Interested Article - Мономотапа

Мономота́па (также Мунхумутапа , Мвенемутапа , шона Wene we Mutapa ) — крупное раннеклассовое государственное образование доколониального периода на территории Южной Африки . Занимало территорию современного Зимбабве и отчасти Мозамбика , ЮАР , Лесото , Эсватини , Ботсваны , Намибии и Замбии .

Было создано племенем (кланом) каранга народа шона на основе местной «культуры Зимбабве» раннего железного века и межплеменных союзов, сложившихся к концу 1-го тысячелетия. Расцвет империи Мономотапа приходится на XIII—XV века; с конца того же периода начинает использоваться название Мономотапа, связанное с династическим титулом правителя («мвене мутапа», «мванамутапу»), также выполнявшего функции верховного жреца и военного предводителя племенной знати.

Ко времени появления в Южной Африке португальцев государство Мономотапа уже распалось на несколько более мелких образований . Источником знаний об истории государства остаются археологические находки так называемой «культуры Зимбабве» (известной благодаря исполинским стенам Большого Зимбабве , свидетельствующим о развитии монументального каменного строительства), а также устная традиция.

История

Первые сведения

Стены Большого Зимбабве

Уже в X веке арабские источники сообщают о богатом золотом государстве во внутренних районах Южной Африки . Археологический комплекс Большой Зимбабве относится к периоду с XIII по XV век. Вероятно, этот район издавна был центром экономического производства — в первую очередь земледелия и скотоводства , что со временем привело к формированию более сложного общества.

В эпоху расцвета население столичного города, Большого Зимбабве, составляло, по разным оценкам, от 10 до 18 тысяч человек. К этой же эпохе относится ряд более мелких поселений и множество находок, принадлежащих той же археологической культуре. При этом, несмотря на культурную общность, нельзя с уверенностью утверждать, что вся территория распространения этой культуры принадлежала государству, центром которого был Большой Зимбабве.

Хозяйство Мономотапы, основанное на мотыжном и орошаемом земледелии и в меньшей степени на садоводстве, носило преимущественно натуральный характер. На территории государства активно велась добыча полезных ископаемых — меди, железа и золота; выплавка руды и кузнечное дело в обилии обеспечивали её железными орудиями труда. Также существовали различные ремёсла: гончарство, ткачество, изготовление музыкальных инструментов, резьба по камню, кости или дереву, производство украшений. Особое развитие получило монументальное каменное строительство.

Экспансия

Расцвет государства наблюдался при правителях Ньятсимба Мутота (1420—1450) и Матопе (1450—1480). Первый из них, Ньятсимба Мутота, в поисках источников соли покинул Большой Зимбабве и устремился на север, где в 350 км от старой столицы основал новую. При Матопе же политический контроль государства мог распространяться от реки Замбези до Трансвааля и от пустыни Калахари до Индийского океана.

Около 1450 года Большой Зимбабве потерял своё значение, что, вероятно, связано с истощением природных ресурсов, которые не могли далее поддерживать такое значительное население. После этого столица была перенесена в Звонгомбе (близ современного Хараре ), а Большой Зимбабве, в котором шоны жили вплоть до начала XIX века, сохранял роль ритуального центра. С этого момента на смену царству Зимбабве пришло собственно государство Мономотапа.

Контакты с внешним миром

Как свидетельствуют археологические находки, государство Мономотапа поддерживало торговые связи с арабским миром, а также, через арабских и суахилийских купцов, с Индией и Китаем . Из порта в Софале на юге дельты реки Замбези экспортировались золото и слоновая кость , ввозились фарфор и текстиль . Вероятно, посредниками в торговле выступали купцы «арабского берега» (говорившие на суахили ) и малайцы . В государстве Мономотапа был также развит внутренний торговый обмен, в котором денежным эквивалентом выступали медные слитки особой формы.

Когда около 1500 года в этом регионе появились португальцы, они застали два крупных государственных образования: Мутапа на севере (ядром его были , один из кланов шона ) и Торва (также, вероятно, принадлежавшее шона) на юго-востоке. Португальцы посещали главным образом государство Мутапа, с 1560-х годов поддерживая с ним регулярные контакты.

В 1569—1572 годах Франсишку Баррету возглавил португальскую экспедицию вглубь государства Мономотапа, преследовавшую цель захватить легендарные золотые копи империи, но провозглашавшую религиозные мотивы «крестового похода» в отместку за убийство иезуитского проповедника. Местные жители так и остались при традиционном культе, включавшем поклонение собственному богу-творцу, которого называли Мвари, духам и царским предкам. Роль священнослужителей-медиумов, известных как мондоро, была в их обществе чрезвычайно высока.

Изображение крепости, округлые очертания которой напоминают стены цитадели столицы царства Большой Зимбабве , имеются уже на недавно оцифрованной карте Африки из «Атласа мира» Урбано Монте 1587 года .

Упадок

Около 1600 года в Торва разразилась гражданская война, в ходе которой оттуда были изгнаны торговцы- мусульмане . Около 1650 года в Торва к власти пришло племя розви , входившее в один из кланов шона — . Центром государства розви был город Данангомбе (сегодня ). В Данангомбе и Кхами (предыдущей столице Торва) сохранились каменные укрепления. Правители империи Розви , также носившие титул мвене мутапа, признавали сюзеренитет Португалии с 1629 года.

В государстве Мутапа важнейшую роль играл торговый город , в нём существовали и другие, более мелкие укрепления, часто также каменные. Со временем под португальским влиянием государство Мутапа также распалось на несколько мелких княжеств. Когда последний мвене мутапа умер в 1759 году, земли шона погрузились в гражданскую войну. Это положение сохранялось примерно до 1830 года.

В начале XIX века войны правителя зулусов Чаки привели к вторжению ряда народов с юго-востока Южной Африки. Последствия этого процесса, так называемого мфекане , затронули и государства шона. В 1834 году матабеле под руководством Мзиликази вторглись в нынешний Зимбабве и подчинили себе государства розви, около 1860 году они завоевали и северные племена шона.

Португальские и более поздние европейские путешественники подчас связывали Мономотапу с библейской страной Офир , которая славилась золотом, драгоценностями и другими диковинами. С Офиром также ассоциировали царицу Савскую и место нахождения золотых приисков, ставших источником богатства царя Соломона . Поиски этих «копей царя Соломона» в Африке напоминали аналогичные поиски Эльдорадо в Южной Америке.

Примечания

  1. . Дата обращения: 29 декабря 2017. 7 апреля 2020 года.

Литература

Ссылки

  • в Католической энциклопедии
  • (англ.)
Источник —

Same as Мономотапа