Interested Article - Комитас

«Мокац Мирза» поёт Комитас

Комита́с ( арм. Կոմիտաս ), настоящее имя Согомо́н Гево́ргович Согомоня́н ( арм. Սողոմոն Գևորգի Սողոմոնյան ; 26 сентября [ 8 октября ] 1869 (по данным некоторых энциклопедий 26 сентября либо 8 октября ), Кютахья , Османская империя 22 октября 1935 , Вильжюиф , Франция ) — армянский композитор , музыковед , фольклорист , певец , хоровой дирижёр , священнослужитель Армянской церкви ( вардапет ). Благодаря трудам Комитаса, его научным исследованиям, усилиям по сохранению музыкального наследия и собственным музыкальным композициям, он стал источником большого вдохновения для армянских музыкантов и не-музыкантов .

Биография

Согомон Согомонян родился 26 сентября ( 8 октября ) 1869 года в Кютахье ( арм. Կուտինա ), в музыкальной семье Геворка Согомоняна и Тагуи Ованнисян. Родители были одаренными певцами и композиторами, которыми восхищался весь город. Рано став сиротой (мать умерла в 1870, а отец в 1880 году), воспитывался бабушкой со стороны отца .

В 1881 году произошло событие, которое навсегда изменило его жизнь. Священник Геворг Дерцакян должен был по просьбе католикоса Геворга IV привезти в Эчмиадзин мальчика-сироту для учёбы в Эчмиадзинской духовной семинарии . Из 20 сирот был выбран Согомон. 1 октября он был представлен католикосу, который заговорил с ним по-армянски, но мальчик ответил католикосу: «Я не говорю по-армянски, если хотите — спою». Когда Согомон начал петь « Луйс зварт », то заметил, как католикос плачет. Своим красивым сопрано он спел армянский шаракан (духовный гимн). Благодаря исключительным способностям Согомон за короткое время свободно овладел армянским языком .

В 1890 году Согомон посвящается в сан монаха. В 1893 он завершает обучение в семинарии, затем принимает сан священника и имя католикоса Комитаса — выдающегося поэта VII века , автора шараканов . В семинарии Комитас назначается учителем музыки. Параллельно с преподаванием Комитас создает хор, оркестр народных инструментов, делает обработки народных песен, пишет первые исследования об армянской церковной музыке.

В 1895 году Комитас принимает духовный сан архимандрита. Осенью того же года уезжает в Тифлис , учиться в музыкальном училище. Но, встретившись с композитором Макаром Екмаляном , получившим образование в Петербургской консерватории , меняет свои намерения и изучает у последнего курс гармонии. Эти занятия стали своеобразной предтечей и крепкой основой для овладения европейской техникой композиции.

Дальнейшие события жизни Комитаса были связаны с крупным музыкальным центром Европы — Берлином , куда он уехал учиться по протекции католикоса, получая финансирование от крупнейшего армянского нефтяного магната Александра Манташяна . Комитас поступает в частную консерваторию профессора Рихарда Шмидта. Параллельно с занятиями в консерватории Комитас также посещает императорский университет Берлина — лекции по философии, эстетике, общей истории и истории музыки. В годы учёбы он имел возможность изучать европейскую музыку — ещё более обогащая запас знаний, заниматься музыкально-критической деятельностью. По приглашению Международного музыкального общества он провел лекции, посвящённые армянской церковной и светской музыке в сравнении с турецкой, арабской и курдской музыкой.

В сентябре 1899 года Комитас возвращается в Эчмиадзин и разворачивает свою музыкальную деятельность. В короткое время он в корне меняет систему преподавания музыки в семинарии (среди его учеников известный композитор Спиридон Меликян ), создаёт небольшой оркестр, доводит до совершенства исполнительский уровень хора. Он обходит разные районы Армении, записывая тысячи армянских, курдских, персидских и турецких песен, создает обработки песен. Серьёзно занимается также научно-исследовательской работой, изучает армянские народные и духовные мелодии, работает над расшифровкой армянских хазов , над теорией гласов . Комитас в разных странах мира выступал как исполнитель и пропагандист армянской музыки. Композитор начинает задумываться и над большими, монументальными музыкальными формами. Намеревается создать музыкальный эпос « Сасна црер » и продолжает работу над оперой «Ануш», которую начал ещё в 1904 году .

