Interested Article - Митрейкин, Константин Никитич
![](/images/005/473/5473397/1.jpg?rand=66486)
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/83ffde00f6480b8447091cf284a2af47.gif)
- 2021-05-05
- 1
Константи́н Ники́тич Митре́йкин ( 25 декабря 1905 , Симбирск — 6 августа 1934 , Москва ) — советский поэт - конструктивист .
Биография
Константин Митрейкин родился 25 декабря 1905 года в городе Симбирск (сейчас Ульяновск).
Заниматься поэтическим творчеством начал в Ульяновске. Входил в местную литературную группу «Стрежень», которая была филиалом базировавшегося в Москве всесоюзного объединения рабоче-крестьянских писателей « Перевал » .
В 1928 году выпустил в Ульяновске первый сборник «Бронза», в который вошли 16 стихотворений . Провинциальное издание заметили в Москве: о сборнике писали журналы « Новый мир » и « Октябрь » .
В 1929 году перебрался в Москву. Вошёл в молодёжную литературную группу конструктивистской молодёжи, созданную лидером конструктивистов Ильёй Сельвинским при журнале « Красное студенчество », чьим главным редактором он был .
В начале 1930-х годов выпустил три сборника: «Я разбиваю себя» (1931), «Боевая лирика» (1931), «Штурм неба» (1934), а также поэму «УКК» (1932). Публиковался в « Литературной газете » .
По воспоминаниям поэта Ярослава Смелякова , знавшего Митрейкина с мая 1934 года, в последние месяцы жизни он высказывал недовольство окружающей его обстановкой, заявляя, что «его психика перевернулась настолько, что в дальнейшем он не может работать» .
Застрелился 6 августа 1934 года в Москве. Кремирован, прах захоронен в колумбарии Нового Донского кладбища в Москве .
Особенности творчества
![](/images/005/473/5473397/3.jpg?rand=944441)
![](/images/005/473/5473397/4.jpg?rand=268340)
Стихи первого сборника «Бронза» отмечены влиянием модернистской поэзии — в первую очередь конструктивиста Ильи Сельвинского, а также Николая Асеева и Бориса Пастернака .
Поэзия Митрейкина начала 30-х годов отмечена влиянием конструктивизма. Митрейкин, будучи на стороне Литературного центра конструктивистов , активно участвовал в поэтической полемике с ЛЕФом (в частности, с Владимиром Маяковским ) и имажинистами . Так, стихотворение «Анекдот с примечаниями» (1929) иронически переосмысливает произведение Вадима Шершеневича «Принцип басни» (1919) . В стихотворении «Ночные рыцари», посвящённом ассенизаторам , Митрейкин пародийно переосмысливает образы поэзии Маяковского и отчасти Пастернака . Однако в течение 1931 года в творческой идеологии Митрейкина происходят заметные перемены: одновременно со сборником «Я разбиваю себя» выходит поэма «Во весь голос» (так же называлась последняя поэма Маяковского), в которой он вступает в полемику с Сельвинским, фактически отказываясь от принципов конструктивизма. Он иронизирует над заявлением лидера конструктивистов, объявившего свою жизнь каталогом сложных ошибок :
Что, это всё? Ошибки, кажись?
И вы закричали баритоном шибко:
— Ах, больно подумать, что вся моя жизнь
Были лишь каталогом сложных ошибок !
После этого Митрейкин фактически становится на позицию партийной поэзии, близкую к Маяковскому.
Я выдвигаю встречный план,
Вслепую не хочу ползать!
Возьми, партия, мой талант,
Возьми его! Используй!
![](/images/005/473/5473397/5.jpg?rand=266696)
Сборник 1931 года «Боевая лирика» отмечен предощущением близкой войны. В сборнике 1934 года «Штурм неба», который стал последним для поэта, отмечается отход от эстетики конструктивизма в сторону более традиционной поэтики. Тем не менее стремление к экспериментам Митрейкин не оставил: например, в сборник вошло стихотворение «Памятник Марксу», написанное белым стихом .
Критика
Произведения конструктивистского периода в творчестве Митрейкина неоднократно были удостоены негативных отзывов. В частности, в поэме «УКК» отмечали излишнюю сухость, пренебрежение к человеческой личности, чрезмерное пристрастие к цифрам .
Владимир Маяковский в рамках противостояния с Литературным центром конструктивистов иронически упомянул Митрейкина в поэме « Во весь голос », намекнув на его поэтическую заурядность: «Кто стихами льёт из лейки, // кто кропит, / набравши в рот — // кудреватые Митрейки, // мудреватые Кудрейки — кто их к чёрту разберёт!» В то же время литературовед Светлана Коваленко предполагала, что использованный Маяковским в той же поэме образ поэта как «ассенизатора и водовоза» создан под влиянием стихотворения Митрейкина «Ночные рыцари» , которое, как добавляет исследователь Леонид Кацис , представляет собой череду издевательски переосмысленных образов поэзии Маяковского .
