Interested Article - Фонтан слёз
- 2021-02-16
- 1
Фонтан слёз — фонтан- сельсебиль на территории ханского дворца в Бахчисарае , построенный в 1764 году . Прославлен Пушкиным в поэме « Бахчисарайский фонтан ».
История
Предание приписывает инициативу создания фонтана крымскому хану Кырым-Гирею . Фонтан был устроен, предположительно, у мавзолея (дюрбе) Диляры-бикеч , умершей в 1764 году и считающейся возлюбленной наложницей хана. В настоящее время располагается в «Фонтанном дворике» Хансарая , куда был перенесён к приезду Екатерины II (во время таврического путешествия ).
Легенда о любви хана Кырым-Гирея распространяется в Бахчисарае с XVIII века. Первоначально в качестве памятника умершей возлюбленной хана был известен только мавзолей Диляры, а не Фонтан Слёз, который и не имел тогда этого названия. Её имя было упомянуто в надписях на дюрбе и на Зелёной мечети (Ешиль-Джами, не сохр.).
Позднейшие предания обычно представляли любимую наложницу христианкой, но расходились относительно её имени и национальности. Её называли гречанкой (Динорой Хионис), грузинкой . После публикации «Бахчисарайского фонтана» А. С. Пушкина утвердилась версия о её польском происхождении , испорченный ко времени визита поэта фонтан превратился в символ печальной любви хана, и в крымских легендах появился троп «заплакавший камень» :
Вызвал Крым-Гирей мастера иранца Омера и сказал ему: ─ Сделай так, чтобы камень через века пронёс мое горе, чтобы камень заплакал, как плачет мужское сердце.
Авторство фонтана приписывается придворному мастеру Омеру (Умеру) .
Описание
Фонтан не уникален. Пристенные фонтаны типа «сельсебиль ( сальсабиль )», призванные ассоциироваться с одним из райских водоемов, сооружались в мусульманских дворцовых комплексах. Такой фонтан «сельсебиль», но без расположенных в шахматном порядке чаш на консолях , сохранился, например, в построенном арабскими мастерами дворце Циза в Палермо . «Сельсебили» украшали также дюрбе , могилы святых ( ), возводились на кладбищах .
Ближайшая фонтану слёз аналогия (но с 12 чашами) находится в «Бассейном дворике» того же Бахчисарайского дворца. Фонтаны с девятью чашами для перетекания воды можно увидеть в Турции, например, во дворце Топкапы и в музее Мевляны .
Согласно распространённому (особенно не в татарских текстах) с XIX века толкованию, текущая вода фонтана слёз символизирует горе хана. Из верхней чаши — «сердца» — она стекает «слезами» в две меньшие чаши, относительное спокойствие в которых означает облегчение после плача или с течением времени . Так повторяется трижды, причем последняя — нижняя — из больших чаш превосходит по размеру предыдущие.
Бахчисарайский фонтан слёз снабжен двумя надписями. Верхняя — на фигурном фронтоне — это стихотворение поэта Шейхия, прославляющее Кырым-Гирея:
Слава Всевышнему! Лицо Бахчисарая опять улыбнулось:
Милость великого Крым-Гирея славно устроила!
Неусыпными стараниями он напоил водой окрестности,
И если будет на то воля Божья, сделает ещё много добрых дел.
Он тонкостью ума нашёл воду и устроил прекрасный фонтан.
Если кто хочет проверить, пусть придёт и посмотрит:
Мы сами видели Дамаск и Багдад и не встретили там ничего похожего!
О шейхи ! Кто будет утолять жажду, тому Коран языком своим скажет:
Приди, напейся воды чистейшей из источника исцеляющего!
Нижняя надпись цитирует 18-й стих из 76-й суры Корана :
В раю праведные будут пить воду из источника, называемого Сельсебиль .
Фонтан украшен растительным орнаментом. Отверстие, из которого вытекает вода, окружено пятью лепестками стилизованного цветка. В центре плиты, расположенной между двумя надписями, вырезана чаша с инжиром . У подножия фонтана изображена спираль, обычно истолковываемая как символ вечности, или же, в качестве улитки , как символ сомнения в смысле жизни, возможна и её связь с символикой змеи, а также ритуального вращения . В навершии фонтана сочетаются рогообразный полумесяц - и крестообразная фигура .
