Interested Article - Аветисян, Минас Карапетович
- 2020-07-13
- 2
Мина́с Карапе́тович Аветися́н ( арм. Մինաս Ավետիսյան ; 20 июня 1928 , с. , Ахурянский район , Армянская ССР — 24 февраля 1975 , Ереван , Армянская ССР ) — армянский художник. Заслуженный художник Армянской ССР (1968).
Между 1960 и 1975 годами Аветисян создал около 500 холстов, почти столько же рисунков, 20 больших фресок и проектов для более чем десятка театральных представлений. Его искусство заняло почётное место в истории мировой живописи.
Спитакское землетрясение 1988 года уничтожило часть его фресок в Гюмри и дом-музей художника в его родной деревне Джаджур.
Биография
Родился в крестьянской семье.
- 1947 — 1952 — учился в Ереванском художественном училище имени Ф. Терлемезяна .
- 1952 — 1954 — учился в Ереванском художественно-театральном институте.
- 1952 — 1954 — учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина , где одним из его главных учителей был Б.В. Иогансон .
- С 1960 — жил в Ереване.
- 1962 — экспозиция «Пять художников» в Ереване, принесшая ему широкую популярность.
- 1968 — звание Заслуженного художника Армянской ССР.
- 2 января 1972 — пожар в мастерской художника в Ереване.
Погиб при наезде автомобиля на тротуар 24 февраля 1975 года. Многие предполагают что Минас был убит. После обретения Арменией независимости от Советского Союза в начале 1990-х годов было проведено официальное правительственное расследование, которое заключило, что Минас действительно был убит КГБ .
Память
- В 2000 году была выпущена почтовая марка Армении, посвященная Аветисяну.
- Аветисяну посвящена вторая часть стихотворной дилогии «Армения» ( 1983 ) русской поэтессы Юнны Мориц (первая часть этой дилогии посвящена поэту Паруйру Севаку ).
Творчество
В зрелых произведениях Минаса Аветисяна, колористически-контрастных, написанных крупным экспрессивным мазком, обрели новую жизнь принципы фовизма . Заметный отзвук в его произведениях нашли и традиции закавказского средневекового искусства. Работы мастера, сочетающие особую цветонасыщенность с эпическим драматизмом образного строя — пейзажи, автопортреты, жанрово-символические сельские мотивы — воспринимались на официальных выставках как прорывы к свободе эстетического самовыражения. Тем самым Минас Аветисян, хотя и тяготея в целом скорее к французскому модерну и раннему авангарду начала XX века , сближался с современным ему российским «суровым стилем». Успешно выступал также как театральный художник и живописец-монументалист.
Работы
- Пекут лаваш, 1972 — .
- Беседа,1973-Частное собрание-
- Пейзаж с хачкарами, 1974 — Ереванский Музей современного искусства.
- Сценография балета Гаянэ А. Хачатуряна в Театре оперы и балета имени А. Спендиарова , 1974 .
- Росписи заводских интерьеров в Гюмри, 1970 — 1974 .
В кино
- ( 1969 ) — впервые запечатлён на киноплёнке в фильме друга, режиссёра Михаила Вартанова .
- ( 1989 ).
Примечания
- Sokolov M. N. Minas Avetisyan // (англ.) // / — Oxford, Basingstoke, New York City: OUP , 2017. — ISBN 978-1-884446-05-4 —
- Minas Karapeti Awetisyan // (нем.) / Hrsg.: , — Berlin: , Verlag Walter de Gruyter , 2009. — ISSN —
- (арм.) / под ред. Վ. Համբարձումյան , — 1974.
- ↑ Հայկական համառոտ հանրագիտարան (арм.) — 1990.
- . Parajanov.com. Дата обращения: 31 марта 2008. 19 мая 2017 года.
Ссылки
- 2020-07-13
- 2