Дикий, дикий Запад
- 1 year ago
- 0
- 0
Алексе́й Дени́сович Ди́кий (настоящая фамилия — Ди́ков ) ( 12 (24) февраля 1889 , Екатеринослав — 1 октября 1955 , Москва ) — украинский и советский актёр, театральный режиссёр и педагог. Основатель и руководитель Студии Дикого (1931—1936), главный режиссёр Большого драматического театра (1936—1937). Народный артист СССР (1949), лауреат Сталинской премии (1946, 1947, 1949 — дважды , 1950).
Родился 12 (24) февраля 1889 года (по другим источникам 13 (25) февраля 1889 года ) в Екатеринославе (ныне — Днепр , Украина) в бедной крестьянской семье Дениса Ефимовича и Анны Васильевны Диковых. Отец был неизлечимо болен, трудиться не мог, и всю семью кормила мать, работавшая портнихой .
С раннего детства увлёкся театром под влиянием старшей сестры, актрисы Марии Диковой , и её мужа — режиссёра и антрепренёра Украинской музыкальной драмы в Харькове Алексея Суходольского , в спектаклях которого участвовал с шести лет . Большое влияние на него оказали актёры Марк Кропивницкий , Панас Саксаганский , Иван Карпенко-Карый , Мария Заньковецкая [ источник не указан 417 дней ] .
Окончил начальную школу и городское четырёхклассное училище. В 1904—1907 годах учился в Харьковском реальном училище . В 1907—1908 годах отбывал воинскую повинность вольноопределяющимся Пензенского 121-го пехотного полка . Дарование молодого артиста открыл актёр Московского Художественного театра Илья Уралов, пригласив его на обучение в студию при театре .
В 1909 году переехал в Москву и поступил на частные драматические курсы актрисы МХТ Софьи Халютиной , где занимался вплоть до 1912 года у Константина Марджанова и Вахтанга Мчеделова .
Не знаю уж, чем руководствовались мои экзаменаторы, решившись взять в русскую театральную школу украинского хлопца с откровенным «хохлацким» выговором… но только я был принят и даже спустя некоторое время освобождён от платы за обучение… что допускалось лишь в отношении учеников, на которых возлагали известные надежды .
— Алексей Дикий, «Избранное»
В августе 1910 года вошёл в труппу МХТ , был занят в массовках. В 1911 году успешно дебютировал в роли слуги Мишки в « Ревизоре » и небольшой роли судебного пристава (дряхлого старика) в пьесе « Живой труп ». В августе 1911 года поступил на драматические курсы при театре. В 1912 году была создана 1-я Студия МХТ , где Дикий продолжил сценическую деятельность. В том же году он стал руководителем сценического образования на Пречистенских рабочих курсах , где работа велась по типу 1-й студии . За два года поставил в своём драмкружке несколько одноактных пьес А. Чехова . Также работал в рабоче-крестьянском кружке-театре Уралова .
Начавшаяся в августе 1914 года Первая мировая война прервала его актёрскую карьеру. В 1914—1917 годах служил в Русской императорской армии на Кавказском фронте в чине прапорщика. Военные годы считал «безнадёжно потерянными» .
С января 1918 года выступал главным образом на сцене 1-й Студии, в 1924-м преобразованной во МХАТ 2-й . В эти годы сложился как мастер острохарактерных, озорных портретов . Одновременно искал свой путь в режиссуре.
В 1919 году в Мансуровской студии выступил в качестве режиссёра в спектакле Евгения Вахтангова «Потоп» по пьесе Геннинга Бергера. В 1921 году в Театре-студии имени Ф. И. Шаляпина поставил свой первый самостоятельный спектакль — «Зелёный попугай» по пьесе Артура Шницлера , в которой уже определились характерные для него черты: пресса хвалила спектакль за колоритность, темпераментность и современность .
В 1925 году во МХАТе 2-м поставил «Блоху» Евгения Замятина , ставшую одной из его самых значительных режиссёрских работ. Также ставил спектакли и в других театрах: «Находка» Елизаветы Тараховской в Московском театре для детей , «Обращение капитана Брассбаунда» Бернарда Шоу в театре « Комедия (бывший Корша) ». В Ленинградском Театре Народного дома работал с художниками-авангардистами Николаем Радловым и Аристархом Лентуловым .
B 1922—1926 годах работал также в Московском еврейском театре , где поставил «Скрипач на крыше» по мотивам « Тевье-молочника », и в Еврейской студии Белорусской ССР , где поставил «Праздник в Касриловке» Шолом-Алейхема . Спектакль стал событием, в нём были точно угаданы национальная форма, язык, психологические портреты. В 1928 году режиссёра пригласили в Тель-Авив ( Палестина ) в театр « Габима » для постановки спектаклей по пьесе Шолом-Алейхема «Золотоискатели» и по пьесе Кальдерона «Корона Давида». Премьера состоялась 23 мая 1929 года . В силу ряда причин Дикий покинул театр .
