Тверской, Константин Константинович
- 1 year ago
- 0
- 0
Константи́н Константи́нович Олимпов (настоящая фамилия Фо́фанов ) ( 19 сентября [ 1 октября ] 1889 , Санкт-Петербург , Российская империя — 17 января 1940 , Омск (возможно, Барнаул ) , РСФСР , СССР ) — русский поэт, один из создателей эгофутуризма .
Сын известного поэта К. М. Фофанова , был вторым ребёнком в семье. Родился в Санкт-Петербурге , детство провёл в Гатчине .
В 1907 году окончил петербургское реальное училище П. Г. Ольденбургского . В 1908—1910 годах был вольнослушателем Петербургского археологического института .
C 1912 года публиковал свои стихи, был одним из наиболее последовательных представителей эгофутуризма .
C восторгом встретил Октябрьскую революцию 1917 года и пошёл добровольцем в Красную Армию .
Позже был коробейником , работал на бойне , в середине 1920-х годов был управдомом , в 1930 году — чернорабочим на заводе.
19 сентября 1930 годы был арестован по делу об «антисоветской группировке среди части богемствующих писателей города Ленинграда », а 2 января 1931 года был осуждён на три года. В феврале 1931 года был осуждён повторно по делу «антисоветской нелегальной группы литераторов „Север“» на 10 лет. 17 августа 1938 года освобождён.
Поселяется в Барнауле (по данным его сестры Екатерины). Скончался в Барнауле (по другим данным — в Омске ) 17 января 1940 года, в полной нищете и забвении.
В октябре 1911 года вместе с Игорем Северянином создал кружок и издательство «Эго».
В марте 1912 года это издательство выпустило в виде листовки первый сборник стихов Олимпова «Аэропланные поэзы. Нервник 1. Кровь первая». В сентябре того же года начались разногласия между Олимповым и Северянином за право считаться основателем эгофутуризма, приведшие к выходу последнего из «Академии эгопоэзии» и её фактическому распаду. Сам Олимпов писал:
Ключ возникновения футуризма в России лежит в первом моем печатном выступлении.
Критиками отмечается, что Олимпов наиболее последовательно среди всех эгофутуристов придерживался теоретических положений «вселенского эгофутуризма» (происхождение слова: "Бессмертие в вечности + « Alter Ego » Фофанова + Футуризм и — обобщение — «Вселенский Эго-Футуризм») , используя неологизмы и иностранные слова и имитируя салонную манеру Северянина. Корней Чуковский считал Олимпова «первым учеником Северянина», а Давид Бурлюк в своих мемуарах, напротив, утверждал, что у «несчастного сына Фофанова » Северянин «многое позаимствовал, правда, усилив и по-северянински подчеркнув».
После распада «Академии» Олимпов не стал входить в созданную И. Игнатьевым «Интуитивную ассоциацию эгофутуризма», хотя выпустил в издательстве этой ассоциации « Петербургский глашатай » книгу стихов «Жонглёры-нервы» (1913). Позднее вышла серия его листовок со стихотворениями и декларациями — «Глагол Родителя Мироздания. Негодяям и мерзавцам» (1916), «Проэмий Родителя Мироздания. Идиотам и кретинам» (1916), «Исход Родителя Мироздания» (1917), «Паррезия Родителя Мироздания» (1917).
В своих стихах Олимпов до крайности довёл эгофутуристический культ личности:
Я От Рожденья Гениальный…
— «Флейта славы»
Пусть будет известно на клубных подмостках,
Я выше Бога Сверкаю Венцом.— «Исповедь Футуриста»
Поэт отождествлял себя с Творцом Вселенной , противопоставлял христианству новую, созданную им, религию — «олимпианство», которое призвано вести человечество к науке. Его произведения наполнены самовосхвалением, космическими видениями, гиперболами. Примером этого может служить «Феноменальная Гениальная Поэма Теоман Великого Мирового Поэта К.Олимпова», в которой эволюция жизни во Вселенной определяется стремлением к идеалу, а идеалом провозглашается сам Олимпов. Поэма была опубликована в 1915 году и немедленно конфискована, вероятно, потому, что автор отождествлял себя с Богом.
Интересно, что свойственное эгофутуристам гипертрофированное самовосхваление соседствовало в его творчестве с обращением к читателям с просьбой о денежной помощи. Одно из его произведений сопровождалось словами:
Человечество не может себе представить, что Великий Мировой Поэт Константин Олимпов не в состоянии заработать даже одной тленной копейки, чтобы приобрести себе насущных макарон для поддержания своей планетной оболочки. Он умирает от голода и нищеты.
Перу Олимпова принадлежат также листовки «Отдых 1», «Эпоха Олимпова» и теоретическая книга «Академия эгопоэзии Вселенского футуризма» ( Рига , 1914).
В начале 1920-х годов Олимпов, вместе с молодыми поэтами-братьями и Смиренскими, пытался возродить литературное направление эгофутуризма. Созданная ими в Ленинграде группа (в неё, кроме упомянутых, входили Константин Вагинов , Грааль-Арельский , , Александр Измайлов), названная «Кольцо поэтов имени Константина Фофанова», занималась издательской деятельностью и проводила поэтические вечера. В 1922 году Олимпов опубликовал в Петрограде своё произведение «Анафема Родителям Мироздания» и книгу «Третье Рождество великого мирового поэта Титанизма Великой Социальной Революции Константина Олимпова, Родителя Мироздания». В сентябре 1922 года группа «Кольцо поэтов» была закрыта по распоряжению Петроградского ЧК .
В конце 1920-х годов Олимпов снова объявил о воссоздании «Академии эгопоэзии», куда кроме него и Смиренских, вошёл также поэт . В 1930 году власти опять заинтересовались участниками «Академии»: её члены, в том числе Олимпов, проходили по делу ОГПУ против «части богемствующих артистов города Ленинграда».