«Амазонки авангарда»
— собирательное именование
ведущих русских и советских художниц начала ХХ века, признанных мастеров авангардного (передового) направления русской живописи, работавших в таких стилях, как абстракционизм, кубизм, примитивизм и футуризм
.
В основном применяется к шести наиболее знаменитым художницам этого периода:
Наталья Гончарова
,
Любовь Попова
,
Ольга Розанова
,
Александра Экстер
,
Варвара Степанова
,
Надежда Удальцова
, однако может употребляться более расширенно, для всех передовых художниц Российской империи и Советского союза 1900—1920-х годов. Сами художницы этого именования не использовали, термин начал использоваться с 2000-х годов.
Название
Выражение «
амазонка
» относительно русских художниц этого поколения заимствовано из мемуаров их современника, поэта и исследователя футуризма
Бенедикта Лившица
, который в своей книге 1933 года «
» написал о трех художницах — Гончаровой, Розановой и Экстер так:
Эти три замечательные женщины все время были передовой заставой русской живописи и вносили в окружавшую их среду тот воинственный пыл, без которого оказались бы немыслимы наши дальнейшие успехи. Этим настоящим
амазонкам
, скифским наездницам, прививка французской культуры сообщила только большую сопротивляемость западному «яду», и если ни одна из них не вырезала у себя правой груди, чтобы заменить её досекинской тубой, то удержали их от этого главным образом соображения эстетического порядка.
Глава в книге Яблонской
В 1990 в Нью-Йорке на английском языке вышла книга «Русские женщины-художницы нового времени» (1900—1935)" / «Women artists of Russia’s New Age. 1900—1935» советского искусствоведа
(1926—1990). Одна из глав её книги называлась именно «Амазонки авангарда», используя образ Лившица. В этой главе рассказывалось о Гончаровой, Розановой, Поповой, Экстер, Степановой и Удальцовой
.
Выставка 1999—2001 годов
Поворотным событием, сделавшим это выражение крылатым, стала выставка под названием
«Амазонки авангарда» (Amazons of the Avant-Garde
)
, прошедшая в 1999—2001 годы на нескольких площадках мира (города по алфавиту: Музей Гуггенхайма, Берлин
, 10 июля — 17 октября 1999 / Музей Гуггенхайма, Бильбао, 13 июня — 27 августа 2000 / Музей Пегги Гуггенхайм, Венеция, 1 марта — 28 мая 2000 / Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, 7 сентября 2000 — 7 января 2001 / Королевская академия, Лондон, ноябрь 1999 — 6 февраля 2000 / Третьяковская галерея, Инженерный корпус, Москва, 13 февраля 2001 — 28 марта
). Впервые за всю историю существования Фонда Гуггенхайма одну и ту же выставку последовательно показали во всех его зданиях в разных странах
, по некоторым сведениям, показ в России изначально не планировался
.
Идея проекта, по одним сведениям, принадлежала
Николасу Ильину
, представителю
Фонда Гуггенхайма
в Европе
, по другим — Трегуловой, вынашивавшей её много лет
. Исследователи творчества Розановой, однако, пишут, что «идея этой выставки совершенно очевидным образом восходит к книге советского искусствоведа
, вышедшей на английском языке в 1990 году, хотя имя Яблонской организаторами выставки ни разу не упоминалось»
. Проект готовился пять лет. Кураторами выступали
Джон Боулт
,
Мэтью Дратт
и, с российской стороны —
Зельфира Трегулова
.
В своем интервью Трегулова рассказывала:
…выставка обязана своим рождением именно феминизму. Дело было в 1992 году, за неделю до открытия выставки «Великая утопия» в Нью-Йорке. Когда мы её монтировали, там проходил парад феминисток, на который меня пригласили коллеги из Музея Гуггенхайма. Они пошли туда с детьми, с мужьями. Меня тогда поразила агрессивность матерых феминисток. Это оказалось настолько отталкивающим, что, пройдя несколько кварталов, я извинилась и ушла. В это же время Музей Гуггенхайма открыл отделение в Сохо. И все Сохо было заклеено феминистскими плакатами: «
! Ты ненавидишь женщин, ты в своем музее не показываешь их искусство, и единственная женщина, которую ты показываешь, — это
Луиз Буржуа
!» А мы, работавшие на «Утопии», были преисполнены величайшего уважения к Томасу Кренцу — директору Фонда Гуггенхайма. Однажды ночью мы прогуливались по Сохо, снова посмотрели на этот плакат, и моя коллега, Фаинна Балаховская, с которой мы тогда работали, сказала: «Слабо после „Великой утопии“ сделать „Женщин русского авангарда“»?!
На выставке были показаны более 70 работ из 20 музейных и частных собраний: ГТГ, ГРМ, ГМИИ имени А. С. Пушкина, а также 16 региональных музеев России, ряда частных собраний — российских и зарубежных, а также крупнейших музеев Западной Европы и США
. Это были картины, созданные тремя художницами, названными Лившицем (Гончаровой, Розановой и Экстер) и тремя авторам, добавленным Яблонской (Поповой, Степановой и Удальцовой), в период с 1907 по 1922 год. Куратор Джон Боулт характеризовал концепцию так: «Мы тоже этой выставкой хотели как-то изолировать этих художниц от революции. Обычно, особенно на Западе, есть какая-то автоматическая ассоциация — „авангард, значит, Октябрьская революция“. (…) А во-вторых, если мы посмотрим на Европу или Америку — на художественное искусство начала века в этих странах, то мы не увидим аналогичных групп женщин — только в России действительно были такие сильные и удивительные женщины»
.
Выставка пользовалась большой популярностью, в совокупности в разных городах её посетило более 900 тыс. человек
. Согласно «Энциклопедии русского авангарда», выставка «имела огромный успех и стала завершающим этапом в ряде международных выставочных проектов по искусству русского авангарда»
.
К выставке был выпущен каталог на нескольких языках: немецкое, английское, итальянское, испанское и русское издания. Затем в 2004 году последовало одноимённое издание с многочисленными научными статьями на русском языке. В них были напечатаны исследовательские и документальные материалы о жизни и творчестве художниц, а также материалы о гендерной проблеме в русской культуре рубежа XIX—XX веков
.
Характеристика
Андрей Сарабьянов
рассказывает, что интерес к феномену «женского творчества» в русском авангарде возник впервые на Западе в конце 1960-х годов, вместе с интересом к этому искусству в целом и одновременно с возрождением феминизма. Впервые их искусство было показано на выставке «Художницы русского авангарда» в
(1980, Кёльн). В 1990 году была издана книга «Women artists of Russia’s New Age. 1900—1935» М. Яблонской
.
Международный проект «Амазонки авангарда», где было показано шесть авторов, вывел понятие на новый уровень. В дальнейшем круг «амазонок» значительно расширился: в него были включены имена Е. Г. Гуро, В. Е. Пестель, М. М. Синяковой и других
.
Термин
Термин подвергается критике по разным причинам.
В статье, посвященной открытию выставки в Москве в 2001 году,
Григорий Ревзин
подверг её резкой критике как эксплуатирующей модное на Западе и, по его мнению, надуманное и бессмысленное явление
феминизма
. Эта ситуация была типичной для российского восприятия той эпохи; так,
Екатерина Деготь
в 1999 году об этой же выставке пишет: «У нашего зрителя попытка сгруппировать художников по половому признаку вызывает обычно иронию или протест — факты дискриминации женщин в истории мирового искусства у нас плохо известны и не осмыслены»
.
С другой стороны, гендерные исследователи в 2020-е годы считают его уже устарелым и обесценивающим индивидуальность каждой из авторов. Например, феминистический портал Wonderzine пишет, что из-за этого обобщающего термина художницы эпохи «попали в загончик „женского искусства“. откуда вряд ли выберутся в ближайшую сотню лет»
. В 2023 году в «ГЭС-2» прошла выставка, посвященная Ольге Розановой и её влиянию; и куратор его выставочных проектов Елена Яичникова по этому поводу отмечала: «Ревизия искусства авангарда — важная задача. Необходимо распаковать категорию „амазонки авангарда“ — показать несводимость этой группы художниц к зонтичному определению, выделить своеобразие каждой из них»
.
Позже по понятной логике возникло менее распространенное выражение «амазонка
» для представительниц нонконформизма, например —
Лидия Мастеркова
и др.
Список авторов
-
основные героини:
-
прочие:
Библиография
-
M. N. Yablonskaya.
/ Edited and translated from the Russian by Anthony Parton. — New York : Rizzoli International Publications, Inc., 1990. — 248 p., ill. —
ISBN 0-8478-1090-9
-
: ALexandra Exter, Natalia Goncharova, Liubov Popova, Olga Rozanova, Varvara Stepanova, and Nadezhda Udaltsova / Edited by John E. Bowlt and Matthew Drutt. — New York : Solomon R. Guggenheim Museum, 2000. — 366 p., ill. — ISBN 0-89297-225-3
-
13
. Matthew Drutt
-
20 WOMEN OF GENIUS. John E. Bowlt
-
39 SIX (AND A FEW MORE) RUSSIAN WOMEN OF THE AVANT-GARDE TOGETHER. Charlotte Douglas
-
59 BETWEEN OLD AND NEW: RUSSIA’S MODERN WOMEN. Laura Engelstein
-
75 GENDER TROUBLE IN THE AMAZONIAN KINGDOM: TURN-OF-THE-CENTURY REPRESENTATIONS OF WOMEN IN RUSSIA. Olga Matich
-
95 DRESSING UP AND DRESSING DOWN: THE BODY OF THE AVANT-GARDE. Nicoletta Misler
-
109 CREATIVE WOMEN, CREATIVE MEN, AND PARADIGMS OF CREATIVITY: WHY HAVE THERE BEEN GREAT WOMEN ARTISTS? Ekaterina Dyogot
-
131 ALEXANDRA EXTER. Essay by Georgii Kovalenko
-
155 NATALIA GONCHAROVA. Essay by Jane A. Sharp
-
185 LIUBOV POPOVA. Essays by Natalia Adaskina and Dmitrii Sarabianov
-
213 OLGA ROZANOVA. Essay by Nina Gurianova
-
241 VARVARA STEPANOVA. Essay by Alexander Lavrentiev
-
271 NADEZHDA UDALTSOVA. Essay by Vasilii Rakitin
-
298 DOCUMENTS 348 LIST OF PLATES / BIBLIOGRAPHY
-
Амазонки авангарда. Александра Экстер, Наталья Гончарова, Любовь Попова, Ольга Розанова, Варвара Степанова, Надежда Удальцова: [Каталог выставки] / Под ред.
Джона Э. Боулта
и Мэтью Дратта. — Нью-Йорк, Москва:
Музей Соломона Р. Гуггенхайма
,
Государственная Третьяковская галерея
,
Галарт
, 2000. — 366 с. —
ISBN 0-89207-231-8
.
-
Матич О.
Гендерные проблемы в царстве амазонок: образы женщин в русской культуре рубежа веков // Амазонки авангарда: Александра Экстер, Наталья Гончарова, Любовь Попова, Ольга Розанова, Варвара Степанова, Надежда Удальцова / Под ред.
Джона Э. Боулта
и
Мэтью Дратта
; Каталог выставки. — Нью-Йорк; М.:
Музей Соломона Р. Гуггенхайма
,
Государственная Третьяковская галерея
,
Галарт
, 2000. —
С. 75—93
. —
ISBN 0-89207-231-8
.
-
Гурьянова Н.А.
Ольга Розанова // Амазонки авангарда: Александра Экстер, Наталья Гончарова, Любовь Попова, Ольга Розанова, Варвара Степанова, Надежда Удальцова / Под ред.
Джона Э. Боулта
и
Мэтью Дратта
; Каталог выставки. — Нью-Йорк; М.:
Музей Соломона Р. Гуггенхайма
,
Государственная Третьяковская галерея
,
Галарт
, 2000. —
С. 213—223
. —
ISBN 0-89207-231-8
.
«Амазонки авангарда»
(рус.)
/ Ответственный редактор
Г. Ф. Коваленко
;
ГИИ
Минкультуры РФ
. —
М.
:
Наука
, 2004. — 352 с. —
1100 экз.
—
ISBN 5-02-010251-2
.
-
-
Трегулова З. И.
«Амазонки авангарда»: выставка и выставки (История совместного экспонирования) // «Амазонки авангарда» / Ответственный редактор
Г. Ф. Коваленко
;
Государственный институт искусствознания
Министерства культуры Российской Федерации
. —
М.
:
Наука
, 2004. —
С. 6—15
. —
ISBN 5-02-010251-2
.
-
Турчин В. С.
Феминистский дискурс. Российское эхо.
-
Якимович А.К.
О воинственной материальности авангарда // «Амазонки авангарда» / Отв. ред.
Г. Ф. Коваленко
;
Государственный институт искусствознания
Министерства культуры Российской Федерации
. —
М.
:
Наука
, 2004. —
С. 52—56
. —
ISBN 5-02-010251-2
.
-
Религиозное подсознание русских художниц и их зрителей. В поисках истоков феномена русской художницы.
