Родился в городе Геокчай Азербайджанской ССР. В 1956 году окончил
Бакинское музыкальное училище имени Асафа Зейналлы
по классу игры на
таре
Р. Мамедбейли и по классу композиции М. Ахмедова. В 1963 году с отличием окончил
Азербайджанскую государственную консерваторию имени Узеира Гаджибекова
по классу композиции у
Кара Караева
. В 1956—1958 годах преподавал игру на таре и теоретические предметы в музыкальной школе в Геокчае. В 1958—1959 годах — тарист в оркестре народных инструментов Азербайджанского радио и телевидения. С 1960 года и до конца жизни преподавал в Бакинском музыкальном училище. Член правления
Союза композиторов Азербайджана
. Активный член и один из руководителей секций симфонической и камерной музыки Союза композиторов Азербайджана. Неоднократно избирался делегатом съездов
Союза композиторов СССР
. Член правления Союза композиторов СССР.
Мамед Кулиев впервые привнес в камерно-вокальную музыку гротесковые образы (цикл романсов для баса и фортепиано на слова А. Салахзаде), расширил жанровые рамки национальной оперы (опера
«Обманутые звёзды»
— первый и единственный образец оперы-сатиры в Азербайджане), написал сонаты для необычных составов, таких как, высокая
флейта-пикколо
и низкий
контрабас
, а также
гобой
и
бас-кларнет
, впервые ввел в симфонию партию народной певицы и хор.
Мамед Кулиев — автор оперы
«Обманутые звёзды»
по одноименной повести
Мирза Фатали Ахундова
,
7
симфоний и других крупных вокальных, симфонических, камерных и инструментальных произведений.
Избранные сочинения
«Обманутые звезды» («
») —
опера
, в двух действиях, четырёх картинах с прологом и эпилогом. Либретто — Видади Пашаева (1977).
Симфония
I
(1963),
Симфония
II
(1968) — «Антивоенная»,
Симфония
III
(1970) — «Mən — Azərbaycanam» («Я — Азербайджан») на слова
Фикрет Годжа
,
Ханкишиева, Кенуль Гумбат гызы.
:
автореферат
дис. … дра философии по искусствоведению. — Баку, 2013.
Везирова, Гюляра Хасай кызы.
Мугам как фактор национального своеобразия азербайджанской оперы: автореферат диссертации по искусствоведению, специальность
ВАК РФ
17.00.02. — Баку, 1996.
http://cheloveknauka.com/mugam-kak-faktor-natsionalnogo-svoeobraziya-azerbaydzhanskoy-opery#ixzz57CfHeRQe
М. Г. Кулиев, Л. Б. Абдуллаева.
Музыкальный язык и особенности исполнительской интерпретации «Альбома» для фортепиано Мамеда Кулиева. — Баку, 2014. 97 с.
Мамед Мехти оглы Кулиев.
Обманутые звезды. Опера в двух действиях, четырёх картинах с прологом и эпилогом. Советские Оперы. — Москва, Советский композитор, 1982, с. 409—411.
Ю. Габай.
«Обманутые звезды». — Москва,
Советская музыка, 1978, № 8, с. 55-58.
Кулиев, Мамед Мехти оглы
/ Ред. и авт. предисл.
Рауф Абдуллаев
. — Баку : Ишыг, 1980. — 65 с.
Мамед Кулиев.
Две пьесы для камерного оркестра, партитура. — Москва : МУЗЫКА, 1974. — 31 с
/ ГОС. СТРУННЫЙ КВАРТЕТ АЗЕРБАЙДЖАНА / М . КУЛИЕВ, В СТИЛЕ «МУГАМ» /
С10-17695 004 / 1982
/
М. КУЛИЕВ
(1936):
«Обманутые звезды»,
Фрагменты оперы
(азерб.)
/
С10—12281-2 / 1979
/ АДЫГЕЗАЛОВ Рауф… Джейран (М. Кулиев —
ашуг Алескер
); Гел биае (нар. песня, обр. М. Кулиева) / С60-09525-6 / 1977