В 1979 году защитила диссертацию на соискание учёной степени
кандидата искусствоведения
по теме «Из истории художественного образования в СССР: (пропедевтический курс
ВХУТЕМАСа
, 1920—1926)» в Московском государственном университете.
В Третьяковской галерее работала с 1964 по 1977 год и с 1993 года
.
Специалист по творчеству
Кузьмы Петрова-Водкина
. В 1998 году атрибутировала ранее не известную картину Петрова-Водкина «Отражение» (1921)
.
Адаскина Н. Л.
Петров-Водкин. —
М.
:
Изобразительное искусство
, 1970. — 40 с. — (Мастера советского искусства в собрании Государственной Третьяковской галереи).
Адаскина Н. Л.
Олег Вуколов. —
М.
:
Советский художник
, 1977. — 48 с. — (Новые имена).
Адаскина Н. Л.
ВХУТЕМАС. Его роль в формировании основных принципов художественной педагогики 1920-х годов // ГТГ Вопросы русского и советского искусства. Материалы итоговой научной конференции. Январь 1972. —
М.
, 1973. —
Вып. 11
. —
С. 167—198
.
Адаскина Н. Л.
ВХУТЕМАС. Полиграфический факультет // ГТГ Вопросы русского и советского искусства. Материалы научных конференций 1972—1973 гг.. —
М.
, 1974. —
Вып. 111
. —
С. 343-369
.
Адаскина Н. Л.
Педагогическая система К. С. Петрова-Водкина // ГТГ Очерки по русскому и советскому искусству. Статьи, публикации, хроника. —
Л.
, 1974. —
С. 280-307
.
Адаскина Н. Л.
Личность и эпоха: [По материалам выставки «Автопортрет в русском и советском искусстве»] //
Творчество
. — 1977. —
№ 8
. —
С. 11-17
.
Адаскина Н. Л.
В. Фаворский — педагог-теоретик (О курсе теории композиции) //
Советское искусствознание
. —
М.
, 1978. —
Вып. 77/2
. —
С. 211—232
.
Адаскина Н. Л.
Л. Попова о соотношении цвета и формы // Проблемы образного мышления и дизайн. «Труды ВНИИТЭ», серия Техническая эстетика. —
М.
, 1978. —
Вып. 17
. —
С. 97-100
.
Адаскина Н. Л.
Проект «Производственной мастерской основного отделения» — первая советская программа дизайнерского образования // Проблемы истории советской архитектуры. Сборник научных трудов. —
М.
, 1978. —
№ 4
. —
С. 50—53
.
Адаскина Н. Л.
Любовь Попова. Путь становления художника-конструктора //
. — 1978. —
№ 10
. —
С. 17—23
.
Адаскина Н. Л.
Проблемы производственного искусства в творчестве Л. С. Поповой // Художественные проблемы предметно-пространственной среды ВНИИТЭ. Тезисы конференций, семинаров, совещаний. —
М.
, 1978. —
С. 57—62
.
Адаскина Н. Л.
Об особенностях современного подхода к художественным вопросам формообразования в пространственных искусствах и дизайне. (Соотношение концептуального и пластического) // Художественные и комбинаторные проблемы формообразования. «Труды ВНИИТЭ», серия Техническая эстетика. —
М.
, 1979. —
Вып. 20
. —
С. 94—107
.
Адаскина Н. Л.
Пропедевтический курс ВХУТЕМАСа (1920—1926) // Традиции и истоки отечественного дизайна. «Труды ВНИИТЭ», серия «Техническая эстетика». —
М.
, 1979. —
Вып. 21
. —
С. 44—62
.
Адаскина Н. Л.
Автопортрет в советском искусстве // Советская живопись. —
М.
, 1979. —
Вып. 76/77
. —
С. 41—55
.
Адаскина Н. Л.
Диалог с натурой: Проблема натюрморта в творчестве К. С. Петрова-Водкина // Советская живопись. —
М.
, 1980. —
Вып. 78
.
Адаскина Н. Л.