К 1925—1926 годам определились основные черты режиссёрского и актёрского дарования Алексея Дикого: любовь к ярким и сильным сценическим краскам, к броскости сценического рисунка, к монументальности и масштабности актёрских образов; искусство Дикого порою тяготело к балаганному комизму и к гневной сатире .
B 1925—1928 годах ставил оперы и балеты в Большом театре . В 1927—1928 годах был художественным руководителем Московского драматического театра . В 1928 году поставил спектакль «Человек с портфелем» Алексея Файко в Московском театре Революции . В 1929—1930 годах вновь служил режиссёром Театра Народного дома в Ленинграде. В 1931 году возглавлял Свердловский театр драмы , где поставил пьесу «Страх» Александра Афиногенова .
В 1931 году создал и возглавил театрально-литературную мастерскую при Доме учёных , позже получившую название Студии Дикого , где вёл режиссёрскую и педагогическую работу, в частности, поставил спектакль по « Леди Макбет Мценского уезда », который высоко оценила советская пресса . Параллельно в 1932—1936 годах был художественным руководителем Московского драматического театра им. ВЦСПС. В начале 1936 года Студия Дикого была закрыта.
26 марта 1936 года назначен главным режиссёром Большого драматического театра имени М. Горького (БДТ), куда вместе с ним пришла группа молодых актёров — его бывших студийцев. Событием в истории театра стала постановка «Мещан» в июне 1937 года . Приуроченный к годовщине смерти Максима Горького , спектакль поначалу был встречен критически как в отношении постановочной концепции, так и ряда исполнителей. 23 августа того же года состоялась премьера обновлённого сценического варианта спектакля с частично изменённым составом .
17 августа 1937 года Алексей Дикий был арестован и 2 сентября 1938 года приговорён Особым совещанием при НКВД СССР по 58-й статье к пяти годам лишения свободы. Для отбытия наказания был направлен в Усольлаг НКВД . Оставшиеся без руководителя молодые актёры пришли к решению сохранить свой коллектив и почти в полном составе выехали в Сталинабад Таджикской ССР , где основали Русский драматический театр имени Вл. Маяковского.
28 августа 1941 года «дело Дикого» было прекращено . Он вернулся в Москву и вступил в труппу Театра имени Е. Б. Вахтангова . В ноябре того же года с театром был эвакуирован в Омск , где в 1942 году сыграл одну из лучших своих ролей: генерала Горлова в спектакле «Фронт».
Образ Горлова, созданный Алексеем Диким, является вершиной актёрского искусства. Этот образ стоит в ряду с лучшими образами, украшающими советскую сцену. Характер генерала Горлова перерастал в исполнении Дикого в собирательный образ. Эту его роль называли обобщающим словом «горловщина».
— Рубен Симонов , « Советская культура » № 124 1955
C 1943 года активно снимался в кино. За главные роли в фильмах « Кутузов » (1943) и « Адмирал Нахимов » (1946) был удостоен Сталинских премий первой степени. Исполнение роли И. В. Сталина в фильмах « Третий удар » (1948) и « Сталинградская битва » (1949) понравилось прототипу и также было отмечено высшими премиями.
В 1944 году Дикий назначен художественным руководителем Театра-студии киноактёра и членом Художественного совета при Комитете по делам кинематографии при Совете министров СССР . В сентябре того же года перешёл в Малый театр , где служил до 1952 года, когда был переведён в Московский драматический театр имени А. С. Пушкина .
Вёл преподавательскую деятельность. С 1948 года — профессор Театрального училища имени М. С. Щепкина . Автор мемуаров «Повесть о театральной юности» (изданы в 1957 году) и многочисленных статей по театральному искусству.
Скончался 1 октября 1955 года в Москве после продолжительной болезни. 5 октября прошла гражданская панихида и похороны на Новодевичьем кладбище (участок № 2) .
Год | Название | Роль | |
---|---|---|---|
1919 | кор | Иван Сотый | |
1921 | кор | Андрей Гудок | |
1934 | ф | Восстание рыбаков | Кеденек |
1941 | ф | старик | |
1943 | ф | Кутузов | Кутузов |
1946 | ф | Адмирал Нахимов | Нахимов |
1947 | ф | Пирогов | Нахимов |
1947 | ф | Рядовой Александр Матросов | Сталин |
1948 | ф | Третий удар | Сталин |
1948 | ф | Повесть о настоящем человеке | Василий Васильевич |
1949 | ф | Сталинградская битва | Сталин |
1949 | док | камео |
В Москве именем режиссёра названы: