Interested Article - Мугумаев, Магомед-Расул

Магомед-Расул Мугумаев ( 1932 , Орота , Хунзахский район , Дагестан , СССР 21 марта 2005 ) — дагестанский учёный-арабист, переводчик, теолог, богослов. Правозащитник и диссидент, провёл 7 лет в советских трудовых лагерях. Муфтий Конфедерации народов Кавказа .

Биография

Родился в 1932 году в дагестанском селе Орота , по национальности — аварец . В детстве учился в сельской школе, одновременно втайне от властей получал исламское образование. В 1951 году поступил в узбекистанское медресе « Мири Араб » , единственное официально действовавшее медресе в СССР. В студенческие годы вступил в конфликт с муфтием ДУМ СК Магомедом Курбановым, Мугумаев возмущался суфийской принадлежностью членов ДУМ и обратился в Совет по делам религиозных культов. В итоге на Мугумаева подали жалобу, написали негативную характеристику и исключили из медресе за плохое поведение .

По его словам, в 1953 году учредил на Северном Кавказе партию «Братья мусульмане», став её председателем, к 1957 году организация провела обучение более двухсот молодых парней . Проживал в Буйнакске, работал заместителем кадия мечети. В 1957 году написал арабоязычное обращение под названием: « Жалоба. От шестидесяти миллионов мусульман, находящихся в коммунистической тюрьме в СССР, всем мусульманам свободного мира », где он озвучил, что мусульмане готовы « бороться за освобождение от коммунистической тирании и потому просим оказать нам материальную и моральную поддержку ». На одном из московских фестивалей, где Мугумаева прикрепили к делегации одной из арабских стран в качестве переводчика, он передал это письмо иракскому делегату Омару Абу Раду, оказавшемуся агентом КГБ . Согласно данным правозащитной организации « Мемориал », арестован 9 августа 1957 года по обвинению в контрреволюционной деятельности . 14 января 1958 года осуждён Мосгорсудом к 7 годам ИТЛ . Признан «Мемориалом» жертвой политического террора . Согласно его мемуарам, « через несколько дней после ареста я написал заявление на имя Николая Хрущёва. Это заявление попало к Хрущёву, и он наложил на моё заявление какую-то резолюцию » .

После возвращения из трудовых лагерей попытался устроиться в ДУМ СК , но получил отказ. В 1965 году устроился в Институт языка и литературы , занимался исследовательской работой в ДФАН СССР , участвуя в экспедиционных поисках сохранившихся арабоязычных письменных памятников в Дагестане . Перевёл на русский книгу Али Каяева и другие документы. За работу подвергся критике со стороны властей, председатель КГБ Дагестана Бурмистров называл Мугумаева «известным антисоветчиком», через несколько недель после этого Мугумаева уволили. Впоследствии переехал в Грозный , остановился у писателя Халида Ошаева , нашёл работу в ЧИНИИИЯЛ . Перевёл на русских трактат шейха Кунта-Хаджи и книгу по кавказской истории Шевката Муфити — учёного из Иордании. Вскоре был уволен из института, Мугумаев вернулся в Дагестан и заново устроился в ДФАН. В 1978 году на членов сектора востоковедения ДФАН было заведено дело об антисоветской деятельности. По словам Мугумаева, Магомедсалам Умаханов тогда заявил, что « такие, как Мугумаев, пачкают мозги честным труженикам нашей родины » . Составил аварско-арабский словарь . Перевёл с арабского на аварский язык первую часть труда суфия Шарапуддина из Кикуни с биографиями накшбандийских шейхов из силсилы Шарапуддина, перевод издан в 1997 году без указания авторства Мугумаева .

В период распада СССР поддерживал демократические изменения в стране, занимался правозащитной деятельностью и лично был знаком с академиком Сахаровым . Говорил, что « весь прогресс в мире достигнут именно благодаря демократии — Запад стал Западом, Америка стала Америкой. Чем свободнее человек, тем он культурнее » . В 1989 году выступал в качестве представителя ислама в первой межконфессиональной дискуссии между мусульманами и христианами, оппонируя священнику Александру Меню . Состоял в Совете алимов Исламской партии возрождения , учреждённой в 1990 году в Астрахани . Был назначен муфтием Конфедерации народов Кавказа .

О своей жизни в независимой Ичкерии Мугумаев пишет :

«В конце 1991 года после объявления государственного суверенитета Чеченской Республики я докладывал президенту Джохару Дудаеву о реальной ситуации в республике: о положении русскоязычного населения, о грабежах и распространении оружия. Но вокруг него собрались экстремистски настроенные личности, которые всячески старались направить его в сторону конфронтации с демократической Россией, чего я не мог принять. Поэтому в начале 1994 года покинул Грозный из-за несогласия с проводимой его окружением политикой и жил в Махачкале».