1 декабря 1907 года Комитас дал один из своих первых концертов, организованных Армянским обществом Парижа. Именно здесь он представил армянскую музыку и нотацию французскому музыкальному миру. Концерт был описан в журнале «Le Mercure Musicale» , а вскоре после этого он начал получать множество приглашений выступить из Европы и Малой Азии. В Берлине Комитас стал одним из основателей Международного музыкального общества, будучи в котором он читал лекцию «Армянская священная и светская музыка» в берлинской консерватории Клиндворта — Шарвенки . После этого Комитас был приглашен представить свой доклад в парижский научный центр — Практическую школу высших исследований ( École des Hautes Études ) .

Он сосредоточивает своё внимание на темах, касающихся народного музыкального творчества, раскрывает содержание народных песен. Величайшие музыкальные достижения Комитаса были реализованы им в 1904—1914 годах. В течение этих лет он путешествовал по армянским деревням современных Армении и Турции, наблюдая и слушая местных жителей, он записал более 4000 крестьянских песен, которые большей частью были потеряны во время геноцида армян. Из всех записанных им песен после резни армян сохранилось и дошло до наших дней лишь 1500 произведений. Комитаса больше всего интересовало развитие народных песен. Он считал, что душу народа можно увидеть и понять лишь тогда, когда люди танцуют. В его понимании ритм и движение давали представление о народе и о том, что он пережил, а песня показывала интонацию языка. Как полагал Комитас, все они, когда объединяются, показывают истинную сущность людей.

Стремление Комитаса к музыкальной педагогике не понравилось католикосу всех армян , который счёл, что Комитас использовал церковную музыку для неправильных целей. В результате этого Комитас, не желая приносить в жертву свою работу, отказался от титула рукоположённого епископа. В 1910 году Комитас оставляет Эчмиадзин и уезжает в Константинополь .

Он думал, что там найдет такую среду, которая поймет, защитит и поощрит его деятельность, и он сможет претворить свои мечты в реальность. Комитас хотел создать национальную консерваторию, с которой связывал дальнейшую музыкальную судьбу своего народа. Но композитору не удается осуществить это предприятие. Его вдохновенные идеи встречали лишь холодное безразличие местных властей.

Хор «Гусан» (фото 1910 г.).

В Константинополе Комитас организовал смешанный хор из 300 человек, назвав его «Гусан». Последний пользовался большой популярностью. В его концертной программе основное место принадлежало армянским народным песням. Комитас часто проводил своё время в поездках с докладами и лекциями, выступая в своих концертах как солист и дирижёр. Композитор превосходно владел флейтой и фортепиано. Он был одарён большой силой воздействия на своих слушателей.

Искусством Комитаса были покорены известные музыканты: Венсан д’Энди , Габриэль Форе , Камиль Сен-Санс . В 1906 году после одного из концертов выдающийся французский композитор Клод Дебюсси взволновано воскликнул: «Гениальный отец Комитас! Преклоняюсь перед Вашим музыкальным гением!» В Константинополе Комитас не нашёл бескорыстных единомышленников, которые помогли бы осуществить его планы. Более того: если в Эчмиадзине он был со своим родным народом, был близок к его быту и искусству, то в Константинополе он был лишён и этого. Тем не менее, он продолжал напряженно работать. Особое внимание уделяет Комитас созданию духовных произведений. В этой сфере его шедевр — «Патараг» («Литургия»), написанный для мужского хора.

Не менее важной областью было для него и музыковедение. В Париже на конференции Международного музыкального общества он читает два доклада: «Армянская народная музыка» и «О старой и новой нотописи армянской духовной музыки», которые вызвали большой интерес среди участников конференции. Комитасу предлагается также прочесть дополнительный доклад на тему «О времени, месте, акцентуации и ритме армянской музыки».

В период 1-й мировой войны правительство младотурок начало осуществлять свою программу по жестокому и бесчеловечному уничтожению армянского народа . 24 апреля 1915 года в день, который теперь считается началом геноцида армян в Константинополе вместе с целым рядом выдающихся армянских писателей, публицистов, врачей, юристов был арестован и Комитас. После ареста, сопровождаемого насилием, он был сослан вглубь Анатолии в Чанкыры . Путь в переполненном вагоне был мучителен, Комитас и его спутники ждали смерти в конце пути. Он стал свидетелем зверского уничтожения армян. Благодаря вмешательству влиятельных османских интеллектуалов Комитас вместе с группой известных культурных деятелей армян был возвращён в Константинополь. Но пережитый кошмар оставил глубокий, неизгладимый отпечаток в его душе. Комитас уединился от внешнего мира, укрылся в своих мрачных и тяжёлых думах — сломленный и печальный.

