Interested Article - Французская гвардейская конная артиллерия

Французская гвардейская конная артиллерия ( фр. Artillerie à cheval de la Garde impériale ) — полк конной артиллерии Императорской гвардии — подразделение конной артиллерии в составе Старой Гвардии Наполеона . Хотя полк как таковой был создан в апреле 1806 г., его история начинается в мае 1797 г. с формированием Итальянской армии .

Полк конной артиллерии Императорской гвардии принимал участие во всех кампаниях Наполеона 1806—1815 гг., включая Испанию , Россию и Бельгию .

После Первой Реставрации Бурбонов полк расформирован королевским ордонансом от 12 мая 1814 г. Солдаты были направлены в армейские части конной артиллерии. В период Ста дней Наполеон восстановил полк, который принял участие в кампании в Бельгии, а затем был вновь расформирован 7 ноября 1815 г.

Создание полка

Конный артиллерист Старой Гвардии. Художник Ипполит Беланже .

История французской гвардейской конной артиллерии начинается 30 мая 1797 г., когда Наполеон Бонапарт, в то время — командующий Итальянской армией, в составе своего эскорта гидов создал подразделение конной артиллерии из 30 человек . Удовлетворённый действиями новой части, демонстрировавшей одновременно огневую мощь и мобильность, Бонапарт удвоил её численность перед отплытием в Египет .

После прихода к власти Бонапарт создаёт , в которую вошла в том числе рота конной артиллерии, принявшая затем участие в битвах при Монтебелло и Маренго в 1800 г . 25 августа 1802 г. создаётся эскадрон конной артиллерии Консульской гвардии, куда вошли также и конные артиллеристы из эскорта гидов генерала Мену , вернувшегося из Египта .

29 июля 1804 г., после коронации Наполеона как Императора , создаётся Императорская гвардия , включавшая в себя и эскадрон конной артиллерии . Эскадрон принял участие в битве при Аустерлице 2 декабря 1805 г., где поддержал атаку французской гвардейской кавалерии огнём из двух батарей общим числом в 12 орудий.

Императорским декретом от 15 апреля 1806 г. создаётся уже целый полк конной артиллерии Императорской гвардии.

Организация

Гвардейская конная артиллерия выдвигается на позиции. Художник Альфонс Лалоз .

Изначально полк насчитывал 2 эскадрона ветеранов и 1 эскадрон . Каждый эскадрон состоял из 2 рот по 60 канониров в каждой. Таким образом, всего в полку насчитывалось 360 артиллеристов . Позднее численность каждой роты была увеличена до 80 человек, а эскадрон велитов перешёл в состав Молодой гвардии .

8 апреля 1813 г. в полку создаётся новый двухротный эскадрон . С этого момента в части имелось 190 орудий, большинство из которых составляли трофейные 6-фунтовые пушки. В 1814 г. в качестве 7-й роты в полк влилась конная артиллерия Испанской гвардии короля Жозефа Бонапарта , покинувшего Испанию после поражения при Витории .

После отречения Наполеона от престола королевским ордонансом от 12 мая 1814 г. гвардейская артиллерия была расформирована, а её личный состав направлен в армейские полки .

Во время «Ста дней» Наполеон воссоздал полк конной артиллерии в составе 4 рот. 7 ноября 1815 г., после Второй Реставрации , полк был окончательно расформирован, однако на этот раз большинство его солдат вошло в полк конной артиллерии Королевской гвардии .

Депо полка находилось в Венсеннском замке под Парижем . Полк имел личного хирурга в лице господина Террана, ставшего офицером ордена Почётного легиона 9 июля 1809 г .

Военные кампании

Наполеон и его гвардейские конные артиллеристы. Художник Жоб .

Пруссия и Польша 1806—1807 гг.

См. подробнее: Война Четвёртой коалиции .

В 1806—1807 гг. конные артиллеристы Императорской гвардии приняли участие в кампаниях в Пруссии и Польше. Во время битвы при Йене они поддерживали атаку корпуса Нея на прусские позиции, а затем сыграли решающую роль в отражении контратаки пруссаков Гогенлоэ . В следующий раз гвардейские артиллеристы проявили себя при Эйлау , находясь под командованием генерала Ларибуазьера . 40 пушек полка конной артиллерии находились в центре французских позиций .

В битве при Фридланде 14 июля 1807 г. французская гвардейская конная артиллерия огнём из 30 орудий успешно поддержала атаку кавалеристов Латур-Морбура, нанеся русским чувствительный урон

Пиренейский полуостров 1808—1810 гг.

См. подробнее: Пиренейские войны .