В 1992 году участвовал в Съезде народов Дагестана в качестве делегата от Хунзахского района и Первом Всемирном конгрессе абхазо-абазинского народа . На выступлениях в Абхазии требовал гуманного обращения с грузинским населением .

Умер 21 марта 2005 года, перед смертью написал мемуары .

Личная жизнь

В 1951 году женился на Хамидат, которая была дочерью Нажмудина Гоцинского от его второй жены Патимат. После ликвидации большевиками Гоцинского Патимат с дочерью были высланы в село Кутиша . Хамидат умерла в 1962 году в результате долгой болезни, полученной после ареста мужа в 1957 году. Другой женой Мугумаева была чеченка, от неё у него был пасынок, погибший в Грозном в ходе Первой чеченской войны во время российских обстрелов .

Библиография

  • Мугумаев М. Р., Нурмагомедов М. Г., Омаров X. А., Саидов М.-С., Шихсаидов А. Р. Новые восточные рукописи из районов Дагестана // Материалы сес., посвящ. итогам экспедиц. исслед. в Дагестане в 1973—1975 гг. (Тез. докл.). — Махачкала, 1976.
  • Мугумаев М. Р., Нурмагомедов М. Г., Саидов М.-C., Шихсаидов А. Р. Новые восточные рукописные книги и документы, приобретенные в 1976— 1977 гг. // Материалы сес., посвящ. итогам экспедиц. исслед. в Дагестане в 1976—1977 гг. (Тез. докл.). — Махачкала, 1978.
  • Мугумаев М. Права человека в мусульманском шариате // Исламские новости. — Махачкала, 1990. — № 3 .
  • Хайдарбек Геничутлинский. Историко-биографические и исторические очерки / Пер. с араб. Т. М. Айтберова, под ред. М. Р. Мугумаева, коммент. и общая ред. В. Г. Гаджиева. — Мх. : ДНЦ РАН , 1992. — 176 с.
  • Мугумаев М.-Р. Идея государства горцев // Шамиль: Иллюстрированная энциклопедия / глав. ред. Казиев Ш. М. . — М. : Эхо Кавказа, 1997. — С. 50. — 222 с. — 3000 экз.
  • Кlикlуниса Шарабудин Устар (Шарапуддин-устаз из Кикуни). Сборник чудес = Хlикматазул асарал (авар.) / пер. с араб. М. Р. Мугумаев. — Махачкала, 1997. — Т. 1.

Примечания

  1. Бустанов А. К., Кемпер М. / С.-Петерб. гос. ун-т.. — Санкт-Петербург: Президентская библиотека, 2016. — С. 79—80. — 134 с. — ISBN 978-5-905273-91-9 . 9 июня 2023 года.
  2. Марко Шахбанов. (рус.) // Черновик . — 2005. — 1 апреля (№ 12). 10 июня 2023 года.
  3. (рус.) . Открытый список . Мемориал. Дата обращения: 9 июня 2023. 9 июня 2023 года.
  4. Шихсаидов А. Р. // Изучение истории и культуры Дагестана: Археологический аспект. Сборник статей / сост. Д. X. Гаджиева, отв. ред. А. Р. Шихсаидов . — Мх. : ДФАН СССР , 1988. — С. 5 . 2 декабря 2022 года.
  5. . — ТСИМО, 1993. — С. 109. — 272 с. — ISBN 978-5-201-00802-4 . 9 июня 2023 года.
  6. Мусаев, М. А. // Письменные памятники Востока / М. А. Мусаев, Ш. Ш. Шихалиев. — 2012. — № 2(17) . — С. 222 .
  7. (неопр.) . chernovik.net (25 марта 2005). Дата обращения: 9 июня 2023. 9 июня 2023 года.
  8. , Радио Свобода (15 января 2006). 11 июня 2023 года. Дата обращения: 11 июня 2023.
  9. Владимир Илюшенко. . — Litres, 2022-04-29. — 873 с. — ISBN 978-5-457-49048-2 . 9 июня 2023 года.
  10. Владимир Бобровников. // Islamology. — 2017. — № 1 . — С. 109 . 19 мая 2022 года.
  11. . — Дагестанское кн. изд-во, 1995. — С. 153. — 336 с. — ISBN 978-5-297-00909-7 . 9 июня 2023 года.
  12. . — World Congress of the Abkhazo-Abazian (Abaza) People, 1993. — С. 35. — 88 с. 9 июня 2023 года.

Same as Мугумаев, Магомед-Расул