Interested Article - Ополяне (субэтническая группа)

Ополя́не ( польск. opolanie ) — cубэтническая группа силезцев (слензан) , населяющая значительную часть территории Опольского воеводства и некоторые районы Силезского воеводства (на западе) . Представляет собой одну из двух самых крупных силезских региональных групп наряду с бытомской . Польский этнограф отмечал, что ополяне выделяются среди силезцев наиболее сильно выраженным осознанием единства их субэтнической группы .

Локальные группы

Общность ополян состоит из множества локальных групп. К ним относятся :

По данным диалектолога вместе с голёками и подлесёками на правобережье Одры встречались также такие локальные группы, как клоцожи, цебулькожи, каменёжи, хэры и карпацёжи .

К настоящему времени названия некоторых локальных групп в Опольской Силезии уже не употребляются. Неизвестно, например, среди современных жителей окрестностей Ополе название «крысёки». А название «баёки» по наблюдениям Ф. Плуты не встречалось уже в 1960-х годах. По мнению диалектолога существование двух этих групп не только сейчас, но и в прошлом вызывает сомнения .

Область расселения

Основной областью расселения ополян является так называемая . Согласно современному административно-территориальному делению Польши , этот регион находится в пределах бо́льшей части Опольского воеводства, исключая его крайне северные, крайне западные и крайне южные районы. Также в ареал ополян входит ряд районов западной части территории Силезского воеводства. До Второй мировой войны чересполосно с ополянами жили в основном только немцы . После частичной депортации немцев из Верхней Силезии на их место были перемещены поляки из других районов Второй Речи Посполитой , прежде всего, из Кресов . Таким образом, в настоящее время в Опольской Силезии представлено смешанное силезско-польско-немецкое население. Согласно этнографической карте , на западе территория расселения ополян граничит с ареалом смешанных Нижней Силезии , включающих значительное число потомков переселенцев с Кресов. На севере к ареалу ополян примыкают области расселения великопольских и представителей велюньско-радомской группы . На востоке с территорией расселения ополян соседствует область ченстоховских . На юге с ареалом ополян граничат ареалы других силезских групп — рацибужан и гужан (гуражей) .

Язык

Ополяне в быту говорят на различных и силезского диалекта (или языка) , включая , немодлинские , , стшелецкие и другие говоры . в своей классификации силезской диалектной группы как отдельные ареальные единицы выделял говоры крысёков и говоры кобылёжей. Говоры голёков он отнёс к группе , а говоры баёков — к группе .

Народный костюм

Мужской народный костюм ополян в его праздничном варианте во многом схож с розбаркским (бытомским) народным костюмом . Их детали и цвета объединяются общими чертами, перекликающимися с европейской модой второй половины XVIII века. Опольский мужской костюм так же, как и розбаркский, состоит из белой полотняной рубахи, из повязанного под воротником рубахи шёлкового голубого платка (едбовки), тёмно-синего с красной тесьмой жилета (бруцлека), такого же цвета пиджака (камузола), замшевых брюк (еленёков), сапог (кропов), чёрной фетровой шляпы (кани) с круглой тульей и широкими полями, а также (в зимний период) из суконного длинного пальто (площа) с высоким стоячим воротником. В позднем варианте костюма замшевые брюки заменялись суконными тёмно-синими брюками с красными лампасами под цвет верхней части костюма. С середины XIX века по причине быстрой индустриализации Силезии мужской народный костюм начал вытесняться городской одеждой, которую жители Опольского региона стали шить на заказ в швейных мастерских .

Женский народный костюм ополян в отличие от мужского не походит на розбаркский — он выделяется среди прочих силезских костюмов особой разновидностью чепца , особым кроем платья и своеобразием вышивок на блузке . Женский опольский костюм сохранялся в обиходе намного дольше мужского — в традиционном виде он встречался в Опольской Силезии вплоть до 1930-х годов. Основой женского опольского костюма был каботек — короткая приталенная белая блузка с объёмными рукавами (в форме буфа) из льняной или хлопковой ткани. Обычно каботек украшали вышивкой на манжетах и вороте. Каботек носили поверх белой полотняной сорочки , а на сам каботек надевали платье без рукавов (мазелонек) из шерстяной ткани чаще всего синего или коричневого цвета, реже — тёмно-зелёного или чёрного. Мазелонек включал две основные детали — лиф и юбку . На груди и на спине лиф (оплецек) имел глубокие округлые вырезы. По краям этих вырезов, а также по краям рукавов пришивались ленты с разноцветными узорами. Оплецек украшался как на груди, так и на спине цветной вышивкой. Украшалась также юбка (спудница) — по низу к ней пришивалась лента красного цвета. На спудницу надевали фартук со сборками на талии. Дополнялся женский костюм красными чулками и чёрными туфлями. Распространёнными головными уборами у женщин Опольской Силезии были белый полотняный чепец и сплетённый из искусственных цветов венец (галанда). Чепец обычно был богато украшенным и отличался особым кроем. По краям чепца пришивались белые кружева, а задняя часть этого головного убора оформлялась цветными узорчатыми лентами из шёлка. Вышивка чепца выполнялась преимущественно в цветочных мотивах. Также женщины носили на плечах различного типа платки — они делились на летние и зимние, повседневные и праздничные. Каждый из типов платка имел своё название: сатки, плахты, меринки, шпигели, хеклувки и т. д. В конце XIX — начале XX века женский костюм ополян начал изменяться — мазелонек стал вытесняться шёлковыми или шерстяными платьями (кецками) из фабричной ткани тёмных тонов без каких-либо вышивок и надеваемыми поверх платьев кафтанами (яклями) с воротником-стойкой. Несколько изменился фартук — он стал короче и уже, его часто стали украшать разного рода вышивками. Вместо чепца женщины всё чаще стали носить платки .

Свадебный костюм невесты Опольской Силезии состоял из чёрной бархатной якли и такого же цвета бархатной кецки под ней, дополненной белым фартуком из жаккардовой ткани . Также в костюм входил миртовый венок и особый свадебный платок с теми же узорами, что и на фартуке. Сведений о костюме жениха в XIX веке сохранилось очень мало, а костюм XX века уже не отличался какими-либо особенностями — это был чёрный пиджак или фрак, чёрные брюки, белая рубаха с галстуком или бабочкой, а также фетровая шляпа .

В ряде регионов Опольской Силезии бытовали свои разновидности народного костюма, наибольшим своеобразием выделялись, в частности, нысский и олеснинский варианты традиционных костюмов .

Примечания

Комментарии
  1. Силезская этническая общность помимо ополян включает группы рацибужан , гужан (гуражей) , , , , , , и .
Источники
  1. . // Annales Universitatis Mariae Curie-Skłodowska. Sectio F, Historia. — Lublin, 1991/1992. — Vol. XLVI/XLVII, 6. — Mapa grup etnograficznych w Polsce. 5 июня 2018 года. (Дата обращения: 3 июня 2018)
  2. // Сен-Жерменский мир 1679 — Социальное обеспечение. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 402. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 30). — ISBN 978-5-85270-367-5 . . Дата обращения: 31 октября 2018. 2 июня 2018 года. (Дата обращения: 3 июня 2018)
  3. Fischer A. . — Lwów, Warszawa, Kraków: Wydawnictwo Zakładu Narodowego im. Ossolińskich , 1926. — S. 15—16. — 240 S. 12 июня 2018 года. (Дата обращения: 3 июня 2018)
  4. . . — Kraków: Orbis, 1925. — S. 11. — 27 S. 12 июня 2018 года. (Дата обращения: 3 июня 2018)
  5. . // Annales Universitatis Mariae Curie-Skłodowska. Sectio F, Historia. — Lublin, 1991/1992. — Vol. XLVI/XLVII, 6. — S. 114. 5 июня 2018 года. (Дата обращения: 3 июня 2018)
  6. / pod redakcją G. Odoj, A. Peć. — Wydanie pierwsze. — Dzierżoniów: Wydawnictwo Alex, 2000. — S. 71, 74. — ISBN 83-85589-35-X . (Дата обращения: 3 июня 2018)
  7. . Pod redakcją Haliny Karaś: (польск.) . Dialektologia Polska . Dialekty i gwary polskie. Kompendium internetowe. 11 августа 2014 года. (Дата обращения: 3 июня 2018)
  8. (польск.) . Katowice: (2018). 9 октября 2014 года. (Дата обращения: 3 июня 2018)
  9. . // Annales Universitatis Mariae Curie-Skłodowska. Sectio F, Historia. — Lublin, 1991/1992. — Vol. XLVI/XLVII, 6. — S. 125—126. 5 июня 2018 года. (Дата обращения: 3 июня 2018)
  10. . Zróżnicowanie narzecza śląskiego (próba podziału i charakterystyki dialektów śląskich) // Prace i Materiały Etnograficzne. — Wrocław: , 1963. — Т. XXIII . — S. 417—418.
  11. Krasnodębska E. Pod redakcją Haliny Karaś: (польск.) . Dialektologia Polska . Dialekty i gwary polskie. Kompendium internetowe. 8 июня 2018 года. (Дата обращения: 8 июня 2018)
  12. Jasińska I, Goc M. / Pod redakcją Klaudii Kluczniok. — Opole: Związek Śląskich Rolników w Opolu, 2009. — S. 1, 5. — 25 S. — ISBN 978-83-929358-2-7 . 16 июня 2016 года. (Дата обращения: 8 июня 2018)
  13. Jasińska I, Goc M. / Pod redakcją Klaudii Kluczniok. — Opole: Związek Śląskich Rolników w Opolu, 2009. — S. 1, 3—5. — 25 S. — ISBN 978-83-929358-2-7 . 16 июня 2016 года. (Дата обращения: 8 июня 2018)
  14. Jasińska I, Goc M. / Pod redakcją Klaudii Kluczniok. — Opole: Związek Śląskich Rolników w Opolu, 2009. — S. 6—7. — 25 S. — ISBN 978-83-929358-2-7 . 16 июня 2016 года. (Дата обращения: 8 июня 2018)
  15. Jasińska I, Goc M. / Pod redakcją Klaudii Kluczniok. — Opole: Związek Śląskich Rolników w Opolu, 2009. — S. 14—15. — 25 S. — ISBN 978-83-929358-2-7 . 16 июня 2016 года. (Дата обращения: 8 июня 2018)
Источник —

Same as Ополяне (субэтническая группа)