Interested Article - Сайд-скроллер
- 2020-07-29
- 2
Сайд-скроллер ( англ. side-scroller, side-scrolling game ) — компьютерная игра , в которой игрок наблюдает за игровым процессом посредством расположенной сбоку виртуальной камеры, причем находящиеся на экране персонажи в целом могут перемещаться только влево или вправо. Эти игры используют технологию скроллинга компьютерных дисплеев. Переход от игр с одним игровым экраном или резкой сменой игровых экранов ( англ. flip-screen graphics ) к играм, графика которых основана на скроллинге, произошел в течение золотого века аркадных игр и третьего поколения игровых приставок . Этот переход стал настолько же революционным в геймдизайне как и более поздний переход к трёхмерной графике в течение пятого поколения игровых приставок . Впоследствии именно игры с трехмерной графикой вытесняли с рынка сайд-скроллеры, тем не менее сайд-скроллеры продолжают выпускаться, в частности для портативных устройств или для распространения посредством цифровой дистрибуции [ источник не указан 1795 дней ] .
Историческая справка
Шутеры
В апреле 1977 года Sega выпускает аркадный шутер Bomber . Прорывной стала игра Defender (относительно года выпуска — 1980-й или 1981-й — ведутся споры), выпущенная компанией Williams Electronics. Прорывом стало то, что игровой мир был расширен за пределы единственного статичного игрового экрана. В Defender имеется мини-карта , также называемая радаром, которая также встречается в играх Battlezone и Rally-X , выпущенных в 1980 году.
Первым сайд-скроллером с многочисленными и обособленными уровнями стала игра Scramble 1981 года . В техническом плане в сайд-скроллеры была привнесена технология параллакс-скроллинга , придающая иллюзию глубины графике. Фоновые изображения помещаются на разные слои, которые перемещаются с разной скоростью таким образом, чтобы предметы, находящиеся дальше от виртуальной камеры, перемещались с меньшей скоростью, чем предметы, находящиеся к ней ближе. Зачастую первой игрой, представившей эту технологию, называют Moon Patrol , вышедшую в 1982 году . Однако, игра Jungle Hunt от Taito , также использующая параллакс-скроллинг , вышла в том же году.
Игра Hover Attack для компьютеров Sharp X1 , вышедшая в 1984 году, стала первым шутером вида « беги и стреляй », которая не только обладала свободным скроллингом, но и позволяла вести стрельбу по диагонали, а не только прямо вперед. В 1985 году вышла игра Thexder , ставшая прорывом в жанре шутеров- платформеров .
Вышедшая в 1985 году игра Gradius от Konami предоставила игроку управление выбором оружия, тем самым был внесен новый стратегический элемент в геймплей . Игра требовала от игрока, помимо прочего, запоминания уровней, чтобы добиться в ней какого-то успеха . Gradius и её портретный протагонист определили жанр скролл-шутеров и стали родоначальниками серии, охватывающей ряд сиквелов .
В 1987 году вышла игра Contra , удостоенная многочисленных похвал за прицеливание в различные стороны и геймплей в кооперативном режиме игры [ источник не указан 1795 дней ] . Однако в начале 1990-х годов с ростом популярности 16-битных игровых приставок жанр скролл-шутеров оказался перенасыщен играми, из-за чего разработчикам требовалось прикладывать массу усилий для выделения своей игры из ряда прочих.
Гоночные игры
В игре Speed Race , разработанной Томохиро Нисикадо ( англ. Tomohiro Nishikado ) и вышедшей в 1974 году, был представлен вертикальный скроллинг и вид сверху . В играх Super Bug от Kee Games (1977 год) и Fire Truck от Atari (1978 год), помимо вида сверху, применен скроллинг в разных направлениях. В обеих играх использована черно-белая графика, тем не менее на экране игры Super Bug имелся слой жёлтого цвета в центральной части. В цветной гоночной игре 1980 года Rally-X от Namco представлен не только скроллинг в разных направлениях, но также имелась возможность «потянуть» край экрана в противоположном направлении . Также в игре присутствует ранний пример радара , отображающего положение автомобиля на карте .
Grand Prix от Atari представляет собой гоночный сайд-скроллер для приставки Atari 2600 , выпущенный в 1982 году. К 1984 году вышло ещё некоторое количество гоночных игр с видом сбоку, в том числе Excitebike от Nintendo , Jumping Cross от SNK и Mystic Marathon от Williams Electronics — игра с горизонтальным скроллингом о забегах среди различных фантастических существ .
Платформеры
Первым платформером с технологией сайд-скроллинга стала игра Jump Bug , вышедшая в 1981 году. Игрок управляет прыгающим автомобилем и направляет его для прыжков по различным платформам типа зданий, облаков или холмов. В ней представлены уровни как с вертикальным, так и с горизонтальным скроллингом .
