Клебанов, Семён Семёнович
- 1 year ago
- 0
- 0
Семён Семёнович Ланда ( 17 ноября 1926 , Одесса , Украинская ССР — 28 марта 1990 , Ленинград ) — советский историк- , литературовед- пушкинист и полонист , музейный работник. Доктор исторических наук, профессор . Автор ряда известных научных работ, в том числе монографий . Публикатор и комментатор произведений польских авторов. Музеевед, создатель многих музейных экспозиций и выставок, в том числе, посвящённых жизни и творчеству поэтов А. С. Пушкина и А. Мицкевича .
Родился 17 ноября 1926 года в Одессе .
В 1941 году после начала войны добровольцем, приписав к своему возрасту три года, вступил в армию. Участник боевых действий .
16 марта 1954 года выпускник МГУ С. С. Ланда был принят на работу во Всесоюзный музей музея А. С. Пушкина , который в декабре 1953 года был выделен в самостоятельное научно-просветительское учреждение.
Первой подготовленной им экспозицией стала открытая в декабре 1955 года в залах Русского музея выставка, посвященная 100-летию со дня смерти Адама Мицкевича .
Назначенный заведующим экспозиционным отделом Всесоюзного музея А. С. Пушкина, С. С. Ланда возглавил творческую рабочую группу по проектированию его центральной историко-литературной экспозиции и руководил созданием многих тематических выставок музея.
В 1965 году он завершил работу над новой экспозицией мемориального музея в последней квартире А. С. Пушкина .
В 1967 году была открыта постоянная литературно-монографическая экспозиция « Пушкин. Личность, жизнь и творчество », которая 20 лет размещалась на трёх этажах церковного флигеля Екатерининского дворца в Пушкине . В ней С. С. Ланде удалось достоверным языком экспонатов показать пушкинскую « великую отзывчивость на все большие события современной жизни …» .
Деятельность С. С. Ланды во Всесоюзном музее А. С. Пушкина была отмечена созданием временных и передвижных выставок — « Гроза Двенадцатого года », « Пушкин и Байрон », « Пушкин и Мицкевич ». Выставка « В те дни ты знал меня, Кавказ » (1972) была показана в городах Тбилиси , Сухуми , Баку , Ереване .
В январе — феврале 1990 года в ленинградском Центральном выставочном зале «Манеж» работала (последняя из подготовленных с участием С. С. Ланды) временная выставка, — « Мир Пушкина », которая по его замыслу могла бы стать основой постоянной пушкинской экспозиции . Газета «Правда» откликнулась на это событие культурной жизни страны репортажем « Бездомно вещее перо …»
Заведующая отделом «Пушкин и современность» Всероссийского музея А. С. Пушкина, член оргкомитета выставки «Пушкин. Два века русской культуры» (ЦВЗ «Манеж», 1999), Т. С. Мишина , вспоминая пушкинскую экспозицию Ланды в Екатериниском дворце, говорила: « Все мы начинали работать у Семена Семеновича Ланды, но там было намного сложнее — это была философия истории, а теперь мы сделали только выставочный конспект » .
Об исторической честности и трепете, с которыми « интерпретатор пушкинской темы » относился к своим экспонатам, свидетельствуют воспоминания сотрудницы музея-квартиры А. С. Пушкина на Мойке об эпизоде, когда, после приведения в порядок пострадавших от наводнения конца 1960-х годов экспонатов, С. С. Ланда говорил: « Это уже другой жилет, не тот, что был раньше, это уже жилет без пятен пушкинской крови. Уже и не реликвия почти » .
С. С. Ланда неоднократно участвовал в работе Пушкинских конференций , выступал на Пушкинских чтениях в Михайловском .
В 1962 году во Всесоюзном музее А. С. Пушкина был подготовлен первый выпуск сборника « Пушкин и его время » — с проблемными и источниковедческими статьями, тематически связанными с изучением историко-литературной ситуации и мемориальных свидетельств для экспозиций, посвящённых культурной жизни России начала XIX века. В сборнике были напечатаны две работы сотрудника музея и учёного по призванию С. С. Ланды, обозначавшие круг его главных научных предпочтений — « Пушкин и Мицкевич в воспоминаниях А. А. Скальковского » и « О некоторых особенностях формирования революционной идеологии в России: 1816—1821 (Из политической деятельности П. А. Вяземского , Н. И. и С. И. Тургеневых и М. Ф. Орлова )».
Интересом к польской литературе обусловлено проведение С. С. Ландой фундаментальных исследований в области связей и взаимовлияния русской и польской литератур. Благодаря его работам, в историю российско-польских культурных отношений были введены новые источники о жизни и связях Адама Мицкевича в России.
В 1956 году С. С. Ланда опубликовал статью о влиянии А. С. Пушкина на польскую культуру и о « признании в Польше творчества великого русского поэта… друга декабристов и А. Мицкевича », сопроводив её подробной библиографией переводов на польский язык произведений поэта и работ о нём польских исследователей периода 1949—1954 годов .
В 1958 году С. С. Ланда в Институте славяноведения АН СССР получил степень кандидата филологических наук за выполненную им работу « Мицкевич и филоматы , 1819—1821» . Его рукопись « Мицкевич в России: годы изгнания: 1824—1829 » (1600 страниц) осталась неопубликованной .
В 1971 году с его предисловием и примечаниями был опубликован роман Яна Потоцкого « Рукопись, найденная в Сарагосе », переведённый литературоведом Д. А. Горбовым на русский язык с последнего выверенного варшавского издания. В своём предисловии С. С. Ланда объяснял необходимость издания нового перевода тем, что « только в 1965 году вышло первое критическое издание романа Потоцкого, подготовленное польским исследователем Л. Кукульским, исправившим перевод Хоецкого по прижизненным изданиям и авторским рукописям, частично обнаруженным в польских архивах » .
В 1976 году в академической серии « Литературные памятники » вышло двуязычное издание сонетов А. Мицкевича, составленное С. С. Ландой и с его примечаниями и заключительной статьёй, которую составитель завершил словами: « Пронизанная духом гуманных идей, вся обращенная в будущее, поэзия Мицкевича ни в чём не утратила своего звучания. Взволнованное искреннее слово поэта во всей своей непосредственности доходит и к современному читателю ».
Своим вкладом в российскую полонистику С. С. Ланда заслужил признание коллег — польских филологов, которые в Кракове , после просмотра театральной постановки пьесы « Брат Господа нашего », представили учёного её автору — Каролю Войтыле .
Исследуя творчество А. Мицкевича, в своих работах конца 1950-х годов С. С. Ланда отметил важную роль поэта в общественных движениях первой четверти XIX века — участие в создании в 1817 году в Вильне просветительского Общества филоматов и последующей его реорганизации. По мнению Ланды политическая активность бывших филоматов привела к созданию в 1825 году в Отдельном Литовском корпусе , идейно связанного с Северным обществом декабристов .
В 1971 году С. С. Ланда получил степень доктора исторических наук за представленную в Институт истории АН СССР диссертационную работу « Формирование революционной идеологии декабристов 1816—1825 », темой которой было исследование процесса становления концепции революционного захвата власти и республиканского государственного устройства в российских в тайных обществах на этапах их зарождения и структурных реорганизаций .
Итоги декабристоведческих исследований были подведены автором в изданной в 1975 году монографии « Дух революционных преобразований… Из истории формирования идеологии и политической организации декабристов 1816—1825 ». Историки отмечали, что С. С. Ланде — литературоведу по образованию — удалось сделать много ценных наблюдений и оценок . На выводы и авторитет С. С. Ланды ссылались в своих работах известные учёные О. И. Киянская , Ю. М. Лотман , В. С. Непомнящий , Н. Я. Эйдельман .
Более 17 лет профессор С. С. Ланда работал на кафедре истории ЛГИК имени Н. К. Крупской . Преподавал историю и читал циклы лекций по музейному делу. Один из его спецкурсов о научном подходе к созданию музейной экспозиции и её восприятию посетителями назывался « Романтика музейного поиска » .
Тесно сотрудничал с просветительским обществом «Знание» , подготовив для него более 50 тематических лекций по русской истории и литературе, которые пользовались неизменной популярностью среди слушателей.
Профессор Д. А. Эльяшевич , выпускник ЛГИК 1985 года, писал, что С. С. Ланда — « лучший лектор, которого мне пришлось в жизни слышать… Семён Семёнович был прирожденным актёром, и его лекции по русской истории первой половины XIX в., которые он читал для всего курса в актовом зале на втором этаже, превращались в моноспектакль » .
Умер 28 марта 1990 года в Ленинграде. Похоронен на кладбище в посёлке Комарово .
Всего через 2 месяца после кончины С. С. Ланды из печати вышел альбом « Мир Пушкина », посвященный его главной экспозиции « Пушкин. Личность, жизнь и творчество » .
В 1991 году годовщина его смерти была отмечена коллегами памятной книжной выставкой .
В 1999 году среди экспонатов выставки « Пушкин. Два века русской культуры » был представлен портрет С.С.Ланды, созданный художником Г. А. Израилевичем .
Литературовед В. С. Непомнящий посвятил памяти С. С. Ланды — « незабвенного друга — историка, полониста, пушкиниста, чьи знания, советы и упреки много помогли мне » — статью «Условие Клеопатры. К творческой истории повести „Египетские ночи“: Пушкин и Мицкевич» (Новый мир, 2005, № 10-11) .
С. С. Ланда написал около 60 работ по истории, филологии, музейному делу .