В 1808 г. Наполеон во главе своей армии вторгся в Испанию. Его гвардейские конные артиллеристы участвовали во взятии Мадрида 3 декабря, где потеряли ранеными 4 офицера . Полк разместился в Чамартине — пригороде Мадрида. Лейтенант Боск писал своей семье: "Офицеры разместились вместе с солдатами. Здесь совсем нет мебели — ни кроватей, ни стульев, ни коек. Мы спим на полу. Я бы предпочёл бивуак, в котором я был сегодня, такому жилью. Излишне говорить, что в Испании мы лишены всяких радостей .

6 января 1806 г. два орудия лейтенанта Боска подверглись внезапному нападению испанцев и, потеряв убитыми троих и ранеными двоих, попали в .

В 1810 г., уже по возвращении из второй Австрийской кампании, полк принял участие в .

Австрия 1809 г.

Конная артиллерия при Ваграме, 1809. Художник Жоб .

См. подробнее: Война пятой коалиции .

В этой войне полк принял участие в боях при Эслинге и Ваграме . В битве при Ваграме 6 июля 1809 г. 60 пушек полков пешей и конной артиллерии Гвардии вошли в состав 102-пушечной батареи генерала Лористона , ураганный огонь которой решил дело в пользу французов .

Россия 1812 г.

См. подробнее: Отечественная война 1812 года .

5 сентября в бою у Шевардино полк поддерживал атаку пехотной дивизии Компана (5 дивизия I корпуса Даву). 7 сентября в Бородинском сражении полки пешей и конной артиллерии Гвардии стали единственными подразделениями Гвардии, принявшими участие в «битве на Москве-реке».

Во время трагического отступления из России полк сражался под Красным и на Березине .

Германия и Франция 1813—1814 г.

См. подробнее: Война шестой коалиции .

В 1813 г. гвардейская конная артиллерия сражалась под Лютценом , Бауценом , Дрезденом , Лейпцигом , Ганау , а в ходе короткой, но яркой кампании 1814 г. — при Бар-сюр-Обе , Ла-Ротьере , Бриенне , Монмирале , Шато-Тьерри , Вошане . 17 февраля под Морманом пехота Виктора заставила отступить русские войска, которые подверглись ураганному обстрелу французской гвардейской артиллерии. На следующий день в сражении при Монтро артиллеристы поддерживали успешную атаку Наполеона на позиции вюртембержцев и австрийцев . Затем последовало поражение при Лаоне , некоторые победы при Краоне , Реймсе и финальная оборона Парижа .

Атака конной артиллерии при Ватерлоо, 1815. Художник Денис Дайтон .

Бельгия 1815 г.

См. подробнее: Сто дней .

После возвращения Наполеона с Эльбы полк конной артиллерии Императорской Гвардии был восстановлен и под командованием генерала Дево дё Сен-Мориса принял участие в битвах при Линьи и Ватерлоо.

Позиции гвардейских конных артиллеристов при Ватерлоо находились слева от , откуда их пушки смогли нанести значительный урон англичанам . В этом бою гвардейская конная артиллерия, ведомая майором Дюшаном, понеслась прямо к английским позициям. Офицеры штаба недоумённо следили в подзорные трубы за пушками, мчащимися во весь опор на линии неприятельской пехоты. «Можно подумать, что Дюшан дезертирует», - якобы даже сказал Наполеон. Но орудия Гвардии остановились на расстоянии 25 метров(!) от врага и открыли огонь . В конце битвы командующий артиллерией Гвардии генерал Жан-Жак Дево дё Сен-Морис был убит пушечным ядром .

Ватерлоо стало последней битвой конной артиллерии Императорской Старой гвардии. 7 ноября 1815 г. король Людовик XVIII расформировал полк.

Униформа и вооружение

Униформа

Трубач Гвардейской конной артиллерии. Художник Виктор Юэн .

Униформа французских гвардейских конных артиллеристов была похожа на мундиры конных егерей Старой Гвардии , только тёмно-синего, а не зелёного цвета. Использовалось сукно высокого качества, как и во всей Гвардии. Ментики и доломаны в гусарском стиле, синего цвета с красными шнурами. Красный гусарский пояс-кушак с жёлтыми помпочками (с 1813 г. — синими). Узкие парадные «венгерские» штаны с красными лампасами и галуном, чёрные гусарские сапоги «а ля Суворов» с красным кантом и кисточками. Головным убором служила меховая шапка- — отличительный признак Старой Гвардии Наполеона .

Офицеры носили богато украшенные мундиры с золотой вышивкой. Трубачи также носили богато украшенную униформу, их доломаны и штаны были голубого, ментики — алого цвета, а мех ментиков и кольбаков — белого.

Офицер гвардейской конной артиллерии. Здесь представлена униформа первых лет Империи, когда этишкет на меховом кольбаке ещё не был отменён. Позади — ездовой Гвардейского артиллерийского поезда. Художник Анри Ганье .