-
Боулт Дж. Э.
«Воскресный день»: Марианна Верёвкина и русский Серебряный век // «Амазонки авангарда» / Ответственный редактор
Г. Ф. Коваленко
;
Государственный институт искусствознания
Министерства культуры Российской Федерации
. —
М.
:
Наука
, 2004. —
С. 69—80
. —
ISBN 5-02-010251-2
.
-
Сидорина Е. В.
«Амазонки авангарда» и «квадратура конструктивизма» (Из «Этюдов о русском авангарде») // «Амазонки авангарда» / Ответственный редактор
Г. Ф. Коваленко
;
Государственный институт искусствознания
Министерства культуры Российской Федерации
. —
М.
:
Наука
, 2004. —
С. 81—97
. —
ISBN 5-02-010251-2
.
-
Иньшакова Е. Ю.
«До конца я тоже избегаю быть женщиной…» Неизвестные материалы о творчестве Елены Гуро // «Амазонки авангарда» / Отв. ред.
Г. Ф. Коваленко
;
Государственный институт искусствознания
Министерства культуры Российской Федерации
. —
М.
:
Наука
, 2004. —
С. 98—104
. —
ISBN 5-02-010251-2
.
-
«Синяя всадница» Наталия Гончарова // «Амазонки авангарда» / Ответственный редактор
Г. Ф. Коваленко
;
Государственный институт искусствознания
Министерства культуры Российской Федерации
. —
М.
:
Наука
, 2004. —
С. 105—110
. —
ISBN 5-02-010251-2
.
-
Гончарова и Татлин (1913—1915) // «Амазонки авангарда» / Ответственный редактор
Г. Ф. Коваленко
;
Государственный институт искусствознания
Министерства культуры Российской Федерации
. —
М.
:
Наука
, 2004. —
С. 111—124
. —
ISBN 5-02-010251-2
.
-
Луканова А. Г.
Гончарова и Евреинов // «Амазонки авангарда» / Ответственный редактор
Г. Ф. Коваленко
;
Государственный институт искусствознания
Министерства культуры Российской Федерации
. —
М.
:
Наука
, 2004. —
С. 125—132
. —
ISBN 5-02-010251-2
.
-
Иньшаков А. Н.
Наталия Гончарова среди художников «Ослиного хвоста» // «Амазонки авангарда» / Ответственный редактор
Г. Ф. Коваленко
;
Государственный институт искусствознания
Министерства культуры Российской Федерации
. —
М.
:
Наука
, 2004. —
С. 133—148
. —
ISBN 5-02-010251-2
.
-
Баснер Е. В.
Наталия Гончарова: о «сознательной непростоте» // «Амазонки авангарда» / Ответственный редактор
Г. Ф. Коваленко
;
Государственный институт искусствознания
Министерства культуры Российской Федерации
. —
М.
:
Наука
, 2004. —
С. 149—154
. —
ISBN 5-02-010251-2
.
-
Овсянникова Е. Б.
Ранние работы Н. С. Гончаровой в архиве Н. Д. Виноградова // «Амазонки авангарда» / Ответственный редактор
Г. Ф. Коваленко
;
Государственный институт искусствознания
Министерства культуры Российской Федерации
. —
М.
:
Наука
, 2004. —
С. 155—174
. —
ISBN 5-02-010251-2
.
-
Рабинович В. Л.
«Игра в аду» Гончаровой и Розановой с двумя чертями и одним ягуаром // «Амазонки авангарда» / Ответственный редактор
Г. Ф. Коваленко
;
Государственный институт искусствознания
Министерства культуры Российской Федерации
. —
М.
:
Наука
, 2004. —
С. 175—183
. —
ISBN 5-02-010251-2
.
-
Терёхина В. Н.
Ранний автопортрет Ольги Розановой (к вопросу атрибуции) // «Амазонки авангарда» / Ответственный редактор
Г. Ф. Коваленко
;
Государственный институт искусствознания
Министерства культуры Российской Федерации
. —
М.
:
Наука
, 2004. —
С. 184—191
. —
ISBN 5-02-010251-2
.
-
Балаховская Ф. М.
«Где сроки спутаны…» // «Амазонки авангарда» / Ответственный редактор
Г. Ф. Коваленко
;
Государственный институт искусствознания
Министерства культуры Российской Федерации
. —
М.
:
Наука
, 2004. —
С. 192—195
. —
ISBN 5-02-010251-2
.
