Interested Article - Санта-Клаус

Санта-Клаус ( англ. Santa Claus ) — рождественский дед, отождествляемый с образом Николая Чудотворца , западноевропейский и североамериканский волшебный ( фольклорный ) персонаж, который дарит подарки детям на Рождество Христово .

Не существует единого мнения по поводу того, какое место следует считать родиной Санта-Клауса: Лапландию или ближайшие окрестности Северного полюса .

Происхождение Санта-Клауса

Святой Николай подбрасывает кошелек бедным девушкам. Гравюра 1587 г.
Сентиментальный Санта-Клаус. 1889

Прообразом Санта-Клауса (Санта — « святой », Клаус — « Николай ») является общехристианский святой Николай Чудотворец , или Николай Мирликийский, епископ Мир Ликийских (около 270—около 345). Согласно житию, святой Николай ночью подкинул кошелёк с деньгами в дом некоего бедного горожанина, который, имея трёх дочерей и не имея денег на приданое, задумал продать одну из них в публичный дом, чтобы иметь возможность выдать остальных (детям, разумеется, рассказывали просто про тайный подарок на приданое бедной девушке) . На западноевропейской почве возникла легенда, что святой Николай бросил кошелек в каминную трубу и он упал в чулок, оставленный для просушки перед камином . Первоначально 6 декабря, в день святого Николая по церковному календарю, в странах Европы было принято дарить детям подарки от его имени, причём подарки подкладывали ночью в чулки. Однако в период Реформации , когда не одобрялось почитание святых , в Германии и сопредельных странах персонажем, который раздаёт подарки, стал младенец Христос , а день их вручения был перенесён с 6 на 24 декабря, то есть на время рождественских ярмарок. В период Контрреформации подарки детям снова стали вручаться от имени святого Николая, однако теперь это происходило уже в конце декабря, на Рождество . Но в некоторых европейских странах ещё остаются в силе более старые традиции. Так, в Нидерландах , где имя святого Николая произносят как Синтаклаас , малыши могут получать подарки от его имени и на 5 декабря, и на Рождество.

Именно благодаря голландским колонистам, основавшим в 1650-х годах поселение Новый Амстердам , ныне превратившееся в город Нью-Йорк , образ святого Николая попал на североамериканский континент. При этом английские пуритане, осваивавшие Северную Америку, Рождество не отмечали .

В 1809 году в свет вышла «История Нью-Йорка» американского писателя Вашингтона Ирвинга , в котором тот рассказывал о временах голландского правления, упомянув и обычай чествования святого Николая в Новом Амстердаме.

Санта-Клаус на рисунке Томаса Наста (1881). Поэт Клемент Кларк Мур и художник Т. Наст оказали сильное влияние на современные представления об этом персонаже
Томас Наст. Автопортрет

В 1822 году преподаватель восточной и греческой литературы в Колумбийском университете Клемент Кларк Мур сочинил для своих детей стихотворную рождественскую сказку, повествующую о Санта-Клаусе — сказочном персонаже, дарящем детям подарки . В канун Рождества 1823 года поэма была опубликована в газете Sentinel под названием « Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая » . Ставшая очень популярной, поэма была переиздана в 1844 году. В документальной программе «Легенды Санты», вышедшей в 2000-х годах на американском телеканале History Channel , утверждалось : «Благодаря перу Клемента Мура святой Николай превратился в Санта-Клауса» и «к 1840-му году практически все американцы знали, кто такой Санта-Клаус. Этого забавного старика подарил нам Клемент Мур». В этом же стихотворении впервые были упомянуты восемь из классической девятки оленей Санта-Клауса .

В 1863 году знаменитый американский художник Томас Наст , работавший в журнале Harper’s Weekly , использовал персонаж Санта-Клауса, нарисованный по мотивам книги Клемента Кларка Мура, в серии своих политических карикатур — в виде героя, дарящего подарки. Персонаж приобрёл популярность, и позднее Наст выпустил множество забавных рисунков для детей с весёлыми сценками из жизни Санта-Клауса — в журнале «Харпер Уикли» и других изданиях. В своих рисунках Наст придумал и подробно живописал быт Санты.

Художник впервые упомянул о том, что Санта живёт на Северном полюсе и ведёт специальную книгу, куда записывает хорошие и плохие поступки детей . По рисункам Наста можно проследить постепенную трансформацию облика Санты: от толстого пожилого эльфа в меховом костюме к более реалистичному и весёлому персонажу в полушубке. Как указывает телеканал History Channel , «Наст срисовал Санта-Клауса с себя». Художник был упитанным человеком небольшого роста, с большими усами и широкой бородой.

Первоначально полушубок Санты на рисунках Наста был коричневого цвета, однако почти сразу, в процессе выхода новых рисунков, стал приобретать красноватый оттенок. Красный цвет полушубка Санты не несёт никакой смысловой нагрузки, — отмечает History Channel в своем исследовании «Легенды Санты» .

