Interested Article - Широков, Павел Дмитриевич

Па́вел Дми́триевич Широ́ков ( 1893 1963 ) — русский поэт - эгофутурист 1910-х годов.

Биография

Павел Широков родился в 1893 году.

Ареопаг «Интуитивной Ассоциации Эго-Футуризм». Стоят слева направо Дмитрий Крючков , Василиск Гнедов , Павел Широков, сидит Иван Игнатьев

Был членом «Интуитивной Ассоциации Эго-Футуризм», входил в её «ареопаг». Близко дружил с поэтом, лидером петербургских эгофутуристов Иваном Игнатьевым , который помог ему издать первую книгу .

Первые два стихотворных сборника «Розы в вине» (1912) и «В и Вне: Поэзы. II» (1913) были выпущены под маркой эгофутуристического издательства « Петербургский глашатай ».

В 1914 году, после того как эгофутуристическая ассоциация прекратила существование, совместно с поэтом Василиском Гнедовым выпустил «Книгу Великих» .

Публиковался в альманахах футуристических групп « Мезонин поэзии » и « Центрифуга » и других : «Орлы над пропастью», «Дары Адонису», «Засахаре кры», «Руконог», «Второй сборник „Центрифуги“», «Крематорий здравомыслия».

В дальнейшем оставил литературу, не публиковался.

Умер в 1963 году.

Особенности творчества

Широков активно осваивал эстетику эгофутуризма в своих произведениях. Он часто использовал неологизмы , построенные по словообразовательным моделям, которые использовал Игорь Северянин и близкие ему поэты: «ожурчиться», «весениться», «отрелить», «алебастровость», «Греээлия». Также Широков использует салонные мотивы, иноязычную лексику: «глетчер», «трэн» .

Собственные стихи Широков, как и Северянин, называл поэзами, использовал старинные поэтические формы — триолеты , виреле и другие.

В сборнике «В и Вне: Поэзы. II» Широков обращается к более авангардной поэзии, смелее экспериментирует со словами. В нём также возникает урбанистическая тема, которая получила развитие в сборнике «Книга Великих» .

Критика

Валерий Брюсов сочувственно отнёсся к поэзии Широкова, противопоставив её крайним явлениям футуризма , которые для него олицетворяли Владимир Маяковский , Велимир Хлебников и Алексей Кручёных . По мнению Брюсова, в стихах Широкова есть новые приёмы поэтической выразительности, удачные выражения, «ещё не нарушающие резко обычных приёмов живописания в поэзии, но всё же характерно „футуристические“» .

Литературовед Владимир Марков отмечает, что в большей части своих произведений Широков оставался чуть более чем подражателем. При этом он обращает внимание на прогресс во втором сборнике «В и Вне: Поэзы. II», где поэт радикальнее экспериментирует с лексикой. Поэма «Итог», по мнению Маркова, демонстрирует, что оценка Широковым эгофутуризма стала более критической .

Неоднозначно восприняла критика тему урбанизма в творчестве Широкова. И. Полозов в предисловии к сборнику «Книга Великих» называл его «поэтом Города»: «Он понимает Город, потому что любит его. Разве не возвещает поэма „Да здравствует Реклама!“ о том, что городская жизнь — нечто новое, что Город даже гения заставляет рекламироваться?» Совсем иного мнения о том же стихотворении, в котором поэт призывает: «— Покупайте поэзы Широкова! // Широков — величайший поэт!», был критик под криптонимом Нео, отмечавший в журнале «Златоцвет», что Широков «пишет о себе так, как будто бы речь о патентованном средстве от запора » .

Библиография

  • Розы в вине. СПб., 1912.
  • В и Вне: Поэзы. II. СПб., 1913.
  • Книга Великих. СПб., 1914.

В 2001 году пять стихотворений Широкова («Вечерняя любовь», «Фантазия осеннего заката», «Весной», Галантерейная поэза, Шёпот стальных труб и Да здравствует Реклама!) были включены в антологию «Поэзия русского футуризма», вышедшую в серии « ».

Примечания

  1. Vladimir Markov. . — Berkeley, University of California Press, 1968. — С. 71-72. — 526 с.
  2. Поэзия русского футуризма / Вступ. ст. В. Н. Альфонсова, сост. и подгот. текста В. Н. Альфонсова и С. Р. Красицкого, персональные справки-портреты и примеч. С. Р. Красицкого. — СПб. : Академический проект, 2001. — С. 371. — ISBN 5-7331-0132-6 .
  3. Поэзия русского футуризма / Вступ. ст. В. Н. Альфонсова, сост. и подгот. текста В. Н. Альфонсова и С. Р. Красицкого, персональные справки-портреты и примеч. С. Р. Красицкого. — СПб. : Академический проект, 2001. — С. 697. — ISBN 5-7331-0132-6 .
  4. Брюсов В. Год русской поэзии. Апрель 1913 — апрель 1914 г. // Брюсов В. Среди стихов: 1894—1924: Манифесты, статьи, реценщии. М., 1990. С. 443.
  5. Нео. Патентованное средство // Златоцвет. 1914. №5. С. 15.
Источник —

Same as Широков, Павел Дмитриевич