Также конным артиллеристам выдавался сюртук легкокавалерийского типа с заострёнными лацканами и обшлагами, синего цвета с красным прибором, и синий подмундирный жилет, расшитый шнурами, как ментик и доломан . Форма «для выхода в город» состояла из такого мундира с жилетом, шляпы-двууголки , коротких кюлот , чулок и туфель. В походный комплект униформы входили мундир фрачного покроя, выдаваемый всем частям Старой Гвардии, а также простая суконная «куртка для конюшни». Походными штанами служили легкокавалерийские рейтузы (или ) с красными лампасами и пуговицами по бокам. Со внутренней стороны ног шаривари усиливались чёрной кожей для предотвращения быстрого изнашивания при верховой езде.

В дождливую и холодную погоду гвардейские конные артиллеристы накидывали плащи- пелерины синего цвета (в то время как их товарищи из армейских полов довольствовались плащами из грубого серого сукна), а красные шлыки меховых шапок закрывали вощёными кожаными донцами .

Пуговицы на всех элементах одежды были латунные полусферические, у офицеров — золочёные.

Конным артиллеристам полагалась гусарская ташка синего цвета с красным галуном и латунной бляхой в форме орла, сидящего на скрещённых пушках — символ наполеоновской гвардейской артиллерии. Патроны для пистолетов и мушкетона носились в чёрной патронной суме с таким же орлом меньшего размера, носимой через левое плечо на белом ремне.

Знаки различия воинских званий использовались такие же, как и в прочих полках армии, носящих униформу гусарского типа, — по шевронам на рукавах и, у офицеров, на штанах. Шнуры на ментиках и доломанах марешалей-де-ложи и марешалей-де-ложи-шеф (вахмистров) были не просто красными, как у рядовых, а со вплетённой золотой нитью. У офицеров шнуры, как уже было сказано, были полностью золотыми. К сюртуку полагались также эполеты и горжет офицерам.

Униформа канониров рот конной артиллерии Молодой Гвардии отличалась от Старой тем, что вместо меховых кольбаков артиллеристам полагался кивер с красным кантом и латунной бляхой в форме сидящего на скрещённых пушках наполеоновского орла.

Личное вооружение

Личное оружие было таким же, как у конных егерей, и состояло из легкокавалерийской сабли AN-XI или AN-XI и пистолетов системы AN-XI или AN-XIII. Рядовым канонирам полагались также кавалерийские ружья-мушкетоны образца IX г. или 1763 г. Остаётся неясным, приняли ли конные артиллеристы Гвардии на вооружение сабли гвардейской лёгкой кавалерии, как в полках конных егерей и улан Старой Гвардии. Офицерские сабли характеризуются большим разнообразием и богатым убранством.

Орудия

На вооружении в полку конной артиллерии Старой Гвардии сначала состояли стандартные модели 8-ми и 4-х фунтовых пушек и 6-дм. гаубиц системы Грибоваля ; до 1812 г. они были заменены на 6-фунтовые пушки и 5,5-дм. гаубицы новой артиллерийской системы .

Тактика артиллерии

Жан-Жак Дево де Сен-Морис , командир полка в 1809—1813 гг. Парадный портрет работы Софи Шерадам .

Изначально основной задачей конной артиллерии на поле боя являлась огневая поддержка там, где она была более всего необходима. При этом конную артиллерию можно было быстро перебрасывать с одного пункта на другой за счёт того, что в конной артиллерии каждый канонир являлся одновременно всадником. Но в конце XVIII в. французы начинают по-новому применять артиллерию, концентрируя большие массы орудий с целью создания огромных брешей в рядах противника, куда затем бросались ударные подразделения пехоты и кавалерии . Более того, конная артиллерия французов начинает играть всё большую атакующую роль, совершая самостоятельные наступления .

«Самый лучший принцип (действий конной артиллерии) — это подъезжать как можно ближе и палить как можно чаще», — так в 1790-х гг. резюмировал будущий генерал Фуа , тогда полковник артиллерии, первую составляющую тактики конных батарей. Его старший коллега генерал , командовавший артиллерией в Итальянской армии Бонапарта, коротко сформулировал вторую составляющую: «Не разбрасывать пушки по боевой линии, но всегда занимать мощными батареями выгодные позиции и крушить врага массированным огнём» .

Из вспомогательного рода войск конная артиллерия в эпоху Наполеона превратилась в самостоятельную силу, способную решать исход битвы.

На период кампании каждая рота конной артиллерии Гвардии объединялась с одной из рот Гвардейского артиллерийского поезда, образуя артиллерийский дивизион . Каждый дивизион подразделялся на отделения из двух орудий.

На марше дивизион выстраивался в колонну по две пушки. Артиллеристы верхом также строились в колонну по двое, находясь по бокам или позади (в случае движения пушек одна за другой) своих орудий.

