художника
-
-
«Зима», 1904
-
«Сирень», 1904
-
«Церковь нечаянной радости в Кремле», 1906
-
«За книгой бабушка Анна Васильевна», 1906
-
«Женский монастырь в Ростове», 1906
-
«На выставке», 1907
-
«Васильсурск», акварель, 1907
-
«Песнь Пана», 1910, холст, масло (панно)
-
«Женский портрет», 1910-е годы, бумага, масло; 22,5х14,3
-
«Кентавр», 1910-е годы, бумага, цветные карандаши; 22х25
-
«Набросок», 1910-е годы, бумага, цветной карандаш; 31х22
-
«Сова», 1911, бумага, акварель; 12х14. Подпись в правом нижнем углу. (двусторонняя)
-
«Портрет артистки МХТ Н. С. Бутовой» (
Музей МХАТ
)
-
«Сова на ели», 1910-е годы, бумага, акварель; 12х14
-
«Сова. Эскиз», 1911, бумага, акварель; 16,5х25,5. Подпись в правом верхнем углу.
-
«Античный сюжет», 1912, бумага, гуашь, акварель; 28х53. Подпись в левом нижнем углу.
-
«Адам и Ева», 1912, бумага, гуашь; 21х52. Подпись в правом верхнем углу.
-
«Цветы», 1912, бумага, гуашь; 28х37. Подпись в правом верхнем углу.
-
«Автопортрет», 1912, бумага, тушь; 13,5х5,8. Подпись в правом нижнем углу.
-
«Бой», 1912, бумага, акварель, гуашь; 27х36. Подпись в левом нижнем углу.
-
«Грозди винограда», 1912, бумага, акварель; 17х14,5. Подпись в правом нижнем углу.
-
«Христос в пустыне», 1912—1914, бумага, карандаш, акварель; 34,5х25 (двусторонняя).
-
«Портрет юноши», 1913, бумага, масло; 39х34. Подпись в правом нижнем углу.
-
«Театральная сценка», 1913, бумага, акварель; 28х21. Подпись в левом верхнем углу.
-
«Райский сад», 1913, бумага, акварель; 25,3х19,5. Подпись в правом нижнем углу.
-
«Святой Марк», 1913, бумага, акварель; 25,3х19,5. Подпись в левом нижнем углу.
-
«Букет», 1913, бумага, масло; 68х50. Подпись в правом нижнем углу.
-
«Пасущаяся лошадь», 1913, бумага, масло; 51х69. Подпись в левом нижнем углу.
-
«Снятие с креста», 1913, бумага, гуашь; 48,5х64. Подпись в левом верхнем углу.
-
«Фрагмент фрески», 1913, бумага, масло; 64х43,5. Подпись в правом нижнем углу.
-
«Роза», 1913, бумага, акварель; 15,5х10,5. Подпись в правом верхнем углу.
-
«Рыбы», 1913, бумага, акварель; 8х17,5. Подпись в правом нижнем углу.
-
«Натурщица», 1914, бумага, акварель; 23,5х15. Подпись в левом верхнем углу.
-
«Птица на цветке», 1913, бумага, техника монотипии; 31х22. Подпись в правом нижнем углу.
-
«Восточная красавица», 1913, бумага, акварель; 24х37,5. Подпись в правом верхнем углу.
-
«Восточный пир», 1913, бумага, акварель; 42х30. Подпись в правом нижнем углу.
-
«На берегу лесного озера», 1914, бумага, масло; 50х53. Подпись в левом нижнем углу.
-
«Пастушка», 1914, бумага, масло; 60х44,5. Подпись в правом нижнем углу.
-
«Задремавшая», 1914, бумага, масло; 56х41. Подпись в правом нижнем углу.
-
«Пейзаж», 1914, бумага, гуашь; 32х39,3. Подпись в правом верхнем углу.
-
«Пейзаж», 1914, бумага, акварель; 41х53,6. Подпись в левом верхнем углу.
-
«Сидящая», 1914, бумага, карандаш, акварель; 23х31,5. Подпись в левом верхнем углу.
-
«Треугольные миры», 1914, бумага, акварель; 32х44. Подпись в правом верхнем углу.
-
«Вселенная», 1914, бумага, акварель; 27х36. Подпись в правом верхнем углу.
-
«Миры», 1914, бумага, акварель; 34х45. Подпись в правом нижнем углу.
-
«Фантазия в розовых тонах», 1914, бумага, акварель; 42х61. Подпись в левом верхнем углу.
-
«Космос», 1914, бумага, акварель гуашь; 42х62. Подпись в правом верхнем углу.
-
«Квадратные миры», 1914, бумага, акварель; 36х48. Подпись в левом верхнем углу.