В 1916 году здоровье Комитаса ухудшилось, и его поместили в психиатрическую клинику. Однако не было никакой надежды на выздоровление. Медицина оказалась бессильной перед губительной болезнью. Гений армянской музыки нашёл своё последнее пристанище под Парижем, в лечебнице городка Вильжюиф, проведя там почти 20 лет.

22 октября 1935 года Комитас скончался от инфекционного воспаления.

Весной 1936 года его прах был перевезён в Армению и предан земле в Ереване . Сегодня Комитас покоится в Пантеоне деятелей культуры .

Наследие

Трагической была судьба творческого наследия Комитаса. Большинство его рукописей были уничтожены после ареста в 1915 г. или утрачены.

Существенный вклад в сохранение музыкального наследия Комитаса внёс армянский композитор Мушег Агаян , которым были расшифрованы свыше 100 песен Комитаса .

По словам Католикоса всех армян Вазгена Первого : «Армянский народ в песне Комитаса нашёл и узнал свою душу, своё духовное „я“. Комитас Вардапет — начало, не имеющее конца. Он должен жить армянским народом, и народ должен жить им, отныне и навсегда».

Память

Армянские композиторы, художники и ученые на почтовой марке Армении: Комитас, Хачатурян , Сарьян , Тертерян , Спендиарян , Горки , Аветисян , Орбели , Симонян

Музеи

Памятники

  • В 1955 году на могиле Комитаса был установлен памятник композитору работы скульптора Ара Арутюняна ( Пантеон имени Комитаса ).
  • В 1988 году был установлен памятник Комитасу в сквере Ереванской консерватории работы скульптора Ара Арутюняна.
  • В 2008 году был установлен монумент Комитасу в городе Квебек , посвящённый всем жертвам геноцида армян.
  • В 2015 году в Петербурге в Камском саду на Камской улице был открыт памятник Комитасу (скульптор Л. Бейбутян, архитектор М. Атоянц) .

Топонимика

Объекты, названные в честь Комитаса

В литературе

Портрет Комитаса на банкноте номиналом 10000 армянских драм (2018)
  • В 1959 году известным поэтом А. Тарковским написано стихотворение «Комитас».
  • В 1959 году была опубликована поэма «Несмолкающая колокольня» Паруйра Севака , центральной фигурой которой является Комитас.
  • Упоминается в трилогии "Манюня" Наринэ Абгарян

В музыке

В кино

  • В 1989 году Дон Аскарян снял художественный фильм «Комитас» о судьбе композитора.
  • В 2014 году Дэвид Роберт Дэраниан снял документальный фильм о Комитасе «Music to Madness: The Story of Komitas».

Филателия

См. также

Примечания

  1. (арм.) / под ред. Վ. Համբարձումյան , — 1974.
  2. : [ 15 января 2021 ] / Э. А. Мирзоева // Киреев — Конго. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — С. 634. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 14). — ISBN 978-5-85270-345-3 .
  3. (англ.) . Encyclopedia Britannica . Дата обращения: 13 января 2021. 27 мая 2019 года.
  4. Anastasia Christofakis. . Florida State University Libraries (2015). Дата обращения: 14 сентября 2017. 14 сентября 2017 года.
  5. . Дата обращения: 30 июня 2010. 5 июля 2011 года.
  6. . Дата обращения: 9 марта 2019. 2 сентября 2018 года.
  7. . Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга (6 ноября 2015). Дата обращения: 13 ноября 2015. 4 марта 2016 года.

Литература

  • Агаян М. Г. . Комитас. Этнографический сборник, т. 2, 1950
  • Агаян М. Г. . «Искусство музыкального исполнительства Комитаса». «Изв. АН Арм. ССР», 1950, No 9
  • Атаян Р. А. , Komitas (творческий портрет композитора, на англ. яз.). Нью-Йорк, 1969
  • Тагмизян Н. К. , Комитас и армянская музыкальная культура. 2-е изд. М., 1987

Ссылки

  • [lib.rmvoz.ru/fonoteka/vselennaya-zvuka-2014/Armenia «Комитас 145»] Фортепианные, хоровые, вокальные, ансамблевые произведения Комитаса и других армянских композиторов (записи в mp3)

Фильм:

  • . Архивировано из 7 марта 2015 года.
Источник —

Same as Комитас