Фаворский и «производственники» //
. — 1980. —
№ 7
. —
С. 17—21
.
Адаскина Н. Л.
Об особенностях стилистических поисков в современной художественной культуре // Проблемы стилевого единства предметного мира. «Труды ВНИИТЭ», серия «Техническая эстетика». —
М.
, 1980. —
Вып. 24
. —
С. 47—66
.
Адаскина Н. Л.
Стилизация в её отношениях к проблеме стиля // Проблемы формализации средств художественной выразительности. ВНИИТЭ. Материалы конференций, семинаров, совещаний. —
М.
, 1980. —
С. 74—75
.
Адаскина Н. Л.
Станковое и производственное в полиграфии: Эволюция художественных взглядов Н. Н. Купреянова // Советская графика. —
М.
, 1981. —
Вып. 6 79/80
. —
С. 298—307
.
Адаскина Н. Л.
Формальный метод в художественной пропедевтике как преломление творческой концепции (к постановке вопроса) // Теоретические концепции и творческие школы в дизайне. «Труды ВНИИТЭ». Серия Техническая эстетика. —
М.
, 1981. —
С. 8—23
.
Адаскина Н. Л.
К вопросу об организационных формах экспериментальной работы дизайнера // Дизайн в системе культуры . ВНИИТЭ. Тезисы конференций, совещаний. —
М.
, 1982. —
С. 19—20
.
Адаскина Н. Л.
Стиль. Стилизация. «Ретро» //
. — 1982. —
№ 5
. —
С. 18—24
.
Адаскина Н. Л.
ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. К 60-летию со дня основания. (Отчет о конференции во ВНИИТЭ 22 декабря 1980) //
Советское искусствознание
. —
М.
, 1982. —
Вып. 1 ’81
. —
С. 373—377
.
Адаскина Н. Л.
Из истории полиграффака ВХУТЕМАСа: Объективно-аналитические и творчески-личностные начала художественной педагогики // Современный дизайн и наследие ВХУТЕМАСа. «Труды ВНИИТЭ». Серия Техническая эстетика. —
М.
, 1982. —
Вып. 34
. —
С. 11—27
.
Адаскина Н. Л.
Работа Л. Поповой по созданию «цветовой дисциплины» ВХУТЕМАСа // Проблемы русского и советского искусства. ГТГ Материалы и исследования. —
Л.
, 1983. —
С. 172—187
.
Адаскина Н. Л.
Выступление на «круглом столе» Проблемы дизайна в отечественном фарфоре //
. — 1983. —
№ 10
. —
С. 8—9
.
Адаскина Н. Л.
Формирование дизайнерской концепции Л. С. Поповой ГВЫТМ -ВХУТЕМАС 1921—1923 годы // Некоторые проблемы развития отечественного дизайна. «Труды ВНИИТЭ». Серия Техническая эстетика. —
Вып. 41
. —
С. 43—60
.
Адаскина Н. Л.
Выступление на «круглом столе». Дизайн и изобразительная информация. ВНИИТЭ //
. — 1983. —
№ 12
. —
С. 5
.
Адаскина Н. Л.
Рисунки и акварели Петрова-Водкина на выставке в Москве // Советская графика. —
М.
, 1984. —
Вып. 8
.
Адаскина Н. Л.
Художник и среда // Советское искусствознание ’83. —
М.
, 1984. —
Вып. 1
. —
С. 5—31
.
Адаскина Н. Л.
Художник и среда // Проблемы и тенденции советского станкового искусства. —
М.
, 1986. —
С. 118—142
.
Адаскина Н. Л., Костин В. И.
Современный художественный процесс и проблема традиции: [Отчёт о семинаре критической комиссии Союза художников СССР. Паланга, сентябрь — октябрь 1983] // Советское искусствознание ’83. —
М.
, 1985. —
Вып. 2
. —
С. 384—389
.
Адаскина Н. Л.
Неизвестный рисунок К. С. Петрова-Водкина //
Творчество
. — 1985. —
№ 11
.
Адаскина Н. Л.