-
«Конические миры», 1914, бумага, акварель, 19х21. Подпись в левом нижнем углу.
-
«Хаос», 1914, бумага, акварель; 19х21. Подпись в правом нижнем углу.
-
«Двери», 1914, бумага, акварель; 18,5х21. Подпись в левом нижнем углу.
-
«Странники», 1914, бумага, акварель; 27х40. Подпись в правом верхнем углу.
-
«La Bretagne», 1914, бумага, тушь; 42х32. Подпись в правом нижнем углу.
-
«La Bretagne» (пейзаж с рекой), 1914, бумага, тушь; 45х64. Подпись в правом нижнем углу.
-
«La Bretagne» (дуб), 1914, бумага, акварель; 63,5х74. Подпись в правом нижнем углу.
-
«Натюрморт», 1915
-
«Фантазия», 1915, бумага, масло; 61,5х88. Подпись в левом нижнем углу.
-
«Разлука», 1915, бумага, масло; 42х66. Подпись в левом нижнем углу.
-
«Натюрморт», 1915, холст, масло; 65х53. Подпись в правом верхнем углу.
-
«Христос», 1910-е годы, бумага, акварель; 8,5х6,5.
-
«Портрет в коричневых тонах», 1910-е годы, бумага, масло; 36х26,5. Подпись в нижнем правом углу. (Musée de Montparnasse à Paris)
-
«Фрагмент фрески», 1916, бумага, акварель; 13х51.
-
Троицкий Посад", 1916
-
«Натюрморт», 1917
-
«Бегство в Египет», 1918
-
«Пейзаж», 1918
-
«Женский портрет»,1910-е годы, бумага, масло; 9х8,5.
-
«Обнажённые», 1919, бумага, масло; 36х27,8. Подпись в левом верхнем углу.
-
«Ноев ковчег», 1919, бумага, масло; 54х66. Подпись в левом нижнем углу.
-
«Натюрморт», 1920-е годы, бумага, гуашь, акварель; 41,5х42. Подпись в нижнем правом углу.
-
«Красная Венера», около 1920, панно.
-
«Буря», около 1920, панно.
-
«Ивы», 1921, холст, масло; 60х80. Подпись в левом нижнем углу.
-
«Портрет В. И. Ленина», 1921, холст, масло.
-
«Портрет Леонида Андреева», 1919—1920, бумага, акварель, гуашь; 23х18.
-
«Медведь», 1920-е годы, бумага, техника монотипии; 12х16.
-
«Эскиз фрески», 1921, бумага, масло; 42х64,5. Подпись в левом верхнем углу.
-
«Давид», 1923, холст, масло; 81х58. Подпись в правом нижнем углу.
-
«Дыня», 1924, холст, масло; 40х55,5.
-
«Портрет В. И. Ленина», 1925, холст, масло.
-
«Портрет К. Маркса», 1925, холст, масло.
-
«Цветы», 1925, холст, масло, 50х60. Подпись в правом верхнем углу.
-
«Странник», 1920-е годы, бумага, гуашь, позолота; 36х18.
-
«Портрет», 1920-е годы, бумага, масло; 36х27.
-
«Флоксы», 1927, холст, масло; 80х59. Подпись в левом нижнем углу.
-
«Парусное судно на белом Ниле», 1927, бумага, акварель; 16,5х11,5. Подпись в левом верхнем углу.
-
«Двое», 1920-е годы, бумага, масло, 12,5х11,5.
-
«Хата», 1929, холст, масло; 91х65. Подпись в левом нижнем углу.
-
«Цветы», 1932, холст, масло; 79х59. Подпись в правом нижнем углу.
-
«На пригорке», 1932, холст, масло; 55х77. Подпись в правом нижнем углу.
-
«Жницы», 1930-е годы, бумага, масло; 29,5х41,5
-
«Жницы» (три жницы), 1930-е годы, бумага, масло; 29,5х41,5
-
«Рыбаки», 1932, холст, масло; 81х62. Подпись в левом нижнем углу.
-
«Таруса. Дали», 1930-е годы, холст, масло; 38х93. Подпись в правом нижнем углу.
-
«Деревья», 1930-е годы, холст, масло; 72х57.
-
«На опушке», начало 1930-х годов, холст, масло; 80х100. Подпись в правом нижнем углу.
-
«На берегу», 1930-е годы, холст, масло; 77х60. Подпись в правом нижнем углу.
-
«Погост», 1930-е годы, холст, масло; 73х60.
-
«Старая усадьба», 1930-е годы, холст, масло; 59х79.
-
«Берег реки», 1930-е годы, холст, масло; 79х59.
-
«На опушке», 1930-е годы, холст, масло; 57,5х79.
-
«На речке», 1930-е годы, холст, масло; 79х60. Подпись в правом нижнем углу.
