Родился 11 (24) января 1901 года в семье еврейских
социал-демократов
в
Иркутске
, куда был сослан его отец Илья Максимович за участие в революционной деятельности
. Согласно обнаруженной исследователями записи в метрической книге
иркутской синагоги
, он родился тремя днями ранее —
8
(21) января
1901 года
.
В 1902 году семью выслали в
Заиграево
(ныне в
Бурятии
) к политическим ссыльным. В Заиграеве жил до пятилетнего возраста, там же родилась младшая сестра Ида
. Затем семья вернулась в
Вильну
, откуда был родом его отец, а в 1907 году переехала в Москву, где жила на улице
Пятницкой
, дом 10
.
В 1918 году окончил гимназию. В 1918—1920 годах служил в продовольственной экспедиции, в Наркомпроде, в Главснабпродарме, в 1920—1921 годах — в Красной армии в должности младшего инспектора особой комиссии по вопросам численности РККА при Полевом штабе РВСР
.
Уже во время учёбы я помимо скульптуры начал пробовать свои силы в других областях искусства. Этому способствовала моя довольно равномерная одарённость в самых различных направлениях. Я оказался неплохим актёром, обнаружил режиссёрские задатки, довольно успешно подвизался и на литературном поприще — писал, переводил
Золя
,
Флобера
, одно время увлекался музыкой. Как скульптор я сделал ряд работ и выставлялся.
В 1927 году был призван на Сибирские повторные годичные курсы комсостава РККА. В 1928—1930 годах был внештатным сотрудником кинокомиссии в Институте методов внешкольной работы. Получив доступ к фильмам, стал заучивать их наизусть кадр за кадром. Каждый из них смотрел по 20-30 раз, записывал по памяти и делал подробный анализ. По собственному признанию, эта работа дала ему очень много в области монтажа, сценария и мизансцены. В то же время для практики написал более десяти сценариев, ни один из которых не был поставлен. Семью содержал изготовлением диаграмм, чертежей и т. п. В 1930 году начал писать сценарии для Московской фабрики Совкино. Некоторые из них — «Реванш», «Рядом с нами», «Конвейер смерти» — были поставлены
.
В 1931 году режиссёр
Александр Мачерет
пригласил его ассистентом на фильм «Дела и люди», а в 1933 году ему была поручена первая самостоятельная работа — немой фильм «
Пышка
» по
Мопассану
. В этой экранизации, снятой всего в двух небольших декорациях и выделяющейся точным подбором актёров и горькой иронией, начинающий режиссёр продемонстрировал умелый перевод литературной основы на язык кино.
В 1937 году закончил фильм «
Тринадцать
» о пограничниках в среднеазиатской пустыне. Это был ремейк американской ленты «
Потерянный патруль
»
Джона Форда
и первый советский
истерн
. В том же году получил предложение за четыре месяца снять первый художественный звуковой фильм о Ленине — «Восстание». В период работы над режиссёрским сценарием жил на квартире помощника начальника Главного управления кинофотопромышленности
Альберта Сливкина
и стал свидетелем его ареста
. Фильм вышел в прокат под названием «
Ленин в Октябре
» и пользовался большим успехом. Ромм был награждён орденом Ленина и принят кандидатом в члены
ВКП(б)
.
В 1938 году поставил фильм «
Ленин в 1918 году
». В июле 1939 года переведён из кандидатов в члены ВКП(б). В мае 1940 года избран членом партийного комитета киностудии «Мосфильм». 23 мая 1940 года ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств, 15 марта 1941 года — присуждена Сталинская премия I степени. С октября 1940 года работал художественным руководителем и заместителем начальника Главного управления по производству художественных фильмов. В мае 1941 года назначен начальником управления по производству художественных фильмов
.
Был членом
СК СССР
. Автор книг и статей по вопросам киноискусства.
Михаил Ромм скончался
1 ноября
1971 года
в Москве на 71-м году жизни в процессе работы над документальным фильмом «Мир сегодня». Он сидел дома за рабочим столом и, как обычно, раскладывал карточки, на которых были обозначены кадры из новой ленты. Когда в кабинет заглянула его жена
Елена Кузьмина
, он произнёс: «Сегодня мне что-то нездоровится. Я, пожалуй, прилягу». Супруга помогла ему лечь на диван. Через несколько мгновений он умер
. Его очередная работа впоследствии была завершена
Элемом Климовым
,
Марленом Хуциевым
и
Германом Лавровым
и выпущена под названием «
И всё-таки я верю…
».