В 1931 году компания « Кока-кола » запустила рекламную кампанию для увеличения продаж прохладительных напитков в зимнее время. При этом она предложила более современный облик Санты, разработанный Хэддоном Сандбломом . Именно этому художнику принадлежит заслуга создания образа обаятельного Санта-Клауса, узнаваемого и очень популярного во всём мире . Его изображения стали самыми удачными из тех, что были представлены ранее многими художниками под влиянием поэмы Клемента Кларка Мура и рисунков Томаса Наста.

Санта-Клаус в виде эльфа на обложке журнала «Пак» (Puck), 1904

Костюм Санты-Клауса в трактовке Сандблома был красным , с белой опушкой из меха . Но приоритет в использовании такого сочетания цветов в одежде сказочного персонажа вовсе не принадлежит компании «Кока-Кола»: гораздо раньше Санта, одетый подобным образом, появился на нескольких обложках юмористического журнала «Пак» (Puck) (1902, 1904 и 1905 годы) и на плакатах, рекламирующих напитки компании (1915 и 1920-е годы) .

Транспорт Санта-Клауса

Санта-Клаус с оленями

Принято считать, что передвигается Санта-Клаус на санях, запряжённых оленями :

  • Дэшер («Стремительный»),
  • Дэнсер («Танцор»),
  • Прэнсер («Гарцующий»),
  • Виксен («Сварливый»),
  • Комет («Комета»),
  • Кюпид («Купидон»),
  • Доннер (Дандер) (от нем. и голланд. «Гром»)
  • Блитцен (Бликсем) (от голл. «Молния»).

Эти имена впервые прозвучали в 1823 году в стихотворении « Ночь перед Рождеством ». Позднее в американский фольклор вошёл ещё один олень — Рудольф , который стоит во главе упряжки и имеет светящийся красный нос. Он появился в результате чикагской рекламной акции 1939 года.

Офицеры на КП готовятся к радиолокационному сопровождению Санта-Клауса

В 1955 году под эгидой Командования воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD) была создана развлекательная рождественская программа NORAD Tracks Santa , в ходе которой система NORAD следит за вымышленными перемещениями саней Санта-Клауса, о чём сообщает в средствах массовой информации, по телефону горячей линии и на . Архивировано из 22 февраля 2011 года. .

Спутники Санта-Клауса

В различных традициях Санта-Клаус появляется в сопровождении других персонажей, добрых или злых. Так, в фольклоре альпийского региона спутником и одновременно антиподом Св. Николая является косматый и рогатый Крампус , который наказывает непослушных детей и пугает их.

См. также

Примечания

Комментарии
  1. Совпадающим — намеренно или случайно — с цветом напитка «Кока-Кола» и его оригинальной фирменной крышечки
Источники
  1. (англ.) // The Hollywood Reporter / — Los Angeles: , 2016. — ISSN
  2. The Ultimate Christmas Present (англ.) — 2000.
  3. 'Twas the Night (англ.) — 2001.
  4. .
  5. . Дата обращения: 21 декабря 2020. 8 мая 2021 года.
  6. . Дата обращения: 9 апреля 2021. 12 декабря 2016 года.
  7. Александр Ткаченко. . Православие и мир (20 декабря 2011). Дата обращения: 23 сентября 2017. 29 октября 2018 года.
  8. Инна Дубинская. . Голос Америки (24 декабря 2010). Дата обращения: 27 декабря 2021. 27 декабря 2021 года.
  9. (англ.) . White Rock Collectors Association (whiterocking.org). Дата обращения: 7 января 2013. 23 июля 2011 года.
  10. (англ.) . BevNET.com (18 декабря 2006). Дата обращения: 7 января 2013. 26 октября 2012 года.

Литература

  • Ви­но­гра­до­ва Л. Н. Мо­роз // Славянские древности . М., 2004. Т. 3;
  • Ива­но­ва-Бу­чат­ская Ю. В. Не­мец­кое Ро­ж­де­ст­во: тра­ди­ци­он­ные ком­по­нен­ты, пред­ме­ты и сим­во­лы в кол­лек­ци­ях и ар­хив­ных ма­те­риа­лах МАЭ // Куль­тур­ное на­сле­дие на­ро­дов Ев­ро­пы. СПб., 2011.
  • : [ 29 декабря 2022 ] // Румыния — Сен-Жан-де-Люз [Электронный ресурс]. — 2015. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 29). — ISBN 978-5-85270-366-8 .

Ссылки

  • . Архивировано из 24 декабря 2015 года.
  • . Празднование Рождества и Нового года в разных странах мира . — Трансформация: от Святого Николая к Санта-Клаусу. История образа Санты в рисунках . Дата обращения: 8 января 2013.
  • Дубинская И. . Голос Америки (golos-ameriki.ru) (24 декабря 2010). — Упоминание о том, что пуритане не праздновали Рождество . Дата обращения: 8 января 2013. Архивировано из 6 марта 2011 года.
Источник —

Same as Санта-Клаус