В 1984 году в игре Pac-Land от Namco была предпринята попытка сделать платформеры несколько более сложными играми, чем просто прыжки через препятствия. Эта игра не снискала успеха , однако впоследствии вышли игры Wonder Boy от Sega (1986 год) и Super Mario Bros. от Nintendo (1985 год), довольно близкие к ней. В Pac-Land также применен многослойный параллакс-скроллинг . Также в 1985 году вышла игры The Legend of Kage от Taito , в которой уровни были существенно расширены во всех направлениях. В 1984 году Sega выпустила игры Flicky , незамысловатый платформер с горизонтальным скроллингом, в который был представлен первый маскот компании. В 1985 году Namco выпустила последователя Pac-Land — игру Dragon Buster в стилистике фэнтези .
Выпущенная Nintendo в 1985 году игра Super Mario Bros. стала архетипической для многочисленных последующий платформеров с сайд-скроллингом. По данным « Книги рекордов Гиннесса » на 1999 год, продажи игры составили более 40 млн копий. Успех этой игры способствовал популяризации жанра в эпоху восьмибитных игровых приставок . Sega пыталась соперничать с этим успехом своими игровыми сериями Alex Kidd и Wonder Boy . В более поздних играх серии Wonder Boy к традиционному геймплею платформера добавлены элементы квестов и ролевых игр .
Beat ’em up
А 1984 году вышла игра Kung-Fu Master от Irem , идея которой была вдохновлена гонконгской киноиндустрией, она заложила основы жанра beat ’em up с сайд-скроллингом. Эта игра обладала простым геймплеем и множеством врагов . Также в 1984 году в игре Karateka был показан успешный пример внедрения сюжета в геймплей о единоборствах . Также это первый сайд-скроллер с использованием кат-сцен [ источник не указан 1794 дня ] .
В игре Renegade , вышедшей в 1986 году, геймплей был отдален от стиля боевых искусств, типичного для раннего жанра beat ’em up; в ней представлен геймплей, основанный на уличных драках. При локализации игры для западной аудитории (эта версия вышла в том же году) был добавлен сюжет о мести преступному миру, что стало более популярным среди геймеров, нежели спортивные соревнования по строгим правилам из других игр . Renegade установил каноны для более поздних игр в жанре beat ’em up. Также в ней была представлена возможность перемещения как по горизонтали, так и по вертикали .
В 1987 году с выходом игры Double Dragon от Technos начался так называемый «золотой век» жанра beat ’em up, продлившийся примерно 5 лет. Игра разрабатывалась как «духовный наследник» игры Renegade той же компании , однако она раздвинула границы жанра добавлением в него набора детализированных ударов из боевых искусств, а также выдающимся режимом кооперативной игры для двух игроков . Именно благодаря успеху Double Dragon рынок компьютерных игр к концу 1980-х годов оказался переполнен играми в жанре beat ’em up . Среди игр этого времени можно выделить высоко оцененные критиками Golden Axe от Sega и Final Fight от Capcom (обе 1989 года) . Игра Final Fight была попыткой Capcom создания сиквела к файтингу Street Fighter (раннее название — Street Fighter '89 ) , но компания решила назвать игру по-другому . Final Fight , названная лучшей игрой в жанре , получила два сиквела и позднее была портирована на другие системы . Golden Axe снискала похвалы за интуитивно-понятный геймплей в стиле hack and slash и кооперативный режим игры, а также за влияние выбора протагониста на стиль ведения боя . Эта игра рассматривается как одна из лучших в жанре, благодаря добавлению фэнтезийных элементов, выделяющих игру на фоне других игр beat ’em up, выполненных в городских сеттингах .
На IBM PC
Сайд-скроллеры — распространенное явление на аркадных автоматах , а также на разных домашних компьютерах и игровых приставках 1980-х годов. В устройствах наподобие Atari 800 или Commodore 64 как правило присутствовало оборудование, направленное на выполнение этой задачи, однако в IBM PC такого оборудования в то время не было. Реализация плавного скроллинга ставила сложную задачу перед программистами. В начале 1980-х существовало небольшое количество портированных с аркадных автоматов на IBM PC игр с плавным скроллингом, среди которых были игры Moon Patrol и Defender [ источник не указан 1794 дня ] . Во второй версии Sopwith также присутствует плавный скроллинг [ источник не указан 1794 дня ] .
