Хорват, Итан
- 1 year ago
- 0
- 0
Транснадёжность — четвёртый студийный альбом советского музыкального ансамбля « Звуки Му », выпущенный в 1991 году. Это был последний альбом «Звуков Му», записанный в «золотом составе» группы: Пётр Мамонов , Алексей Бортничук , Александр Липницкий , Павел Хотин и Алексей Павлов. После записи альбома «Транснадёжность» «Звуки Му» официально распалась и перестала существовать как группа (до 1993 года).
Весь альбом целиком и полностью был выдержан в минорной психоделической тональности, нередко сопровождаемой какофоническим звучанием в песнях и неординарностью текстов Петра Мамонова. Считается, по мнению критиков и поклонников, «самым странным» или же «самым психоделическим» альбомом Звуков Му».
Альбом переиздавался на CD в 1994 году, на лейблах «Отделение Мамонов» и Moroz Records .
Осенью 1989 года Пётр Мамонов принял решение распустить группу «Звуки Му», устроив перед распадом прощальный тур по Сибири (Новосибирск, Омск, Ангарск, Иркутск, Красноярск). В советской телепередаче « Программа А » Мамонов заявил о роспуске коллектива и о том, что собирается создавать новый проект под названием « Мамонов и Алексей » .
Тем не менее, западные партнёры оказались недовольны подобным изменениям, так как в раскрутку группы «Звуки Му» были вложены средства и предстоял второй тур по Соединённым Штатам после умеренного успеха альбома, записанного Брайаном Ино . Согласно контракту с Opal Records, где был записан альбом «Zvuki Mu», группе предстояло сыграть в Мэдисоне , Чикаго и Детройте : финальный концерт группы в «золотом составе» прошёл в Нью-Йорке 17 мая 1990 года.
Ошеломленные новостью о роспуске группы в конце 1989 года Александр Липницкий, Павел Хотин и Алексей Павлов находились в состоянии апатии, однако согласились поехать в последний американский тур, будучи уже «изгнанными из группы».
Прежде, чем разойтись окончательно, музыканты в последний раз собрались вместе для записи альбома «Транснадёжность». Запись проходила летом 1990 года, тогда же стала распространяться в виде магнитоальбома . В студии царила атмосфера упадничества и тоски, музыканты были огорчены роспуском состава, и это сказалось на звучании: многие песни, исполнявшиеся на концерте, в записи потеряли динамику и энергетику. Как впоследствии написал Сергей Гурьев в книге «Звуки Му» 2008 года, «артистизм самой концепции превращался в застывший оскал».
Известно, что в основу альбома легли песни, написанные группой «Звуки Му» в 1987—1989 годы, которые участники группы «обработали» в 1989—1990 годах. В альбоме так же присутствуют песни, написанные в период создания альбома « Простые вещи » (1984—1987), это «Цветы на огороде» и «Забытый секс». Ещё в 1989 году группа « Звуки Му » дала концерт «Транснадёжность Live» в ДК Ленсовета , исполнив песни, вошедшие в будущий альбом.
Наконец-то миф о том, что ЗВУКИ МУ - сугубо концертная группа, развеян. Жаль, правда, что посмертно.
Альбом состоит из девяти звуковых дорожек с сильным психоделическим зарядом, отличающихся превосходным саундом (звукооператор Антон Марчук - отличная работа!). Сам Мамонов создает вереницу незабываемых образов: суицидно-фатальный "Турист", эпатирующий "Нестрашный Му", мрачный представитель "дна" из "Люси"... В общем, круто! Как и должно было быть для "прощального салюта" этой команды.
— А.Шлыков, журнал «Rock Fuzz», 1992 год
В книге «История группы «Звуки Му» Сергей Гурьев писал о записи альбома:
На «Транснадежности» возникшая уже в эпоху «Крыма» изощренность стала сочетаться с холодной жесткостью, превращавшей артистизм концепции, образно выражаясь, в эдакий застывший оскал. Полнокровный выброс брутального иррационализма прорастал хмурой интеллектуальной рефлексией. Это обернулось ощущением некоторой вымученности, но здесь сыграли свою роль и субъективные факторы записи, осуществленной значительно позже, летом 1990 года, когда пресловутый классический состав по сути уже распался – и данным релизом, в общем-то, прощался с жизнью.
В 2021 году музыкальный критик Денис Бояринов в журнале Музыкальная жизнь сравнивал группу с The Beatles и отзывался об альбоме крайне положительно:
Если продолжать битловские аналогии, то «Транснадежность» – это звукимушный Let It Be, альбом очень печальный, хроники распада, конец одного романа. Но и очень сильный альбом, в котором «Звуки Му» опровергают два стереотипа о себе: что они – группа концертная, и что они – группа Петра Мамонова. «Транснадежность» – это то, что от «Звуков Му» никто никогда и не ждал: изысканная студийная работа коллектива.
— Денис Бояринов
В 2022 году альбом занял 44-е место в списке «100 лучших постсоветских альбомов по версии сайта Афиша Daily »:
Последний и самый безумный альбом классического состава «Звуков»: Мамонов — Бортничук — Липницкий — Хотин — Павлов. Максимальный уход в сторону от песенной формы: Мамонов шепчет, мелодекламирует, молчит и в меньшей степени поет, пока на фоне все трещит, булькает, переливается, звенит, вручает слушателю фиги и ставит ему подножки. Пожалуй, лучший ответ на вопрос о том, почему «Звуки Му» — самая странная и причудливая группа русского рока.
В частности, Артём Макарский в том же 2022 году на «Афиша Daily» высказывается об альбоме так:
«Посмертный» альбом «Транснадежность» смог зафиксировать то, кем «Звуки Му» в итоге не стали: великой группой, балансирующей где-то между искусством и кабаком; нашлось там и место заглавной песне, построенной на издевательском переигрывании «Smoke on the Water», и вгоняющей в транс и вместе с тем мучительной десятиминутной песне «Люся», и минималистичной и тревожной композиции «Пес».
— Артём Макарский
Слова и музыка всех песен написаны Петром Мамоновым.
№ | Название | Длительность |
---|---|---|
1. | «Транснадёжность» | 3:17 |
2. | «Турист» | 2:21 |
3. | «Забытый секс» | 6:17 |
4. | «Инструментал» | 3:37 |
5. | «Пробковый пояс » | 1:34 |
6. | «Нестрашный МУ» | 5:39 |
7. | «Спиритизм» | 4:57 |
8. | «Пёс » | 1:57 |
9. | «Люся» | 10:11 |
10. | «Цветы на огороде» | 5:02 |
11. | «Тишина» | 1:05 |