Отец — Илья Максимович (Монесович) Ромм (1869—1929), врач-бактериолог. Мать — Тереза (Мария) Исааковна Ромм-Аронсон (урождённая Трайна Айзиковна Аронсон), зубной врач, в Иркутске вела приём в доме И. Локуциевского на Благовещенской улице, 8
.
Два
ордена Ленина
(23.03.1938 —
в связи с выпуском выдающихся кинофильмов, получивших единодушное одобрение зрителей, «Ленин в Октябре», «Петр I-ый» и колхозный фильм «Богатая невеста»
, 1967)
В 1975 году вышла книга, написанная
Марком Заком
, «Михаил Ромм и традиции советской кинорежиссуры».
В 1985 году был снят документальный фильм «Михаил Ромм. Исповедь кинорежиссёра». Режиссёр
Аркадий Цинман
, сценарист
Семён Фрейлих
.
Материалы, записанные режиссёром на магнитную ленту в
1966
—
1971 годах
, долгое время хранились в домашнем архиве, но не могли быть изданы по цензурным соображениям. В восьмидесятые годы некоторые из них были опубликованы и вышли серией пластинок на фирме «
Мелодия
».
В 1989 году Всесоюзным творческо-производственным объединением «Киноцентр» тиражом 125000 экземпляров была издана книга «Устные рассказы». В
2003 году
рассказы режиссёра, дополненные воспоминаниями его жены актрисы Еленой Кузьминой и падчерицы Натальи Кузьминой, а также фотографиями и документами из личного архива и архива
Государственного музея кино
, были изданы под названием «Как в кино. Устные рассказы» (
М. И. Ромм.
Как в кино. Устные рассказы. — Нижний Новгород: Деком, 2003. — 256 с. — (Имена). —
ISBN 5-89533-085-1
.
).
В 2008 году в
Иркутске
в память о режиссёре была установлена мемориальная доска
.
от 30 июня 2015 на
Wayback Machine
: Семья жила в доме Бычкова на улице Медведниковской, 3 (ныне улица Халтурина).
А. Семёнов
«Детство моё прошло в Бурятии…» // Байкал, № 6 ноябрь-декабрь 1982 года, стр. 132—136
↑
Ромм М. И.
Как в кино. Устные рассказы. — Нижний Новгород: Деком, 2003. — С. 8—14. — 256 с. —
ISBN 5-89533-085-1
.
(неопр.)
. Дата обращения: 27 октября 2015.
18 октября 2013 года.
↑
Ромм М. И. В отдел кадров ЦК ВКП(б). Автобиография // Кремлёвский кинотеатр 1928—1953. Документы. — М.: РОССПЭН, 2005, с. 1062.
Ромм М. И. В отдел кадров ЦК ВКП(б). Автобиография // Кремлёвский кинотеатр 1928—1953. Документы. — М.: РОССПЭН, 2005, с. 1062—1063.
Ромм М.
Беседы о кино. — М.: Искусство, 1964, с. 12.
(неопр.)
. Дата обращения: 21 мая 2020.
29 августа 2021 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 21 мая 2020.
1 ноября 2021 года.
Ромм М. И. В отдел кадров ЦК ВКП(б). Автобиография // Кремлёвский кинотеатр 1928—1953. Документы. — М.: РОССПЭН, 2005, с. 1064.
С.Соловьев.
Асса и другие произведения этого автора.Книга первая: Начало. То да се.... — Амфора, 2008.
от 11 июня 2020 на
Wayback Machine
/ Высшие курсы сценаристов и режиссёров
от 9 июля 2021 на
Wayback Machine
// Высшие курсы сценаристов и режиссёров
от 11 июня 2020 на
Wayback Machine
// Высшие курсы сценаристов и режиссёров
от 11 июня 2020 на
Wayback Machine
// Высшие курсы сценаристов и режиссёров
(неопр.)
. Дата обращения: 17 марта 2012.
16 ноября 2012 года.
(неопр.)
.
Культура
. Дата обращения: 26 марта 2019.
26 марта 2019 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 13 февраля 2012.
13 июня 2013 года.
от 12 ноября 2018 на
Wayback Machine
: Стоматологический кабинет Т. И. Ромм-Аронсон, который она открыла в 1901 году, стал вторым стоматологическим кабинетом в городе.
(неопр.)
. Дата обращения: 27 октября 2015.
4 марта 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 27 октября 2015.
18 мая 2017 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 27 октября 2015.
4 марта 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 12 июня 2016.
25 мая 2016 года.