Полиграфические работы Любови Поповой // Интерпресс График. — 1986. —
№ 1
. —
С. 20—25
.
Adaskina N.
Doulton in Petersburg // Art and Design. — London, April 1986. — P. 52.
Adaskina N.
Constructivist fabrics and dress design // The Journal of Decorative and Propaganda Arts. — Summer 1987. — Vol. 5. — P. 144—159.
Adaskina N.
Ретроспективизм как творческая установка советских проектировщиков предметно-пространственной среды 30-х годов // Социально-культурные проблемы образа жизни и предметной среды. «Труды ВНИИТЭ», серия Техническая эстетика. —
Вып. 52
. —
С. 70—84
.
Адаскина Н. Л.
Жилой интерьер 30-х годов в СССР: проекты и жизнь // Мебель и жилая среда. «Труды ВНИИТЭ» серия Техническая эстетика. — 1988. —
Вып. 56
. —
С. 52—68
.
Адаскина Н. Л.
Средовой подход как мировосприятие // Городская среда. ВНИИТАГ Материалы научной конференции. Часть 1. —
М.
, 1989.
Адаскина Н. Л.
Любовь Попова — художник русского авангарда //
Творчество
. — 1989. —
№ 5
.
Адаскина Н. Л.
30-е годы: контрасты и парадоксы советской художественной культуры //
Советское искусствознание
. —
М.
, 1989. —
№ 25
. —
С. 5—38
.
Адаскина Н. Л.
Проблемы изучения советского искусства 1930-х годов //
Искусство
. — 1989. —
№ 6
. —
С. 13—17
.
Адаскина Н. Л.
Теория и творчество: Л. С. Попова в ИНХУКе // Страницы истории отечественного дизайна. «Труды ВНИИТЭ», серия Техническая эстетика. —
Вып. 59
. —
С. 9—23
.
Theorie, pedagogie, theatre, design. // Lioubov Popova par Natalia Adaskina et Dimitri Sarabianov. Paris, 1989 p. 190-340, 345—386. 10 а.л.
Theory, Teaching, theater and design. // Dmitri V. Sarabianov and Natalia L. Adaskina Liubov Popova. New-York, 1990 10 а.л.
Творчество Любови Поповой 1920-х годов. Театр. Производственное искусство. Документы (публикация). // Л. С. Попова 1889—1924. Каталог. Выставка произведений к столетию со дня рождения Гос. Третьяковская галерея Арс Пабликейшнс лимитед. 1990 (статья и материалы). 1 а.л.
Ансамбль и образ ансамбля. // Архитектурный ансамбль как форма реализации синтеза. ВНИИТАГ. М., 1990 с.112-137
[Вступительный текст к каталогу]Retrospektive Vyatscheslav Koleytschuk 1965—1990 Stadtsparkasse Kassel Brand Kasse 1990
Художественная педагогика Станислава Кирпичева с исторической точки зрения // Архитектура и строительство России 1990 № 12
Художественный образ дома и мира: интерьерный жанр в отечественном искусстве 70-х годов. // Архитектура и культура. ВНИИТАГ. М., 1991 1 а.л.
Образно-художественные аспекты городской среды: к проблеме «средового образа». // Городская среда. Дизайн и архитектура. ВНИИТАГ часть 2. М., 1990 с.109-146 2 а.л.
Об изучении художественной культуры 30-х годов. // Актуальные вопросы советского изобразительного искусства. Стенограмма пленарного заседания комиссии по критике и искусствознанию правления Союза художников СССР 24-25 января 1989 М.. 1990 с.18-20 0,4 а.л.
Вступительная статья> // Евгений Линдин. (Каталог выставки). М., 1992 0,1 а.л.
Die Rolle der WCHUTEMAS in der russichen Avant-Garde // Die Grosse Utopie die Russische Avantgarde 1915—1932 Schirn Kunshalle Frankfurt [1992] s.81-93 1а.л.