Бахчисарайский фонтан слёз послужил образцом для ряда позднейших реплик. К нему отсылают фонтан слёз, или «Мария» (арх. Э. Блор ) в Воронцовском дворце и фонтан в «виноградном саду» императорского имения в Ореанде .
А. Штакеншнейдер творчески воспроизвёл фонтаны слёз при создании интерьера Павильонного зала Малого Эрмитажа в Петербурге .
По мотивам бахчисарайского архитектором Н. П. Красновым были также сооружены фонтаны для охотничьего дома Юсупова в Коккозах (ныне в Никитском ботаническом саду ) и в Восточном зале Королевского дворца в Дедине .
В советский период перед бахчисарайским фонтаном слёз был установлен чугунный бюст А. С. Пушкина (ск. Мельников, 1950 (?)) .
В художественной литературе
- В 1820 году дворец посетил Пушкин , который под впечатлением от фонтана в 1824 году написал поэму « Бахчисарайский фонтан » .
-
Сотрудники
музея истории и культуры крымских татар
ежедневно кладут в верхнюю чашу «фонтана слёз» две свежие розы. Это отсылка к строкам стихотворения Пушкина «Фонтану Бахчисарайского дворца»:
Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы. - К легенде о создании бахчисарайского фонтана, помимо Пушкина, обращались Адам Мицкевич и Леся Украинка .
Галерея
-
В. П. Дриттенпрейс . Фонтан слёз. Рис. из журнала « Весы ». 1907
-
Фонтан-сельсебиль в «Бассейном дворике» Бахчисарайского дворца
-
Фонтан в «виноградном саду» императорской резиденции в Ореанде . Начало XX в.
-
Один из четырёх фонтанов Павильонного зала Эрмитажа (арх. А. И. Штакеншнейдер )
-
Фонтан из охотничьего дома Юсупова в Коккозах (ныне в Никитском ботаническом саду ) (арх. Н. П. Краснов )
-
Фонтан-сельсебиль во дворце Циза в Палермо
См. также
Примечания
- Этот географический объект расположен на территории Крымского полуострова , бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией , контролирующей спорную территорию, и Украиной , в пределах признанных большинством государств — членов ООН границ которой спорная территория находится. Согласно федеративному устройству России , на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения Севастополь . Согласно административному делению Украины , на спорной территории Крыма располагаются регионы Украины — Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь .
- По мнению историка, сотрудника Бахчисарайского музея О. Гайворонского, Диляра могла быть черкешенкой . Посвящение её памяти двух построек (мавзолея и Зелёной мечети) при низком статусе «бикеч» позволило ему предположить, что она была матерью Кырым-Гирея ( от 12 августа 2017 на Wayback Machine ).
- Возникновение этой версии могло быть отголоском истории о хане Фетих-Гирее и его польской невольнице, известной по турецкоязычному трактату «Семь планет», приписываемому крымскому историку XVIII века Сеиду Мухаммеду Ризе . На рубеже XVIII─XIX веков эта польская пленница могла превратиться в легендах в Марию Потоцкую, а Фетих-Гирей ─ в более популярного крымского хана Кырым-Гирея ( от 7 ноября 2017 на Wayback Machine ). По мнению, О. Гайворонского, версия о польском происхождении возлюбленной хана не народная, а была выдумана Софией Глявоне-Потоцкой , матерью Софии Потоцкой , от последней мог узнать легенду и А. С. Пушкин ( ).
- См., например: Кустова М. Г. Фонтан слёз // Легенды Крыма / Ред. Таран Г. И. ─ Изд. 4-е, доп. ─ Симферополь: Крымиздат, 1963. ─ С. 153─156.
- Достоверно известно ─ по надписи на главном фасаде ─ только его участие в работе над Зелёной мечетью ( Османов Э. Э. Мечеть «Ешиль-Джами» в Бахчисарае // Учёные записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского.─ Серия «Исторические науки». ─ Т. 26 (65). ─ № 1, 2013. ─ С. 76 ─84; Гинзбург М. Я. Омер ─ придворный живописец и декоратор крымских ханов Селямет и Крым-Гиреев // Среди коллекционеров: Ежемесячник искусства и художественной старины . ─ 1924. ─ № 1─2).
