Коэлью, Умберту
- 1 year ago
- 0
- 0
Жозе́ Франси́шку Тринда́де Коэ́лью ( порт. José Francisco Trindade Coelho ; 18 июня 1861 , Могадоуру — 9 июня 1908 , Лиссабон ) — португальский писатель, юрист , журналист , мемуарист . Лучший представитель жанра деревенского рассказа ( порт. conto rústico ) в португальской литературе конца XIX — начала XX века .
Собственный жизненный путь кратко описал в посмертно изданной автобиографии ( Auto biographia , Diário de Notícias , 1908) . Первые рассказы сочинил ещё во время учёбы в колледже в Порту ( O Engeitado , Uma Trovoada ) . Из-за натянутых отношений с отцом учился за собственный счёт, брался за любую низкооплачиваемую работу. В то время познакомился с Камилу Каштелу Бранку , который стал оказывать юноше своё покровительство. В 1885 году окончил юридический факультет Коимбрского университета . В университете сочинял для периодических изданий, подписываясь псевдонимами Belizario и Porta Ferrea , позже стал известен под собственным именем Триндаде Коэлью .
Работал в судебных органах, 4 года провёл в Порталегре, где основал две местные газеты ( Gazeta de Portalegre и Comercio de Portalegre ) и стал их литературным редактором . В 1891 году был переведён в Лиссабон, где основал три ежедневные газеты ( Portugal , Novidades и Reporter ). Три месяца провёл в Африке, где добился освобождения 30 безвинно арестованных. Последние время жизни, с 1895 до самоубийства, провёл в Лиссабоне, занимая должность судьи .
В 1906 году был принят в лиссабонскую масонскую ложу «Солидарность» ( Solidariedade ), подчинявшейся великой ложе GOL . Принял символическое имя «Обновитель» ( Renovador ). Придерживался республиканских политических взглядов.
Современники считали Триндаде Коэлью большим авторитетом в литературе и специалистом в юриспруденции . Участвовал в выработке законов своего времени, выступал за свободу печати на международном правовом конгрессе в Лиссабоне. Тем не менее испытывал разочарование и горечь, усталость от бесперспективности предпринятых усилий. Когда уныние и опустошённость окончательно возобладали, покончил с собой .
Помимо юриспруденции и занятий журналистикой Триндаде Коэлью прославился как писатель. Особую известность принесли книга воспоминаний In Illo Tempore (1902, к 1985 году вышло 7 изданий ) и сборник деревенских рассказов Os Meus Amores (1891, 16-е издание 1978 года ) . Деревенский рассказ ( conto rústico ) считается отдельным жанром португальской литературы конца XIX века . По своему призыву к возврату к национальным истокам эти сочинения несут печать саудозизма и неогарретизма . Среди других известных успешных сочинений выделяются À Lareira и Abyssus-Abyssum .
Жозе Франсишку Триндаде Коэлью известен как наиболее характерный представитель жанра деревенского рассказа . К данному жанру ранее уже обращались Алешандре Эркулану в O Pároco da Aldeia , Родригу Паганину ( Rodrigo Paganino ) в Contos do Tio Joaquim и Тейшейра де Кейрош ( Teixeira de Queirós ) в Arvoredes (1895) . Жулиу Диниш обязан частью своего успеха тому, что пытался найти своего читателя в городе, поскольку португальская интеллектуалы происходили из семей деревенских собственников, но после университетов оседали в городах. Из этого возникла мода на рассказы и романы деревенской направленности, где представлены воспоминания о детстве в родной деревне, виноградники на горных склонах, народные гулянья и отсутствие социально обострённого анализа .
Книга рассказов Os Meus Amores — «это печальное и ностальгическое восстановление в памяти деревенской жизни, перемежающееся с воспоминаниями о детстве, что кажется уставшему жителю города неким подобием утерянного рая» . В рассказах сборника представлено утопическое восприятие действительности — показательно при этом название одного из них: «Деревенская идиллия» ( Idílio Rústico ), в котором один из персонажей настолько проникнут любовью и симпатией ко всему окружающему в духе Франциска Ассизского , что готов побрататься с собственным ослом . По мнению А. Ж. Сарайвы и О. Лопеша , анализ сборника Os Meus Amores приводит к объяснению главной направленности жанра деревенского рассказа, его социальной значимости и востребованности. Хронологически рассказы антологии написаны после принятия португальцами унизительного британского Ультиматума 1890 года . А. Ж. Сарайва и О. Лопеш относят начало современной португальской литературы именно к той дате . Кроме того писатель поставил свою подпись под первым манифестом литературного национализма — статьёй в Revista Nova (1893), направленной против всего заграничного в творчестве поколения 1870-х годов ( Geração de 70 ) и других групп, включая символистов . Факт указывает на близость писателя к португальскому литературному национализму поколения 1890-х годов ( Geração de 90 ). Помимо того идиллическая тематика рассказов Триндаде Коэлью несёт некую натуралистическую окраску с экзальтацией скрывающихся в человеке животных инстинктов . Таким образом, А. Ж. Сарайва и О. Лопеш относят Триндаде Коэлью к натуралистам .
Писатель прошёл через десятилетнее литературное затишье, которое прервал в самом начале 1900-х годов. В 1906 году опубликовал «Политическое руководство португальского гражданина» ( Manual Político do Cidadão Português ), направленное против плутократических диктатур. Позднее сочинение было дополнено и заново отредактировано. В нём автор коснулся аспектов, незатронутых в сборнике деревенских рассказов Os Meus Amores , но сохранил ясность и свободу стиля .