Родился в Москве
. До прихода в кино занимался художественной фотографией и репортажной фотосъёмкой
. Кинематографическую работу начал в 1910 году в качестве помощника французского оператора
Ж. Мейера
. В дальнейшем стал ведущим мастером русской дореволюционной кинематографии
. Работал в российском отделении
фирмы «Братья Пате»
, затем в
торговом доме П. Тиман и Ф. Рейнгардт
, в 1915 году — в
Скобелевском комитете
. С 1917 года — во Всероссийском фотокиноотделе
Наркомпроса РСФСР
.
«В процессе съёмки фильма „Дворянское гнездо“ (1914, режиссёр В. Гардин) ему удалось добиться серьёзных достижений в развитии того характера киносъёмки, который он успешно начал в фильме „Война и мир“. <…> Удачная съёмка „Дворянского гнезда“ была не случайной удачей Левицкого, а закономерным путём развития русского операторского искусства. Через год, в 1915 году, Левицкий снимает другое глубоко русское, поэтичное произведение Тургенева „Первая любовь“… В изобразительном решении этого фильма видны те же характерные черты, благодаря которым Левицкий стал ведущим маcтером русской дореволюционной кинематографии, — общность стилевого решения съёмки всего фильма, блестящая, ясная и гармоничная композиция»
.
Историк кинематографа
C. Гинзбург
называл Левицкого «одним из зачинателей русской школы операторского искусства»
, «самым передовым русским оператором»
и писал, что он «показал себя как талантливый продолжатель традиций русского изобразительного искусства в молодом искусстве светописи»
.
В сборнике статей о ведущих советских кинооператорах «Десять операторских биографий» (1978) отмечалось:
Левицкий первый в русском кино опробовал ряд классических визуальных эффектов в «Дворянском гнезде», в «Портрете Дориана Грея». В фильме «Уход великого старца» (1912) впервые у нас применил двойную экспозицию для создания иллюзии призрака. В фильме «Драма у телефона» (1914) он с Протазановым осуществил принцип полиэкрана (опыт, несколько опередивший время)
.
// Советский экран : журнал. — 1926. — 9 марта (
№ 10
). —
С. 15
.
26 июля 2021 года.
, с. 135.
, с. 304.
, с. 287.
, с. 26.
Левицкий, Александр Андреевич.
Рассказы о кинематографе / Г. К. Александров. — Кино в СССР—История—Воспоминания и записки. —
М.
:
Искусство
, 1964. — 248 с. —
8000 экз.
// Правда : газета. — 1949. — 10 апреля (
№ 100 (11207)
). —
С. 2
.
26 июля 2021 года.
// Советское искусство : газета. — 1950. — 12 марта (
№ 11 (1203)
). —
С. 4
.
26 июля 2021 года.
Литература
Гинзбург С. С.
Кинематография дореволюционной России. —
М.
:
Искусство
, 1963. — С. 13, 18, 22, 54, 118, 119, 135, 149, 267, 274, 286, 287, 303, 304, 306, 330, 334, 342, 346. — 456 с.
Кушниров М.
А. А. Левицкий
// Десять операторских биографий / Сост. М. Голдовская. —
М.
: Искусство, 1978. — Т. Вып. 1. — С. 11—31. — 207 с. — (Мастера советского театра и кино).
Желябужский Ю.
Мастерство советских операторов. Краткий очерк развития // Киноведческие записки. — 2004. —
№ 69
. —
С. 246—273
.
Короткий В. М.
Операторы и режиссёры русского игрового кино. 1897—1921. —
М.
: НИИ киноискусства, 2009. — С. 209—213. — 430 с.