-
Анненков Ю. П.
Памяти О. В. Розановой. Публикация и предисловие Д. В. Фомина.
-
Коваленко Г. Ф.
Александра Экстер: «Цветовые ритмы» // «Амазонки авангарда» / Ответственный редактор Г. Ф. Коваленко;
Государственный институт искусствознания
Министерства культуры Российской Федерации
. —
М.
:
Наука
, 2004. —
С. 198—215
. —
ISBN 5-02-010251-2
.
-
Лаврентьев А. Н.
Пародия и юмор в работах Степановой // «Амазонки авангарда» / Ответственный редактор
Г. Ф. Коваленко
;
Государственный институт искусствознания
Министерства культуры Российской Федерации
. —
М.
:
Наука
, 2004. —
С. 216—225
. —
ISBN 5-02-010251-2
.
-
.
О Варваре Степановой, её друзьях и жизни // «Амазонки авангарда» / Ответственный редактор
Г. Ф. Коваленко
;
Государственный институт искусствознания
Министерства культуры Российской Федерации
. —
М.
:
Наука
, 2004. —
С. 226—232
. —
ISBN 5-02-010251-2
.
-
Коваленко Г. Ф.
Кубизм Веры Пестель // «Амазонки авангарда» / Отв. ред.
Г. Ф. Коваленко
;
Государственный институт искусствознания
Министерства культуры РФ
. —
М.
:
Наука
, 2004. —
С. 233—240
. —
ISBN 5-02-010251-2
.
-
Пестель В.Е.
Фрагменты дневника. Воспоминания. «О художественном произведении» // «Амазонки авангарда» / Отв. ред.
Г. Ф. Коваленко
;
Государственный институт искусствознания
Министерства культуры РФ
. —
М.
:
Наука
, 2004. —
С. 241—258
. —
ISBN 5-02-010251-2
.
-
Иллюстрации Валентины Ходасевич к циклу сонетов Константина Липскерова «Голова Олоферна» (1918)
-
Бужинска И.
Две женщины-художницы в Латвии. Александра Митрофановна Бельцова и Маргарита Лиепине-Скулме // «Амазонки авангарда» / Ответственный редактор
Г. Ф. Коваленко
;
Государственный институт искусствознания
Министерства культуры Российской Федерации
. —
М.
:
Наука
, 2004. —
С. 264—275
. —
ISBN 5-02-010251-2
.
-
Козырева Наталья.
Пелагея Шурига — ранние годы
-
Червонная С.
Александра Платунова: казанский авангард.
-
Фомин Дмитрий.
Театральные аллюзии в книжной графике художниц русского авангарда.
-
Азизян Ирина.
«Внимание декоративному искусству»: прикладное отделение Госкурсов им. Н. К. Крупской.
Примечания
-
(рус.)
.
Большая российская энциклопедия
(25 мая 2022). Дата обращения: 21 декабря 2023.
-
↑
(неопр.)
www.culture.ru
. Дата обращения: 21 декабря 2023.
-
↑
(неопр.)
.
rozanova.net
. Дата обращения: 21 декабря 2023.
-
(амер. англ.)
.
The Guggenheim Museums and Foundation
. Дата обращения: 21 декабря 2023.
-
Проект стал первой выставкой в этом только что открывшемся выставочном центре.
-
↑
(рус.)
www.kommersant.ru
(20 февраля 2001). Дата обращения: 21 декабря 2023.
-
↑
(неопр.)
.
www.vremya.ru
. Дата обращения: 21 декабря 2023.
-
Тимашева, Марина (2011-06-05).
.
Радио Свобода
. Дата обращения:
21 декабря 2023
.
-
↑
(рус.)
.
rusavangard.ru
. Дата обращения: 21 декабря 2023.
-
(рус.)
rozanova.net
. Дата обращения: 22 декабря 2023.
-
(рус.)
.
rusavangard.ru
. Дата обращения: 21 декабря 2023.
-
(неопр.)
.
old.guelman.ru
. Дата обращения: 21 декабря 2023.
-
(неопр.)
.
Wonderzine
(7 июля 2017). Дата обращения: 21 декабря 2023.
-
(рус.)
. Дата обращения: 21 декабря 2023.
-
Бессмертная, Полина Садовникова, Мария
(рус.)
.
The Blueprint
. Дата обращения: 22 декабря 2023.
-
(рус.)
.
os.colta.ru
. Дата обращения: 22 декабря 2023.