Для выезда на боевую позицию дивизион из колонны по двое разворачивался в шеренгу по одной пушке (при этом перестроения из колонны в линию и обратно напоминали собственно кавалерийские манёвры). Позади, на расстоянии 30-40 м везли зарядные ящики . По достижении назначенного места отдавался приказ: «En batterie!» (дословно: «В батарею!», то есть в боевой порядок). По этой команде линия останавливалась, артиллеристы спешивались, снимали лафет с передка и отвозили упряжку с передком назад, провозя её слева от орудия, если смотреть в сторону неприятеля, затем пушка разворачивалась в боевое положение вокруг своего левого колеса, а спешившиеся конартиллеристы соединяли пушку с передком при помощи длинного каната-отвоза. Кроме того, если орудие было грибовалевской системы, то артиллеристы снимали короб (маленький зарядный ящик) с лафета. Орудия выравнивались строго в линию, причём равнение должно было соблюдаться по их осям. Правила предусматривали расстояние между пушками батареи в 4 туаза (около 8 м). Нормальным положением считалось такое, при котором орудия большего калибра стояли на правом фланге батареи, а гаубицы — на левом. Однако, разумеется, при необходимости этот порядок менялся .

Командиры

Генерал-полковником артиллерии и моряков Императорской Гвардии весь период Первой Империи (кроме «Ста дней») был маршал Империи Мортье , в 1815 г. эта должность не была восстановлена.

Командующий-полковник артиллерии Гвардии: с 29 октября 1803 г. — генерал Куэн ; с 03 января 1807 г. — генерал де Ларибуасьер ; с 20 февраля 1808 г. — генерал Сорбье ; с 29 марта 1813 г. — генерал Дюлолуа ; с 11 апреля 1815 г. — генерал Дево де Сен-Морис .

Командиры полка в звании майора гвардии:

См. также

Примечания

  1. , p. 2.
  2. , p. 3.
  3. , с. 537.
  4. , p. 4.
  5. , p. 6.
  6. , с. 133.
  7. , p. 69.
  8. .
  9. , p. 173.
  10. , p. 552.
  11. , p. 5.
  12. , p. 7.
  13. , с. 211.
  14. .
  15. , p. 315-316.
  16. , с. 216.
  17. , p. 177.
  18. .
  19. , с. 523.
  20. , с. 55.
  21. , с. 194.
  22. , с. 14-16.
  23. , с. 347.
  24. , с. 215.
  25. , с. 205.
  26. , с. 211.
  27. , с. 212.
  28. , с. 212-213.

Литература

  • Роберт Брюс и др. Войны и сражения эпохи Наполеона: 1792—1815. — Москва: Эксмо, 2009. — С. 277.
  • Нилус А. . Интернет-проект «1812 год» а (1904). Дата обращения: 7 января 2017.
  • Люсьен Руселло. Элитная кавалерия Наполеона. — Минск: Военная история, 2002.
  • Соколов О. В. Армия Наполеона. — СПб. : Империя, 1999. — 587 с.
  • Diégo Mané. . — Lyon, 2014.
  • Charles Mullié. Biographie des célébrités militaires des armées de terre et de mer de 1789 à 1850. — 1852. — Т. 2.
  • A. Lievyns, J. M. Verdot и P. Bégat. Fastes de la Légion d’honneur : biographie de tous les décorés accompagnée de l’histoire législative et réglementaire de l’ordre. — Bureau de l’administration, 1844. — Т. 3.
  • Charles-Pierre-Lubin Griois. . — Paris: Plon-Nourrit, 1909.
  • Émile Marco de Saint-Hilaire. . — Paris: E. Penaud, 1847. — P. 712.
  • Gustave de Pontécoulant. . — Paris: J. Dumaine, 1866.
  • Julien Bosc. . — 2011. — P. 13.
  • Nicolas Viton de Saint-Allais. . — 1811. — 135 с.
  • Jacques-Olivier Boudon. Napoléon et la campagne de France : 1814. — 2014. — 368 с.
  • Arnaud Blin. . — Perrin, 2003. — 239 с.
  • Jacques Bienvenu. [bataille_montereau.htm La Bataille de Montereau]. — Impr. du Progrès, 1964. — 24 с.
  • Lucien Rousselot. Artillerie à cheval de la Garde : 1800—1815. — 1958.
  • Lucien Rousselot. Artillerie à cheval de la Garde : 1800—1815— officiers et trompettes. — 1980.
  • М. Оливер., Р. Партридж. Армия Наполеона. — М. : АСТ, Астрель, 2005. — 399 с.
  • G. Fabry. Campagne de Russie (1812).. — Paris, 1903. — Т. 4.
Источник —

Same as Французская гвардейская конная артиллерия