-
«Цветы в синем кувшине», 1930-е годы, холст, масло; 73х52.
-
«Дубы», 1930-е годы, холст, масло; 77х52. Подпись в правом нижнем углу.
-
«Рыцарь», 1930-е годы, бумага, акварель, позолота; 30х23,5.
-
«Пушкин читает Гоголю», 1930-е годы, бумага, масло; 36х27
-
«Автопортрет», 1930-е годы, бумага, масло; 37х25.
-
«Уборка хлеба», 1930-е годы, бумага, масло; 32х42.
-
«Гоголь Н. В.», 1930-е годы, бумага, масло; 63,5х40.
-
«Цветы», 1930-е годы, холст, масло; 50х47.
-
«Абрамцево», 1930-е годы, бумага, гуашь; 88х62.
-
«Натюрморт с цветами», 1930-е годы, холст, масло.
-
«Пейзаж», 1930-е годы, холст, масло.
-
«Натюрморт с дыней», 1930-е годы, холст, масло.
-
«Подмосковный пейзаж», 1930-е годы, бумага, гуашь; 88х62.
-
«Роща», 1930-е годы, бумага, гуашь; 88х62.
-
«Гоголь Н. В.», 1930-е годы, холст, масло; 78х59.
-
«Цветущая яблоня», 1930-е годы, бумага, масло; 77х64. Подпись в правом нижнем углу.
-
«Крестоносцы» (фрагмент), 1930-е годы, бумага, тушь.
-
«Одинокое дерево», 1930-е годы, холст, масло; 61х72.
-
«Пушкин», 1933, бумага, масло; 35,5х27. Подпись в нижнем правом углу.
-
«На холме», 1935, холст, масло; 60х80. Подпись в левом нижнем углу.
-
«Пасущиеся гуси», 1935, холст, масло; 80х55. Подпись в левом нижнем углу.
-
«На берегу», 1937, холст, масло; 69х65. Подпись в правом нижнем углу.
-
«Деревья», 1937, холст, масло; 75х58.
-
«Мостик», 1937, холст, масло; 70х54. Подпись в правом нижнем углу.
-
«Цветы», 1937, бумага, масло; 54х62. Подпись в левом верхнем углу.
-
«В деревне», 1939, холст, масло; 69х56. Подпись в правом нижнем углу.
-
«Сосны», 1939, холст, масло; 77х60. Подпись в левом нижнем углу.
-
«Осень», 1939, холст, масло; 65х58. Подпись в левом нижнем углу.
-
«Дубы», 1939, холст, масло; 49х71. Подпись в правом нижнем углу.
-
«Пейзаж», 1939, холст, масло; 65х59. Подпись в правом нижнем углу.
-
«Околица», 1939, холст, масло; 72х51.
-
«Перед дождем. Таруса», 1939—1940.
-
«Серый день», 1939—1940.
-
«Пейзаж», 1940, холст, масло; 61х77. Подпись в правом нижнем углу.
-
«Пейзаж с деревом», 1940, холст, масло; 78х61. Подпись в левом нижнем углу.
-
«Автопортрет», 1958.
-
«На рыбалке», 1959, холст, масло; 63х100. Подпись в правом нижнем углу.
-
«Цветы», конец 1950-х годов, холст, масло; 67х54. Подпись слева посередине.
-
«Христос», начало 1960-х, бумага, масло; 31,7х27.
-
«Мужской портрет», начало 1960-х годов, бумага, масло; 30х21
-
«Автопортрет», начало 1960-х годов, холст, масло; 77х44.
-
«Женский портрет», начало 1960-х годов, бумага, масло; 18х15,5
-
«Женский портрет», начало 1960-х годов, бумага, масло; 18х15,5.
-
«Мужской портрет», начало 1960-х годов, бумага, масло; 18х15,5.
-
«Мулатка», начало 1960-х годов, бумага, масло; 29х20,5.
-
«В серо-коричневых тонах», начало 1960-х годов, холст, масло; 60х80.
-
«Музыка», 1963, холст, масло; 80х60. Подпись в левом нижнем углу.
Проект памятника
жертвам революции (около 1920)
Плакат
«Трудящаяся молодежь Кавказа», 1922.
Плакат
«К. Е. Ворошилов и С. М. Буденный», 1927.
Эскизы для декораций
для балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, около 1925.
Иллюстрации к книге
«Звери в неволе» С. Флейрона, Москва, 1929.
Библиография
-
Справочники
-
-
Советское искусствознание. Москва.
Советский Художник
. 1986 г. — 365 с.
-
Ф.Богородский. «Без Муз…» — Н.Новгород, 1918, с.48
-
Выставки советского изобразительного искусства 1917—1932 гг. Москва.