Фраза Маяковского во многом предопределила дальнейшее пренебрежительное восприятие Митрейкина. Так, даже 37 лет спустя писатель Вениамин Каверин использовал эту фразу, высказывая мнение, что за читательским требованием простоты выражения в поэзии «вырисовывается фигура мещанина, любителя „кудреватых митреек“» . На эти слова отозвался Илья Сельвинский, вставший на защиту Митрейкина:
К сожалению, очень жестоко отнёсся автор к поэту К. Митрейкину, о котором, очевидно, не имеет понятия. <...> Митрейкин был влюблён в Маяковского и многое от него воспринял. Владимир Владимирович же, видимо, ничего не знал об этом поэте, а задел его (в поэме «Во весь голос») потому, что полемизировал с моей статьёй «Поэзия а-жур», в которой я упомянул имя К. Митрейкина с именем Кудрейко. Маяковский пошёл за каламбуром… Острословие любого поэта, даже если он велик, не стоит использовать понапрасну. Константин Митрейкин был писатель из народа, чрезвычайно далёкий от эстетства, с одной стороны, и упрощенчества — с другой .
Тем не менее независимо от Маяковского скептически высказался о творчестве Митрейкина поэт и писатель Варлам Шаламов :
Мы хотели знать, как пишутся стихи, кто их имеет право писать и кто не имеет. Мы хотели знать, стоят ли поэты своих собственных стихов, хотели понять тот удивительный феномен, когда плохой человек пишет стихи, пронизанные высоким благородством. И чтобы нам объяснили — для чего нужны стихи в жизни. И будут ли в завтрашнем дне?
А вместо этого нас угощали ритмами Митрейкина, восходящими к интонациям Гёте .
По мнению исследователя Леонида Кациса, Митрейкин был вполне удачливым поэтом.
Не так уж мало книг вышло у него за недолгую в принципе творческую жизнь. Но невесёлая история той страны, которой он хотел служить "не по службе, а по душе", сломала и его, реализовав прямой смысл слов Маяковского - "работа адовая будет сделана и делается уже .
По мнению поэта Евгения Евтушенко , у Митрейкина «остались нераскрытые возможности» .
Библиография
- Бронза. Ульяновск: Стрежень. Отделение Всесоюз. объедин. раб.-крест. писателей «Перевал», 1928.
- Я разбиваю себя. М.: Федерация, 1931.
- Боевая лирика. М.: ОГИЗ, Молодая гвардия, 1931.
- УКК. М.: Журнально-газетное объединение, 1932.
- Штурм неба. М.: Советская литература, 1934.
Примечания
- ↑ (рус.) . Литературная карта Ульяновской области . Дата обращения: 4 мая 2021. 10 мая 2021 года.
- Лев Колодный . . Московский комсомолец (10 октября 2019). Дата обращения: 5 мая 2021. 5 мая 2021 года.
- . Ульяновская областная научная библиотека имени В. И. Ленина . Дата обращения: 4 мая 2021. 6 мая 2021 года.
- Анатолий Белоконь. . Литературная Россия (11 июня 2015). Дата обращения: 5 мая 2021. 6 мая 2021 года.
- . bozaboza.narod.ru . Дата обращения: 4 мая 2021. 5 мая 2021 года.
- Кацис Л. Ф. Владимир Маяковский. Поэт в интеллектуальном контексте эпохи. — М. : РГГУ, 2004. — С. 285. — 830 с. — ISBN 978-5-7281-0698-6 .
- Кацис Л. Ф. Владимир Маяковский. Поэт в интеллектуальном контексте эпохи. — М. : РГГУ, 2004. — С. 440. — 830 с. — ISBN 978-5-7281-0698-6 .
- Кацис Л. Ф. Владимир Маяковский. Поэт в интеллектуальном контексте эпохи. — М. : РГГУ, 2004. — С. 783—784. — 830 с. — ISBN 978-5-7281-0698-6 .
- Кацис Л. Ф. Владимир Маяковский. Поэт в интеллектуальном контексте эпохи. — М. : РГГУ, 2004. — С. 280. — 830 с. — ISBN 978-5-7281-0698-6 .
- Кацис Л. Ф. Владимир Маяковский. Поэт в интеллектуальном контексте эпохи. — М. : РГГУ, 2004. — С. 282. — 830 с. — ISBN 978-5-7281-0698-6 .
- Каверин В. А. Несколько лет // Новый мир : журнал. — 1966. — № 11 . — С. 140 .
- Сельвинский И. Необходимое уточнение // Литературная газета . — 1967. — 5 апреля. — С. 6 .
- Шаламов В. Т. . shalamov.ru . Дата обращения: 5 мая 2021. 5 мая 2021 года.
- Кацис Л. Ф. Владимир Маяковский. Поэт в интеллектуальном контексте эпохи. — М. : РГГУ, 2004. — С. 784. — 830 с. — ISBN 978-5-7281-0698-6 .
- Строфы века. Антология русской поэзии / сост. Е. Евтушенко . — М. : Полифакт, 1999. — С. 434.
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/83ffde00f6480b8447091cf284a2af47.gif)
- 2021-05-05
- 1