Кастелло (Венеция)
- 1 year ago
- 0
- 0
Палаццо Венеция , или дворец Венеции в Риме ( итал. Palazzo Venezia di Roma ) — бывшее представительство Венецианской республики при Апостольском престоле в Риме . Здание расположено на Пьяцца Венеция к северу от Капитолийского холма .
Когда в 1440 году венецианец Пьетро Барбо, племянник Папы Евгения IV , был назначен кардиналом он приобрёл небольшой дом близ Капитолийского холма. В 1455 году кардинал начал перестраивать свой дом, а когда в 1464 году П. Барбо стал Папой под именем Павла II , то решил переработать проект и превратить дом в большое палаццо достойное своего нового положения. Вначале дворец назывался «Сан-Марко» (название Палаццо Венеция появилось позднее). В Палаццо встроена старинная церковь Сан-Марко , освящённая в честь покровителя города Венеция Святого апостола Марка и расширенная в 1455 — 1471 годах .
Папа Павел II не был гуманистом и не поддерживал учёных риторов и поэтов Римской академии, восторгавшихся античностью, но он был коллекционером- нумизматом и в своём новом дворце собрал большую коллекцию произведений искусства, античных гемм и старинных манускриптов. Его коллекции позднее обогатили собрания Ватиканских музеев .
Строительство дворца было закончено после смерти Барбо в 1471 году. Здание многократно перестраивали новые хозяева, Папы римские от Александра VI до Клемента VIII. В 1494—1495 годах во время итальянского похода для завоевания Неаполитанского королевства во дворце останавливался французский король Карл VIII . В 1564 году Папа Пий IV разрешил послам Венецианской республики занять часть пустующего дворца, отчего и возникло его позднейшее название.
После перехода Венеции под власть Наполеона Бонапарта , в 1797 году палаццо было передано Габсбургам в качестве резиденции австрийского посла в Папской области, а затем в Италии . С 1867 года в здании размещалось посольство Австро-Венгерской империи при Святом Престоле. В 1916 году в ответ на бомбардировку Венеции со стороны армии Габсбургов дворец перешёл к итальянскому государству. В 1906 году итальянское правительство решило расчистить площадь перед Витториано : монументом королю Виктору Эммануилу II , многие постройки были снесены, башню Палаццо Венеция перенесли в другую оконечность дворца, а для Генерального консульства Венеции по проекту архитектора Джузеппе Саккони при участии и других архитекторов построили новое здание (Palazzo delle Assicurazioni Generali di Venezia) в неоренессансном стиле напротив Палаццо Венеция с точно такой же квадратной башней. В результате Площадь Венеции (Piazza Venezia) оказалась обрамлённой двумя симметричными по композиции (но различающимися по стилю) зданиями. Это было новшеством в градостроительном искусстве Италии того времени.
16 сентября 1929 года на первом этаже Палаццо Венеция разместил свой рабочий кабинет премьер-министр Италии Бенито Муссолини . С балкона дворца Муссолини выступал в 1940 году , объявив войну Франции и Великобритании , вовлекая тем самым Италию во Вторую мировую войну . Палаццо Венеция реставрировали в 1923 и 1936 годах. В настоящее время в здании располагаются Национальный музей Палаццо Венеция, учреждения Национального института археологии и истории искусства (INASA), библиотека Национального института археологии и истории искусства.
С декабря 2014 года в Палаццо Венеция находится региональный Центр музеев Лацио (Polo museale del Lazio) Министерства культурного наследия. С декабря 2019 года: Дирекция региональных музеев, объединившая Национальный музей Палаццо Венеция и Витториано (Центральный музей Рисорджименто) .
Дворец представляет собой типично средневековое здание с элементами архитектуры Ренессанса . Построено из красного кирпича с деталями из травертина , который брали из руин Колизея и Театра Марцелла . Машикули и зубцы карниза связывают здание с традициями итальянского средневековья. Переплёты окон второго этажа напоминают гвельфский крест (удлинённый латинский крест — одну из эмблем партии гвельфов ).
В палаццо оказались встроенными средневековая башня и древняя базилика Сан-Марко . Здание неоднократно перестраивали. Авторство проекта нового дворца, представляющего собой одно ранних гражданских зданий Рима эпохи Возрождения, до настоящего времени не определено. По одной из версий проект принадлежал Леону Баттисте Альберти , по другой — Джулиано да Майано , по иным предположениям — Бернардо Росселлино . Наиболее убедительной считают версию о проекте Франческо дель Борго .
Франческо дель Борго приписывают двухъярусную лоджию на фасаде церкви Сан-Марко. «Аркада по колоннам» в малом внутреннем дворе (Il cortile del Palazzetto) есть не что иное, как типично ренессансное переосмысление классической ордерной системы . В контраст этому лоджия главного двора (Сortile principale, 1465) просто копирует «римскую архитектурную ячейку» Колизея, который находится неподалёку. В этой архитектурной перекличке исследователи видят влияние Л. Б. Альберти. Столь изящная цитата выдаёт руку большого мастера, каковым был именно Альберти .
Своды вестибюля с лаквеариями ( кессонами ) восходят к традициям купола Пантеона и сводов базилики Максенция на Римском форуме. Главная лестница с аркадами и крестовыми распалубками также говорит о работе большого мастера, возможно, Л. Б. Альберти либо Франческо дель Борго. Однако договор на строительство 1466 года, подписанный Папой Павлом II , был заключён с резчиком по мрамору и скульптором Якопо да Пьетрасанта . Большую роль в строительстве здания играли « магистри комачини », или «комаски» (так называли мастеров Северной Италии, с берегов о. Комо, и из тессинского кантона Швейцарии) во главе с Манфредо ди Антонио ди Комо. Рядом с ними работали Мео дель Каприно из Флоренции и Нуччо де Рисис ди Нарни .
В северо-восточном углу здания в 1911 году была устроена капелла с почитаемой чудотворной иконой Мадонны, называемой Мадоннеллой ди Сан-Марко, или делле Грацие (Милостивой), написанной Бернардино Гальярди из Читта ди Кастелло в середине XVII века. Первый алтарь капеллы был оформлен в 1669 году.
В 1909 году при расширении Площади Венеции половина двора Палаццо Венеция была разобрана и восстановлена с изменениями южнее, образовав два симметричных корпуса. Работами по сносу, созданию нового южного фасада старого палаццо и строительству нового корпуса вёл архитектор Камилло Пиструччи . В новый дворец была перенесена и Капелла Пресвятой Девы (Cappella della Beata Vergine), интерьер которой полностью воспроизводил первоначальный . Между 1910 и 1913 годами К. Пиструччи внёс некоторые изменения, включая модификацию лестницы, которая впоследствии, в 1924—1930 годах была перестроена в стиле неоренессанса Луиджи Марангони.
В музее Палаццо Венеция можно увидеть обширную экспозицию произведений средневекового искусства из коллекции учёного монаха-иезуита А. Кирхера . Кроме этого — изделия античной керамики, расписной майолики из Орвието , византийские эмали, изделия из золота и серебра. В отдельном зале представлены произведения живописи художников итальянского проторенессанса сиенской и флорентийской школ из коллекции герцога Джулио Стербини . В музее имеется большое собрание статуэток из бронзы, художественного фарфора, терракотовые скульптуры Дж. Л. Бернини .