В 1990 году, работая в Softdisk , программист Джон Кармак разработал технологию плавного скроллинга, известную как «адаптивное обновление тайлов» ( англ. adaptive tile refresh ). В качестве проверки концепции была создана технологическая демонстрация Dangerous Dave in Copyright Infringement , в которой был скопирован первый уровень из игры Super Mario Bros. 3 с заменой Марио на Опасного Дэйва из ранних игр Softdisk . Успех технологии был таков, что Кармак и некоторые другие работники Softdisk уволились из компании, чтобы основать собственную компанию id Software . В том же году вышла игра Commander Keen in Invasion of the Vorticons , ставшая первым (по данным «Книги рекордов Гиннесса») широкодоступным платформером для IBM PC с поддержкой плавного скроллинга .
Примечания
- Travis Fahs. (англ.) . IGN (21 апреля 2009). Дата обращения: 15 февраля 2019. 14 марта 2012 года.
- (яп.) . sega-interactive.co.jp . Дата обращения: 15 февраля 2019. Архивировано из 15 февраля 2019 года.
- ↑ Prof. Jim Whitehead. (англ.) // University of Santa Cruz : статья. — 2007. — 29 January.
- (англ.) . Thocp.net . Дата обращения: 15 февраля 2019. 27 ноября 2009 года.
- ↑ Travis Fahs. (англ.) . IGN (24 марта 2008). Дата обращения: 15 февраля 2019. 16 февраля 2019 года.
- Brian Ashcraft, Jean Snow. . — Kodansha International, 2008. — С. 76. — 190 с. — ISBN 9784770030788 .
- Greg Kasavin. (англ.) . Gamespot (6 июня 2006). Дата обращения: 15 февраля 2019. 24 июля 2015 года.
- Bill Loguidice, Matt Barton. . — Focal Press, 2009. — С. . — ISBN 978-0-240-81146-8 .
- (англ.) . GamesRadar (9 октября 2010). Дата обращения: 15 февраля 2019. 7 ноября 2013 года.
- (англ.) на сайте Killer List of Videogames
- (англ.) на сайте Killer List of Videogames
- (англ.) на сайте Killer List of Videogames
- (англ.) на сайте Killer List of Videogames
- (англ.) . arcade-history.com . Дата обращения: 16 февраля 2019. 3 июня 2018 года.
- (англ.) . Anime Densetsu . Дата обращения: 16 февраля 2019. 19 октября 2006 года.
- (англ.) . arcade-history.com . Дата обращения: 16 февраля 2019. 8 октября 2019 года.
- (англ.) на сайте Killer List of Videogames
- (англ.) . arcade-history.com . Дата обращения: 16 февраля 2019. 30 декабря 2018 года.
- Kurt Kalata. (англ.) . Hardcore Gaming 101 (12 июня 2012). Дата обращения: 16 февраля 2019. Архивировано из 19 января 2017 года.
- Spanner Spencer. (англ.) . Eurogamer (6 февраля 2012). Дата обращения: 16 февраля 2019. 15 апреля 2021 года.
- Bill Kunkel, Joyce Worley, Arnie Katz. The Furious Fists of Sega! (англ.) // Computer Gaming World : журнал. — 1988. — October. — P. 48—49 . — ISSN .
- ↑ Spanner Spencer. (англ.) . Eurogamer (12 февраля 2008). Дата обращения: 16 февраля 2019. 2 мая 2019 года.
- (англ.) . ABC Television (6 ноября 2007). Дата обращения: 16 февраля 2019. 8 июля 2011 года.
- ↑ William Cassidy. (англ.) . Gamespy (5 января 2003). Дата обращения: 16 февраля 2019. Архивировано из 18 августа 2009 года.
- (англ.) . Capcom . Дата обращения: 16 февраля 2019. Архивировано из 5 июля 2008 года.
- ↑ Hardcore Gaming 101. (англ.) . Hardcore Gaming 101 (3 декабря 2012). Дата обращения: 16 февраля 2019. 1 января 2014 года.
- Alex Navarro. (англ.) . Gamespot (9 мая 2007). Дата обращения: 16 февраля 2019. 16 февраля 2019 года.
- Greg Kasavin. (англ.) . Gamespot (6 декабря 2006). Дата обращения: 16 февраля 2019. 17 февраля 2019 года.
- William Cassidy. (англ.) . Gamespy (8 июня 2003). Дата обращения: 16 февраля 2019. Архивировано из 9 июня 2007 года.
- Chris Crawford, Lane Winner, Jim Cox, Amy Chen, Jim Dunion, Kathleen Pitta, Bob Fraser, and Gus Makreas. Chapter 6: Scrolling // . — Atari, Inc., 1982. 17 февраля 2019 года.
- John Romero. (англ.) . Дата обращения: 16 февраля 2019. Архивировано из 22 июля 2012 года.
- (англ.) . Guinness World Records . Дата обращения: 16 февраля 2019. 20 марта 2017 года.
- 2020-07-29
- 2