Мокульский, Стефан Стефанович
- 1 year ago
- 0
- 0
Митрополи́т Стефа́н ( греч. Μητροπολίτης Στέφανος , эст. Metropoliit Stefanus ; в миру Христа́кис Хараламби́дис , греч. Χριστάκης Χαραλαμπίδης ; род. 29 апреля 1940 , Костерманвиль , Бельгийское Конго ) — епископ Константинопольского патриархата , митрополит Таллинский , управляющий Эстонской апостольской православной церковью (с 1999).
Родился 29 апреля 1940 в Костерманвиле (ныне Букаву ), в Бельгийском Конго (ныне — Демократическая Республика Конго ) в греческой семье кипрских беженцев .
В 1959 году окончил школу «Notre-Dame de la Victoire» и иезуитский колледж в Букаву, после чего в течение года обучался на медицинском факультете в католическом Университете в Лувене ( Бельгия ), откуда в 1960 году перевёлся на обучение в Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже ( Франция ) . Свободно владел французским и греческим языками, отчасти русским и церковнославянским языками .
6 января 1963 года хиротонисан во диакона для служения в греческой Галльской митрополии во Франции .
В 1964 году параллельно начал обучаться в Сорбонне , специализируясь на ранних отцах-пустыниках. В 1965 году получил степень магистра в Свято-Сергиевском институте .
17 ноября 1968 года хиротонисан во пресвитера , а в 1972 году возведён в достоинство протосинкелла , став ближайшим помощником митрополита Мелетия (Карабиниса) по управлению южным регионом Франции с проживанием в Ницце .
25 марта 1987 года хиротонисан в титулярного епископа Назианзского , викария греческой Галльской митрополии во Франции. Будучи викарным епископом, по прежнему проживал в Ницце .
В течение тридцати лет он был ответственным лицом за молодёжную работу Галльской метрополии, а также за принятие небольших маргинальных групп в Церковь .
В этот период он был являлся главным секретарём Ассамблеи православных епископов Франции , председателем комиссии по средствам массовой информации православных церквей Франции, продюсером православных программ на французском телевидении и радио. Представлял Галльскую митрополию и Константинопольский Патриархат на различных международных встречах во Франции , Сербии , Испании , Швейцарии , России и Финляндии .
С 1990 по 1999 год был лектором в Свято-Сергиевском богословском институте и профессором патрологии в католической семинарии Ниццы. Он читал лекции на юридическом факультете Университета Ниццы о геополитической роли православной церкви и в университете Монпелье о духовной традиции Византии. Написал многочисленные богословские статьи и книги, которые были переведены на греческий, итальянский, испанский и румынский языки, был редактором двух журналов в Южной Франции.
13 марта 1999 года назначен управляющим Эстонской апостольской православной церковью в юрисдикции Константинопольского патриархата . Как отмечает сам митрополит Стефан, «для меня назначение в Эстонию стало сюрпризом. До этого я был викарным епископом греческой архиепископии во Франции, проживал на юге, в Ницце. И когда мне сказали про Эстонию, я даже вначале не знал, где она находится. Предполагал, что где-то возле Сибири» . Интронизация состоялась 21 марта 1999 года с усвоением титула — «митрополит Таллиннский и всея Эстонии» .
«С каждым днём становится всё более понятно, что для православия эстонский вопрос — это не вопрос противостояния двух властолюбивых патриархатов, или, как утверждала одна парижская газета в уничижительной статье, результат сепаратистского неповиновения, которое по природе своей «национально-религиозно, возникло на приграничных территориях в Балтийских странах при потворстве местных властей». Эстонский вопрос — это прежде всего дело совести, дело всеправославной совести, острый вопрос, показывающий, как мы понимаем Евангелие».
Выступал против регистрации Эстонской православной церкви Московского патриархата , которая произошла только в 2001 году .
Накануне визита в Москву (20 января 2005 года) президента Эстонии Арнольда Рюйтеля обвинил Московский патриархат в создании напряжённости между православными в Эстонии. По его словам: «внешне всё выглядит так, будто между нами все вопросы решены, но на самом деле они вовсе не решены. На нашу Церковь оказывается страшное давление, и не только на уровне Эстонии, но и на международном уровне» . Высказывание Стефана связано с тем, что при содействии главы эстонского государства Московскому патриархату удалось добиться законной регистрации Эстонской Православной Церковью Московского патриархата на территории Эстонии.
Митрополит Стефан явился инициатором публикации книги «Несчастье быть маленькой церковью в маленькой стране» ( Таллин , 2007, ISBN 978-9949-15-711-2; ISSN 1736-6720), вызвавшей возмущение патриарха Алексия II , который родился в Эстонии . В 2011 году в « Вестнике церковной истории » вышла статья под заглавием «История эстонского Православия и попытка её недобросовестной ревизии: О книге архимандрита Григория Папатомаса „Несчастье быть маленькой церковью в маленькой стране“», переработанная затем в книгу «Проблемы Православия в Эстонии: О книге архимандрита Григория Папатомаса „Несчастье быть маленькой церковью в маленькой стране“», авторы которой, аргументировано опровергают тезисы оппонента и приводят фрагменты множества документов со ссылками на архивные шифры .
6 сентября 2010 года после визита в Эстонию Председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) , в пресс-сообщении Эстонской автономной православной церкви отмечалось, что «митрополит Стефанос удивлен демонстрацией высокомерного отношения» митрополита Илариона к автономной Православной Церкви Эстонии. Митрополит Иларион, по мнению митрополита Стефаноса «не продемонстрировал понимания истории и народа Эстонии» .