Советский художник
. Том 1. 1965 г. 9, 15, 478 с., т.2, с.293, 348
-
Биобиблиографический словарь. Художники народов СССР XI—XX вв. Санкт-Петербург. 2002 г. 325—326 с.
-
Золотая карта России. Шедевры русского искусства (Из собраний государственной Третьяковской галереи и художественных музеев России. М., Сканрус., 2004, с.199
-
Романов Б. Н. Вестник или жизнь Даниила Андреева. Биографическая повесть в 12 частях. — М., Феория. 2011, 660 с. ISBN 978-5-91796-03-6
-
Сарабьянов А. Д. Энциклопедия русского авангарда
-
Каталоги
-
-
Каталог периодических выставок картин
МОЛХ
: 24-я выставка — 1904, 12 с.; 25-я выставка — 1906, 9 с.; 26-я выставка — 1906, 12-13 с.
-
Каталог выставки картин «
Золотое Руно
». М.. 1909 г. 4 с.
-
Каталог Выставки живописи, скульптуры и архитектуры
Общества художников «Московский салон»
. Москва. 1911. 51, 105 с.
-
. Catalogve de la 30-me exposition. Paris. 1914.
-
Каталог выставки «
Мир искусства
». М. 1915 г. (издание 2) 19 с.
-
Каталог выставки «
Мир искусства
». М. 1916 г. 21 с.
-
Список картин, представленных на аукцион выставки
МОЛХ
. М. 1916. 1 с.
-
Каталог выставки «
Мир искусства
». М. 1917 г. 18 с.
-
Каталог 1-й выставки картин
. М. 1918. 16 с.
-
Каталог 7-й выставки картин
. М.-Л. 1940. 13 с.
-
. 20 с.
-
(недоступная ссылка)
.
-
Художники Москвы 1920—1930
. М. 1991. 61 с.
-
Московские художники 20-30-е годы
. Живопись. Графика. Скульптура. М. 1991.
-
Цветочная мозаика. Каталог выставки избранных произведений из частных собраний. М., «Новый эрмитаж», 2003 г.
-
Статьи
-
-
А. Шатских
. Мастерские русской академии в Париже. Искусство. 1989 г. № 7. 61-69 с.
-
«Вечерняя Москва» (газета), 1945, 9 октября, № 238. Фотография Константинова Ф. К.
-
А. Шатских. Россия в Париже. Художники из России: от
до абстракционистов. Каталог.
Ludwig museum
. 2003.
-
Елена Якунина. Забытое имя. О чём рассказала фотография парижского «Улья». Художник Федор Константинович Константинов. «
Русская мысль
». 22-28 июля 2004 г.
-
Г. Колоярский. Художник революции; автопортрет. «МК: Московский художник». Москва. 1982 г.26 марта
-
Логинов В. Вспоминая учителя. «Московский художник», 1981, 28 августа
-
Elena Yakounina. Pentre Fedor (Théodor) Konstantinovitch Konstantinoff. Gaelia. 26 octobre-10 novembre 2006.
-
Федор Богородский
. Воспоминания, статья, выступления, письма. Ленинград.
Художник РСФСР
. 1987 г. 11 с.
-
Е. И. Водонос
. Материалы
. «
Саратовское художественное училище
в первое послереволюционное пятилетие (1918—1922)».
Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева
(СГХМ). Саратов. 1997 г.
Ефим Водонос. Очерки художественной жизни Саратова эпохи культурного взрыва. 1918—1932. Саратов "Бенефит. 2006.
-
Периодика «ДИ СССР». 1977. № 11. 26 с.
-
«Воспоминания. Записки прошлого». — М., изд-во им. Сабашниковых.
-
Примечания
-
↑
. Биографии
(неопр.)
.
Энциклопедия русского авангарда
. Дата обращения: 29 января 2018.
30 января 2018 года.
(требуется подписка)
-
(фр.)
.
Galerie Iakounine
. Дата обращения: 29 января 2018.
18 мая 2008 года.
-
↑
. «Пан» 1910 — е
(неопр.)
.
Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки
. Дата обращения: 29 января 2018. Архивировано из
30 января 2018 года.
-
↑
Водонос Е. И.
//
Волга
: журнал. —
С.
, 1998. —
№ 2/3
. —
С. 158–160, 162
.
30 января 2018 года.
-
Елена Ищенко.
. Один из авторов энциклопедии русского авангарда о «саратовской школе»
(неопр.)
.
Colta.ru
(19 декабря 2014). Дата обращения: 29 января 2018.
30 января 2018 года.
-
(неопр.)
.
АртРу.инфо
. Дата обращения: 29 января 2018. Архивировано из
30 января 2018 года.
Ссылки