Декабристы (опера)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Декабристы» — первый в СССР фильм о восстании декабристов , историко - биографическая драма ; создан в 1926 году , немой.
Фильм был снят Александром Ивановским к 100-летнему юбилею восстания декабристов на студии «Ленинградкино» и стал третьей совместной работой Ивановского с известным историком Павлом Щёголевым .
Премьера фильма состоялась 8 февраля 1927 года .
Фильм воссоздаёт историю движения декабристов: вспышки крестьянских мятежей, организацию дворянских кружков и собственно восстание; на фоне этих событий разворачивается романтическая история любви декабриста Ивана Анненкова и французской модистки Полины Гебль .
Фильм подвергался жёсткой критике . Высказывалось мнение, что фильм «Декабристы» — это «образчик того, как не нужно делать „исторические картины“» .
Один из рецензентов утверждал, что «история декабрьского восстания рассказана неправильно» как бы «увиденной из окна модного магазина, где служила продавщицей француженка Полина Гебль». Он писал: «„Декабристы“ — обычная „любовная“ картина. И вовсе не случайно Анненков оказывается несколько неумным. Он слишком влюблён … Не умён и Рылеев, не умён и Трубецкой — все они больше интересуются поцелуями, чем даже разговорами о восстании, не говоря уже о самом восстании». О постановке было написано: «Если с историей в ней не лучше, чем в других „исторических“, — в смысле эффектности она значительно выше многих недавно показанных „исторических“. Правда, эффектности, специфической, театральной» .
Кинокритик Владимир Недоброво увидел в «Декабристах» повторение и умножение ошибок одного из предыдущих фильмов А. Ивановского «Дворец и крепость»: «Прежняя оперность. Тяжеловесность. Безмонтажие. Томительность темпа. Литературщина. Мелодекламация актёров … Неизобретательность в режиссёрской работе до таких пределов, что полностью повторяются когда-то расхваленные параллели и ассоциации „Дворца и крепости“» .
Сценарист Михаил Блейман в своей рецензии 1927 года отмечал: «Заслуживают одобрения точность костюмов и такая же точность в подборе гримов. В картине нет грехов против обстановки, за исключением съёмки на Сенатской площади на фоне не существовавших тогда зданий Сената и Синода. Есть и эффектно снятые сцены» . При этом он резко критиковал фильм: «Актёры с достоинством носят специально сшитые золототканые мундиры и пытаются „показать чувства“. Аккуратно чередуются ненужные роскошные павильоны. Колоссальные средства истрачены впустую из-за неумелой режиссуры и поверхностности подхода к большой исторической теме. Этот фильм состоит из декорации и мундиров» . В другой публикации он сетовал, что «А. В. Ивановский превратил заслуживавшую трагического и эпического воплощения картину о декабристах» в «мелодраму о том, как жестокое правительство разлучило влюблённых Полину Гебль и Анненкова» .
Писатель и литературовед Юрий Тынянов упоминал фильм в негативном контексте и утверждал, что сценарий фильма « С. В. Д. » был написан в «противовес мундирам, безвкусице и параду, данным в „Декабристах“» .
Киновед Ромил Соболев отмечал, что «и третьем своём историческом произведении — „Декабристы“ — Ивановский и Щёголев вернулись к привычной уже схеме мелодрамы, протекающей на широком общественном фоне» . Однако, по мнению критика, «история романтической любви декабриста Ивана Анненского и француженки Полины Гебль … плохо увязывалась с главным: с мозаикой эпизодов, рассказывающих о вспышках крестьянских мятежей, организации дворянских кружков, восстании декабристов» . При этом «в центре картины романтическая история, а декабристы показаны только фоном» , что сам режиссёр Ивановский в своих воспоминаниях считал ошибкой .