Орлов, Василий Петрович
- 1 year ago
- 0
- 0
Василий Петрович Тугаринов ( 29 декабря 1898 , село Березовец, Осташковский уезд , Тверская губерния , Российская империя — 8 марта 1978 ) — советский философ , доктор философских наук (1951), профессор (1951). Специалист в области философской онтологии и аксиологии .
Родился в селе Березовец Осташковского уезда, в семье священника и сельской учительницы. Окончил Осташковское духовное училище и 4 класса Тверской духовной семинарии, благодаря чему блестяще знал латинский язык . По воспоминаниям профессора Г. Л. Тульчинского , Тугаринов испытал мировоззренческий кризис и "отрекся от Бога" .
В 1917 году учился на естественном факультете МГУ , но прервал занятия. В 1917—1918 годах работал учителем Петровщинской волостной начальной школы Осташковского уезда.
В 1925 году окончил общественно-педагогическое отделение МГУ по специальности «история и философия».
В 1936 году — аспирантуру Коммунистической академии .
С 1935 по октябрь 1937 года — проректор по учебной части и заведующий кафедрой философии Калининской областной советской партийной школы.
В ноябре 1937 года исключён из ВКП(б) .
С 1938 года — учитель русского языка и литературы в неполной средней школе для взрослых № 3 Новопромышленного района, затем в средней школе № 10 Калинина.
В феврале 1939 года восстановлен в ВКП(б). Работал штатным лектором Калининского горкома ВКП(б).
Во время войны (1941—1945 годы) — директор средней школы в Челябинской области .
С сентября 1939 по 1948 год работал в Калининском государственном педагогическом институте.
В 1951 в Институте философии АН СССР защитил докторскую диссертацию «Диалектический материализм о законе и закономерности» (Монография: «Законы объективного мира, их познание и использование» ). С 1951 — декан философского факультета , с 1960 — заведующий кафедрой диалектического и исторического материализма ЛГУ . Был освобождён от этих должностей за создание студентами факультета «Истинной Коммунистической партии» .
Удостоен второй премии ЛГУ за книгу «Законы объективного мира, их познание и использование».
Похоронен в деревне Залучье Осташковского района .
Особенностью философии Тугаринова было интуитивное схватывание «гнёзд понятий», которые в дальнейшем уточнялись с помощью сравнения. Учёный резко критиковал современных представителей номинализма — позитивистов — и утверждал реальность общих понятий. Также в его онтологии (как и у Плеханова ) заметно влияние Спинозы [ источник не указан 3769 дней ] .
Основной заслугой Тугаринова является возрождение онтологии в СССР [ источник не указан 3769 дней ] . Он замечал, что марксизм действительно делится на диамат и истмат . Диамат обычно воспринимается исключительно как метод познания, т. е. в ключе гносеологии . Между тем для адекватного постижения окружающего мира необходимо знание категорий, которые он разделяет на три класса: субстанциальные, атрибутивные и релятивные, т. е. сущность, свойство и отношения. К примеру, природа — это сущность, сознание и движение — это свойства, а закон — отношение. Природа — это весь мир, у которого есть две формы: внешняя (бытие) и внутренняя (материя). Материя — это субстрат .
В общественном сознании он выделял идеологию и общественную психологию. Само же общественное сознание делилось на 4 формы:
Рассматривая категорию базиса и надстройки, Тугаринов выделял три надстройки: социальную, политическую и духовную. При этом он отмечает, что надстройка шире по значению, чем общественное сознание.
Философию ценностей Тугаринов основывал на материалистическом понятии потребностей (стимулов). Потребность осознается в интересе, предмет интереса есть цель, а цель есть мысленный образ ценности . Ценности Тугаринов делил на три класса: материальные (например, пища), социально-политические (например, свобода) и духовные (например, истина). Также они могут быть экзистенциальными (наличными, т. е. достигнутыми), целевыми (намечаемыми) и нормативными. Теория ценностей является для него фундаментом учения о практике.
Дочь - Наталья Васильевна, сын - Виктор Васильевич