The Rolle of WHUTEMAS in the Russian Avant-Garde // «The Grate Utopie» Russian Avant-Garde 1915—1932 Gugenhaim Museum New-York 1992
< Голландское издание>
ВХУТЕМАС и его роль в русском авангарде. // Великая утопия русского авангарда 1915—1932 М., 1993
< Выступление на «круглом столе»> // Проблемы изучения истории светской архитектуры. ВНИИТАГ. М.,1992
Художественная теория русского авангарда (К проблеме языка искусства) // Вопросы искусствознания 1/93 с.20-30 1 а.л.
<Второе издание>. Художественная теория русского авангарда // Творчество. 1993 № 1-3
Запад и Восток в творческом сознании русских авангардистов: мотивы, образы, стиль. //Архитектура мира. Материалы конференции «Запад — Восток: взаимодействие традиций в архитектуре». Выпуск 2. ВНИИТАГ. М., 1993 с.86-90 0,75 а.л.
< Буклет к выставке> В. Колейчук. М., 1994
Театральный авангард как лаборатория стиля. // Поиски стиля. Материалы международной конференции, посвящённой 100-летию М. Я. Гинзбурга. Государственный музей истории архитектуры. М., 1994 с.37-50
The Destines of Avant-garde under Totalitarian Rule: Unofficial Art of the 1910-1940-s in the Costakis Collection. // Russian Avant-Garde 1910—1930. The G. Costakis Collection. Athine 1995 p. 576-590
Die inoffizielle Kunst der dreissiger Jarre in der Sowjtunion. // Berlin — Москва Берлин- Moskau 1900—1950. Prestel Munhen — New-York 1995 s. 385—390 1/2 а.л.
Неофициальное искусство ЗО-х годов в СССР. // М., 1996 с.385-390 1/2 а.л.
«Право человека быть божественным…»: Место и значение религиозных мотивов в творчестве К. Петрова-Водкина. // Библия в культуре и искусстве. Материалы научной конференции «Випперовские чтения — 1995». Выпуск XXVIII. ГМИИ М., 1996 с.251-271 0,6 а.л.
Художник в центре мира: Петров-Водкин и его отношение к культуре Запада и Востока. // Русское искусство между Западом и Востоком. Материалы конференции. Государственный институт искусствознания. Москва. Сентябрь, 1994. М.,1997 с.296-311
ГАХН и полиграффак ВХУТЕМАСа // Вопросы искусствознания Х1 (2/97) М.,1997 с.24-34
Закат авангарда в России // Вопросы искусствознания Х1 (2/97) М. 1997 с. 264—273
Неоклассика в раннем творчестве Петрова-Водкина. // Судьбы неоклассики в XX веке. Государственный институт искусствознания. М.,1997 с.96-106 1/2 а.л.
RAKhN, Vkhutemas, and the Graphic Arts // Experiment/Эксперимент A Journal of Russian Culture Vol. 3 Los Anjelos 1997
Иван Александрович Аксенов: эскиз к портрету. // Искусствознание 2/98 М., 1998 с.525-539
Первая парижская картина К. С. Петрова-Водкина «Хаос» // Ш научная конференция: ЭКСПЕРТИЗА И АТРИБУЦИЯ произведений изобразительного искусства 25 ноября — 27 ноября 1997, Москва. Материалы конференции. М., 1998 с.102 −105
Пути авангардного синтеза. // Авангард 1910-х — 1920-х годов. Взаимодействие искусств Государственный институт искусствознания М., 1998 с.6-15
Кинетика противоречий. // Творчество. 1998. Российско-Германский выпуск с.48-49. [ О творчестве В. Колейчука].
Liubov Popova and her contemporaries // Amazons of the avant-garde New York 1999, p. 185-190. < 2-ое издание < Deutsche Guggenheim Berlin 1999>
О двух пониманиях классики в советской художественной культуре. // Искусствознание. 2/99. Москва с.449-458
Les ide’es de Kandinsky en Russie. // Catalogue / Kandinsky et la Russie. Fondation Pierre Gianadda 2000
О двух пониманиях классики в советской художественной культуре. // Россия-Германия. Культурные связи, искусство, литература в первой половине двадцатого века. Материалы научной конференции «Випперовские чтения — 1996» Выпуск XXIX Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Москва 2000
Бруни Л. А.
