Interested Article - Армяне в Польше

Армяне в Польше ( арм. Հայերը Լեհաստանում , польск. Ormianie w Polsce ) — статья об истории и современном проживании армян в Польше . На протяжении истории армяне Польши сыграли значительную роль в разных сферах жизни этой страны. В 2005 году Польша официально признала геноцид армянского народа в Турции .

История

Армянский кафедральный собор во Львове , 1363—1370 годы

Армяне жили на территории Польши с высокого средневековья. Король Польши Казимир III после завоевания Червонной Руси сохранил все права и привилегии армянской общины . Уже в 1367 году было основано армянское епископство во Львов . Несмотря на притеснения немецких мещан королева Ядвига также утвердила права армян . К этому времени их численность здесь еще умножилась, что было связано с падением последнего армянского королевства в Киликии к концу XIV века. Большая часть общины проживало во Львове и Каменц-Подольске . В последнем в 1398 году была основана армянская церковь св. Николая . В 1402 году от короля Владислава II Ягайло армяне получили разрешение занимался купечеством также на территории Польши и Литвы .

Ряд современных историков, в том числе А. Грицкевич , Е. Разин , и другие, сообщают об участии армян в польско-тевтонских войнах XIV—XVI веков, в частности, в Грюнвальдской битве . Однако это утверждение возникло из ошибочного прочтения слова «Bessarmenier» в письме Генриха фон Плауэна, великого магистра Тевтонского ордена, от 14 декабря 1410 года. Это слово оначает «бусурмане» . Поэтому участие армян в Грюнвальдской битве считается мифом .

О наличии на Руси в XV—XVI веках армянского войска упоминают Симеон Лехаци (1623) и папский нунций в Польше Онорацио Висконти (1631). Последний сообщает о приглашении в Рутению большого количества армянских солдат Даниилом Галицким , которые впоследствии расселились в 15 больших городах региона. Согласно Висконти, истощённые бесконечными войнами и будучи довольными торговыми доходами, армянские землевладельцы отказались от своих привилегий дворян и обязательной воинской службы, и стали простыми гражданами и купцами. Эти утверждения однако являются крайне сомнительными, согласно современным данным большинство армян в этой области изначально были купцами и ремесленниками. Тем не менее армянские землевладельцы и дворяне на территории Червонной Руси упоминаются в многочисленных источниках конца XIV—начала XVI веков, и какое-то их количество видимо участвовало в военных сражениях Польши .

Эпитафия на классическом армянском , Варшава, Церковь Св. Гиацинта, XVII век

Община достигает своего наибольшего процветания в XVI столетии. Были основаны многочисленные церкви, а львовским армянам было предоставлено пользоваться почти исключительно собственными законами, когда в 1519 году Сигизмунд I утвердил Статут львовских армян . Она была повторно подтверждена королём польским и великим князем литовским Владиславом IV . По специальному указу Стефана Батория от 7 июля 1578 года права армянских купцов были уравнены правам католиков . Ян II Казимир также заботился об армянах. Армяне выступали посредником в торговле между Западом и Востоком, у них были сконцентрированы большие финансовые ресурсы, также способствующие процветанию королевства . В 1616—1618 годах во Львове действовало армянская типография где издавал книги Ованес Карматенянц . В 1630 году львовский епископ Армянской апостольской церкви Николай Торосович , который находился в конфликте с верующими, чтобы сохранить свою власть, принял унию с Римом, получив титул архиепископа . Уния была поддержана католическими орденом Театинцев, которые открыли духовную семинарию во Львове для армян-католиков, и следующим архиепископом Вартаном Унаняном. Борьба между сторонниками и противниками этой унии в Речи Посполитой шла до конца XVII столетия, когда процесс принятия унии был уже закончен. Самоуправление армян Польши сохранилась до 1770 годов, пока Польша не было завоевана Австрией . Все армяне Речи Посполитой стали униатами. Армянское Каменецкое епископство существовало до 1816 года, после чего армянскою церковью управляли генеральные викарии а в 1854 году прежнее армянское Каменецкое епископство было присоединено к католическому Каменецкому епископству.