- Дата обращения: 3 ноября 2017. Архивировано из 7 ноября 2017 года.
- от 1 декабря 2017 на Wayback Machine // Фамильные ценности: Альманах для тех, кто помнит предков и думает о потомках. ─ 07 февраля 2012.
- Согласно О. Гайворонскому, именно такие фонтаны ─ с перетекающими из чаши в чашу струйками воды ─ и называются «сельсебиль» и появились в Турции в XIII в. ( от 15 июня 2017 на Wayback Machine ).
- Дата обращения: 4 ноября 2017. 25 октября 2015 года.
- Фадеева Т. М. , Соколова М. В. Бахчисарай и окрестности. Путеводитель. ─ 2-е изд., доп. и перераб. ─ Симферополь: Бизнес-Информ, 2003.
- По мнению Наримана Абдульваапа, последняя строка является хронограммой , означающей число 1177 ─ дату сооружения фонтана в мусульманском летоисчислении ( Абдульваап Н. Поэтическая загадка «Фонтана слёз» // Qasevet: Историко-этнографический журнал. ─ № 32. ─ Симферополь, 2007).
- О. Гайворонский предположил, что верхняя плита со стихотворной надписью была снята с другого ─ общественного уличного фонтана (типа «чешме»), стоявшего недалеко от мавзолея Диляры-бикеч и сооруженного в качестве дела благотворительности в память об умершей. «Фонтан слёз» же был перенесен в «фонтанный дворик» из какой-то части дворца или другого дворика ( от 15 июня 2017 на Wayback Machine ).
- Малиновская Л. Н. Семантическое поле Бахчисарайского фонтана («слёз») в контексте исламской традиции // История и археология Юго-Западного Крыма: Сб. науч. трудов БГИКЗ / Ред.-сост. Ю. М. Могарычев . ─ Симферополь: Таврия, 1993. ─ С. 180, 184—185. Исследовательница в целом отмечает связь семантики фонтана с суфийской традицией. Помимо различных направлений суфизма, прослеживается связь символики фонтана с каббалистическим учением ( от 1 декабря 2017 на Wayback Machine // Фамильные ценности: Альманах для тех, кто помнит предков и думает о потомках. ─ 07 февраля 2012).
- Крестообразная фигура может рассматриваться как древневосточный трехлепестковый прорастающий колос ─ символ жизни и вечности, а также связанный с мудростью ( Малиновская Л. Н. Семантическое поле Бахчисарайского фонтана («слёз») в контексте исламской традиции // История и археология Юго-Западного Крыма: Сб. науч. трудов БГИКЗ / Ред.-сост. Ю. М. Могарычев . ─ Симферополь: Таврия, 1993. ─ С. 180), или как раннемусульманский образ обитаемой части мира в виде птицы или птица на вершине мирового древа( от 7 ноября 2017 на Wayback Machine ).
- Дата обращения: 9 декабря 2017. 10 декабря 2017 года.
- Филатова Г. Г. Дворец и храм в Нижней Ореанде. ─ 2-е изд. ─ Симферополь: Н. Оріанда, 2011 («Листая прошлого страницы»). ─ С. 23.
- Эрмитаж: по выставкам и залам. ─ Л.: Искусство : Ленинградское отд-ние, 1980. ─ С. 18.
- Клименко З. К., Зыкова В. К. , Сергеенко А. Л. Никитский ботанический сад круглый год: Путеводитель. ─ Симферополь: Бизнес-Информ, 2012.
- Дата обращения: 4 ноября 2017. 7 ноября 2017 года.
- Дата обращения: 12 декабря 2017. 13 декабря 2017 года.
- « » в Викитеке ?
- « » в Викитеке ?
Ссылки
- ─7 // Авдет . ─ 2015. ─ Вып. 30─36.
- (недоступная ссылка) (недоступная ссылка) Проверено 3 ноября 2017.
- (недоступная ссылка) Проверено 3 ноября 2017.
- 2021-02-16
- 1