К вопросу о методе преподавания рисунка [Послесловие, публикация и комментарии Н. Л. Адаскиной] //
Бруни Л. А.
Ретроспектива. —
М.
, 2000. —
С. 49—56
.
Адаскина Н. Л.
Взгляд из России, взгляд из истории // The view from here — Личный взгляд Культурная самобытность в современном Российском и американском искусстве. —
М.
: Международная мастерская ручной печати, ГТГ, 2000. —
С. 20—29
.
Адаскина Н. Л.
На пороге конструктивизма // Наследие — современность. Международная конференция художественных музеев 1998 года. — Самара, 2000. —
С. 151—159
.
Место в истории. Самоопределение русского авангарда 1920-х годов. // ГРМ Русский авангард Проблемы репрезентации и интерпретации Сборник по материалам конференции, посвящённой выставке «Музей в музее. Русский авангард из коллекции Музея художественной культуры в собрании Государственного Русского музея» (Санкт-Петербург, Русский музей, 1998) С-П-б 2001 с. 195—201
Место К. С. Петрова-Водкина в русском искусстве первых десятилетий XX века. // В. Э. Борисов-Мусатов и «Саратовская школа» Материалы седьмых Боголюбовских чтений, посвящённых 130-летию со дня рождения В. Э. Борисова-Мусатова Саратов. 11-14 апреля 2000 года Саратов — 2001 с.53-64
Символизм в творчестве авангардистов. О «символистском формализме» // Искусствознание 1/01 Москва с. 352—362
Vom Kubo-Futurizmus zum Suprematizmus und Konstruktivismus. — Die Ausstellungen 0,10 und 5 x 5 = 25. // mit vollen Kraft. Russische Avantgarde 1910—1934 Hamburg 2001
Avant-garde in Tretyakov Gallery // State Museum of Contemporary Art. Thesaloniki. Greece. + Издание на греческом языке.
Попова Любовь Сергеевна. Пуни Иван Альбертович (Справочные статьи). // Иллюстрированный словарь русского искусства Энциклопедия мирового искусства М., 2001 с. 361 и 374
«Победы» и поражения русского авангарда (на англ. и греч.) // Сборник материалов конференции в Дельфах в 1996 г. "Русский авангард (1910—1930): Невыполненный план. — "«Victories» and «Defeats» of the Russian Avant-Garde. // The Russian Avant-Garde (1910—1930): an unfulled plan.Р. 31- 42. 2002 или 2003.
Символизм в творчестве художников авангарда. // Символизм в авангарде. РАН Гос Институт Искусствознания Комиссия по изучению искусства авангарда 1910—1920-х годов М., Наука, 2003, с.10-22
Коллаж прежде и теперь. Каталог выставки // МК РФ, ГМИИ, ГТГ М., 2003, с.3-5.
Парадоксы советского искусства: «Опыт мирологии» художника Никритина /Искусствознание. 2/03 М., 2003. С.423-446
Two Understanding of the Classic in Soviet Artistic Culture // Soviet Mass Culture (Guest Editor: Karen Petrone) — Russian Studies in History Fall 2003/ Vol., No.2, p. 32-48. Переиздание статьи № 82.
Адаскина Н. Л.
Содружество муз. Литературно-художественный кружок Кара-Мурзы // Третьяковские чтения. 2012: Материалы отчетной научной конференции / Научный редактор
Л. И. Иовлева
; редколлегия: Л. И. Иовлева,
Т. В. Юденкова
. —
М.
: СПМ-Индустрия, 2013. —
С. 151—176
.
Адаскина Наталья.
Государственная Третьяковская галерея и Музей живописной культуры: к истории взаимоотношений // Авангард и остальное: Сборник статей к 75-летию Александра Ефимовича Парниса. —
М.
:
, 2013. —
С. 709—737
. —
ISBN 978-5-94607-172-7
.