Белых, Анна Павловна
- 1 year ago
- 0
- 0
Áнна Пáвловна Нéркаги ( 15 февраля 1951 , Полярный Урал) — российская ненецкая писательница.
Родилась в горах Полярного Урала у подножья хребта Сайрей. Её отец-ненец каслал стада в ягельных долинах. В 1970 году окончила среднюю школу в посёлке Аксарка , после чего поступила на геологоразведочный факультет Тюменского индустриального института , через два года оставила вуз, заболев туберкулезом и ввиду смерти матери; вернулась к отцу. В 1975—1976 гг. методист в Тюменском областном управлении культуры. В 1978 году стала членом Союза писателей СССР . Возвращается к кочевой жизни.
Живёт и работает на родном для неё Полярном Урале , в фактории Лаборовая , на северо-западе Ямало-Ненецкого округа . Создала частное крестьянско-фермерское хозяйство «Земля надежды» в тундре. Занимается этнопедагогикой, экологическим проповедничеством. Занималась воспитанием приемных детей-сирот, собранных с Байдарацкой тундры, обучая их традиционным навыкам ненецкого кочевья. Ставит задачи возрождения ненецкой культуры и приобщения ненцев к христианству. Каждое лето на территории фермерства проходит окружной детский православный палаточный лагерь «Земля надежды», при поддержке правительства Ямало-Ненецкого автономного округа.
Пишет на русском языке. Литературное творчество Неркаги делится на три периода, разделенных большим перерывом. Неркаги размышляет о судьбе своего народа и о судьбе человечества, создавшего бесчеловечную цивилизацию XX века.
В 1977—1979 гг. вышли повести «Анико из рода Ного» и «Илир». Позднее обе повести переиздавались.
Повесть « Белый ягель » вышла в 1995 (сокращённая версия) и в 1996 (полная версия) гг. В 1996 году вышла повесть «Молчащий».
В 2014—2015 гг. появились 4 нон фикшн произведения Неркаги. Также занимается петроглифическим творчеством.
Критический резонанс на творчество Неркаги в основном комплиментарен.
В. Рогачев:
"«Анико» — повесть о возвращении на малую родину. Ее героиня не отвергает урбанистику. <...> Ее родовая память оказалась сильнее разрушительных процессов, и тщательно просеянные новые знания она с пользой применит в тундре. <...> «Илир» — звездный мальчик в северных просторах, как наше одинокое солнце, затерявшееся на периферии нашей галактики. Повесть — предупреждение о социальной несправедливости, о том, что и в среде северных народов не все ладно устроено. <...> «Белый ягель» — долгое прощание с народным эпосом, поиск спасения от этической катастрофы, когда отчуждение новых поколений от веками испытанного и давно установленного канона ненецкой жизни, ее нравственного распорядка, с жутким ускорением убивает людей. «Молчащий»... Это для меня не повесть. Это, по признанию А.Неркаги, 15-летний путь к Господу, о, она смогла сдержать удар, хотя все злые силы мира — природные и техногенные — трепали ее тело, душу, совесть. 15 лет неимоверных нравственных страданий, бессилие от невозможности вмешаться в большой российский и свой народный мир, стоическое терпение на фоне надругательств над хрупкой и близкой небесам северной ойкуменой наших всесильных и безжалостных нефтегазовых королей, люмпенов, архаровцев в лжеадидасах и в кабинах «магирусов». Пьянь, наркотики, плач детей, отрываемых органами народного образования от родной семьи, поверхностное усвоение опасных даров чужой цивилизации, личные драмы не сломили А.Неркаги"
А. Ващенко:
"В "Анико" писательница впервые в русскоязычной литературе с удивительной силой смогла поставить проблему "маргинального героя", оказавшегося между собственной (уходящей?) культурой и окружающей цивилизацией. В "Илире", где действие отодвинуто к началу XX века, была исследована проблема встречи культуры с цивилизацией - на нескольких уровнях проявился вопрос традиционных устоев в переломные времена (становление Советской власти). Потом, после значительного перерыва, появилась повесть "Белый ягель", ставшая в какой-то степени развитием темы «Анико» и в то же время - духовной хроникой 1980-х годов XX века. <...> В 1990-е годы последовал "Апокалипсис" последней повести Неркаги, работы, рождённой личным кризисом и катастрофичностью отношений "цивилизации и культуры", в которых доминирует, по мысли автора, формула взаимного и всеобщего конца. Не следует обольщаться мыслью о том, что коллективный портрет "Скопища" - это отражение только ненецкого или какого-то иного народа. Символизм Неркаги - более всеобщего характера: речь идёт о судьбе человечества ("В нас начала гнить душа")".
Н. Дворцова:
"Анна Неркаги <...> явление небывалое. Существуя на границе мифа и литературы, ненецкого и русского языков, язычества и христианства, жизнетворчества и сочинительства, она при этом абсолютно целостна — и эта царственная целостность вызывает страстное восхищение одних и яростное неприятие других <...> Изречения, загадки и маленькие песенки Неркаги записывает на ненецком и русском языках, сопровождая их короткими историями, чаще — притчами: «После того, как „Молчащий”, мой любимый сын, сгоревший на помойке, мне сказал: „Мама, не занимай людскую душу и внимание, как свою собственность, пиши коротко, чтобы люди сразу тебя поняли”, — я стала писать очень короткие произведения». Вместе со своими детьми она пишет короткие тексты не только на бумаге, но и на лежащих в тундре камнях. Эти каменные книги в Байдарацкой тундре обычно называют петроглифами или скрижалями. Отвечая, почему она пишет на камнях, Неркаги, улыбаясь, рассказывает историю, как однажды ветер унес листы книги, которую она писала: «Камни не улетят».".
Скептически оценивает творчество Неркаги В. Огрызко .
Переводы на венгерский, английский, испанский языки.
Лауреат премии им. Н. М. Чукмалдина, литературной премии Уральского федерального округа. Лауреат международной премии «Вера и Верность» «за милосердное служение ближним, многие труды по воспитанию приемных детей и глубокую преданность родной земле и своему народу» (Фонд Андрея Первозванного). Выдвигалась Уральским университетом на соискание Нобелевской премии по литературе.
Екатериной Головней снят фильм «Неркаги» (гран-при фестиваля «Радонеж», 2012). В 2014 году повесть «Белый ягель» экранизировал режиссёр Владимир Тумаев. Картина получила награды на 36-м Московском международном кинофестивале, на 21-м кинофестивале в Лос-Анджелесе, фильм был показан на фестивале российского кино в Милане .