Церковь Иоанна на Опоках
- 1 year ago
- 0
- 0
Храм Иоанна Предтечи ― православный храм в Вятке . Заложен 5 июня 1714 года, строительство завершилось к 1719 году. Третий по древности действующий православный храм в городе .
В 1664 - 1667 годах под руководством вятского воеводы князя Григория Афанасьевича Козловского вокруг Хлыновского кремля и посада был устроен высокий земляной вал с деревянными стенами и башнями. Внутри укрепленного вала началось изрядное церковное и светское строительство. К 1710 году посад уже был полностью застроен, потому за его пределами, в концах Воскресенской и Ильинской улиц Хлынова возникла слободка, включавшая 98 дворов.
По законам того времени жители любой слободки численностью в сто дворов могли просить правящего архиерея благословить создание прихода и строительство нового храма. 5 декабря 1710 года написали архиепископу Вятскому и Великопермскому Дионисию свою челобитную с прошением «построить новую церковь во имя святого Иоанна Предтечи за острогом, при конце Вознесенской улицы на огородном месте Герасима Шмелева». Челобитную отправили в Москву , но ответа на неё не последовало.
Спустя полгода, 23 мая 1711 года, вятчане, проживавшие в концах Воскресенской и Ильинской улиц, отправили втору челобитную на имя владыки Дионисия. Ответ на неё последовал незамедлительно. 24 мая 1711 года владыка подписал храмозданную грамоту, благословив разобрать и перенести на конец Воскресенской улицы старую Покровскую деревянную церковь.
Новую деревянную церковь заложили в воскресенье, 17 июня 1711 года. При этом из Богоявленского собора Хлыновского кремля был устроен Крестный ход до Шмелевского огорода и отслужен закладочный молебен. Старая деревянная Покровская церковь была разобрана, перевезена, собрана на новом месте и 16 сентября 1711 года освящена самим владыкой Дионисием во имя святого Иоанна Предтечи.
Настоятелем церкви был назначен священник Лука Луппов . Спустя три года он от имени всех прихожан обратился к владыке Дионисию с челобитной, желая построить рядом с деревянной церковью каменный Предтеченский храм, повторяющий её своими очертаниями.
Строительство каменного храма с одним престолом началось 5 июня 1714 года и закончилось через пять лет, в 1719. В иконостасе церкви стояла древнейшая Грузинская икона Божией Матери . В честь этой иконы в 1729 году к храму был пристроен каменный придел. В 1735 году к храму была пристроена и освящена каменная колокольня.
В 1781 году был перестроен купол, его дополнили два восьмёрика . В 1786-1793 годах при храме прихожан был построен и освящен второй придел для древней почитаемой иконы святых праведных Захарии и Елизаветы. На пожертвования вятского купца Андрея Куклина в 60-е годы XIX в. в холодной церкви устроили восьмиярусный иконостас с золоченой резьбой. В эти же годы на кресте был устроен позолоченный флюгер в виде трубящего ангела. В ограде храма устроили кладбище, выстроили дома для священника и причетников.
В 1825 году началась новая перестройка храма. Своды обоих приделов были разобраны, приподняты и сложены заново. В них устроили одноярусные иконостасы. Из трех отдельных приделов возник единый трёхпрестольный храм. Престол Грузинской иконы Божией Матери был освящен в 1828 году, а престол святых Захарии и Елисаветы только в 1839 году.
В 1898 году храм был перестроен по проекту известного вятского архитектора Ивана Чарушина . При храме в 1903 году была построена церковно-приходская школа.
В августе 1918 года предтеченского старосту Федора Леонтьевича Ездакова расстреляли "в ответ на убийство Урицкого и ранение Ленина".
В начале 30-х годов храм недолгое время был " обновленческим кафедральным собором". По всей видимости, в 30-е годы XX века колокольня была демонтирована.
В 1935 году храм был закрыт, в разные годы в нём располагались архив и планетарий.
В 1993 году здание было передано Вятской епархии .
Прежний вид церковь обрела только в 2005 году. Первую Божественную литургию в возрожденном храме совершил митрополит Вятский и Слободской Хрисанф.
Храм Иоанна Предтечи является ярким представителем такого архитектурного стиля как . Церковь является одним из редчайших памятников вятской архитектуры конца XVII - XVIII веков. Уникально объемно-пространственное решение собственно храма – восьмерик «от земли». Этот прием был присущ исключительно деревянному зодчеству, и в этом плане церковь является единственным памятником каменной церковной архитектуры не только в городе Вятка , но и в области.
Декоративное убранство выдержано в традициях « узорочья », характерного для первого этапа развития каменного зодчества на Вятской земле. Любовь вятских зодчих к пышности декоративных форм проявилась здесь в полную силу. Богатый кирпичный орнамент, включающий наборы бусин, кокошники, жгуты, розетки, динамичные завитки над оконными проёмами, ряды ширинок, покрывает фасады, образуя причудливые гармонии. Витые колонки с чисто местной интерпретацией коринфских капителей, украшающие алтарь, прихотливые изломы полуглавий и щипцов в завершении фасадов вплелись в затейливую канву узорчатых деталей.
Стилистический анализ каменных колоколен приходских храмов первой половины XVIII века позволяет отнести возведение колокольни к 1730 — 1740-м годам. Квадратное в плане основание колокольни несет восьмигранный столб с ярусом звена в завершении и глухим деревянным барабанчиком с высоким шпилем. Подобная композиция была заимствована из архитектуры Великого Устюга , получив широкое распространение на местной почве вплоть до XVIII столетия.
Компоновка объемов колокольни, элементы декора аналогичны формам колокольни Троицкой церкви в с. Кстинино Кирово-Чепецкого района (середина XVIII в.), а также колокольне несохранившегося памятника — в г. Вятке (1746—69 г.). По своим архитектурно-художественным качествам им близка колокольня Знаменско-Богородицкой церкви в с. Пасегово Кирово-Чепецкого района (40—50-е г. XVIII столетия), а также колокольня г. Нолинска (1742 г.). Плоский характер декоративного убранства этих сооружений является стилистическим признаком вятских памятников 40—50-х гг. XVIII в., сменившего «калейдоскопичность» фасадной орнаментики первых каменных построек.