Армяне в Польше сегодня

Большинство армян, которые сейчас живут в Польше — наследники постсоветских эмигрантов, а не старой армянской общины. После распада СССР многие армяне в поисках лучшей жизни направились в Польшу. В 2015 году одна из площадей Вроцлава была названа «Армянской» . По данным , 6 772 жителя Польши декларировали армянскую национальность, в том числе 5 586 как первую (из них 4 361 — единственную) и 1 186 как вторую. 2 140 опрошенных считали себя одновременно поляками. По данным , в Польше 2 220 человек используют армянский язык дома.

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 24 апреля 2015. 5 апреля 2015 года.
  2. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  3. . m.ru.armeniasputnik.am. Дата обращения: 27 ноября 2018. 27 ноября 2018 года.
  4. // Армянская советская энциклопедия . — Ер. , 1978. — Т. 4 . — С. 530—531 . 1 октября 2015 года. (арм.)
  5. Разин Е. А. Развитие военного искусства в национальных и крестьянских войнах Центральной Европы в XIV—XVI вв. // История военного искусства. — Т. 2. — С. 486.
  6. Грицкевич, А. П. // Вестник общественных наук АН АрмССР . — 1967. — № 4 . — С. 44—53 . 4 марта 2016 года.
  7. János Csaplovics. . — K. A. Hartlebehn, 1829. — 372 с. — P. 195. 13 ноября 2021 года.
  8. Олександр Осіпян. «ЖИТТЄПИСИ СЛАВНИХ ВІРМЕН У ПОЛЬЩІ» (1856) САДОКА БАРОНЧА У КОНТЕКСТІ СУСПІЛЬНОПОЛІТИЧНОГО ЖИТТЯ ГАЛИЧИНИ 1850-х РОКІВ // МАТЕРІАЛИ ВСЕУКРАЇНСЬКОЇ НАУКОВО-ПРАКТИЧНОЇ КОНФЕРЕНЦІЇ «ВІРМЕНИ УКРАЇНИ НА ЗЛАМІ СТОЛІТЬ». — 2015. — С. 45—55 .
  9. Johannes Voigt. . — Gebr. Bornträger, 1836. — 824 с. — P. 75. 15 ноября 2021 года.
  10. Stopka K. «Nasza nacja polska»: kształtowanie się patriotyzmu polskiego wśród Ormian w okresie staropolskim // Formuły patriotyzmu w Europie Wschodniej i Środkowej od nowożytności do współczesności. — Kraków: Polska Akademia Umiejętności, 2009. — S. 53.
  11. A. Osipian. The Lasting Echo of the Battle of Grunwald: the Uses of the Past in the Trials between the Armenian Community of Lemberg and the Catholic Patricians in 1578—1631 // Russian History . — 2011. — № 38 . — С. 243—280 .
  12. . Дата обращения: 3 октября 2015. 4 октября 2015 года.
  13. GUS (польск.) . stat.gov.pl . Дата обращения: 7 октября 2023.

Литература

  • Трыярски Э. // Историко-филологический журнал. — Ер. , 1971. — № 4 . — С. 255—264 .
  • Рашба Н., Авербух С. // Историко-филологический журнал. — Ер. , 1974. — № 2 . — С. 181—191 .
  • Сиреджук П. // Историко-филологический журнал. — Ер. , 1984. — № 1 . — С. 134—142 .
  • Трыярски Э. // Историко-филологический журнал. — Ер. , 1988. — № 1 . — С. 37—59 .
  • С. Захаркевич. // Художественная культура армянских общин на землях Речи Посполитой: Материалы Международной научной конференции / Сост. и отв. ред. И. Н. Скворцова. — Минск: Арт. Дизайн, 2013. — С. 20—29.

Ссылки

Источник —

Same as Армяне в Польше