Религио́зная иденти́чность
— форма коллективного и индивидуального самосознания, построенная на осознании принадлежности к определенной религии и формирующая представления о себе и мире посредством соответствующих религиозных догм
. Религиозная
идентичность
является одной из первых форм
самосознания
человека и потому находится у истоков формирования других видов идентичностей.
Содержание
Дискуссии о религиозной идентичности
В научной литературе отмечается, что понятие религиозной идентичности в последнее время используется размыто и пространно. Карло Кардиа ограничивается понимаем идентичности как сохранением
традиций
и использованием религиозной символики
.
Согласно А. Н. Крылову, религиозную идентичность нужно понимать в диалектике её характеристик, представляющих собой общее и противоположное, имеющих тенденцию взаимозамещать и взаимодополнять друг друга. В одном случае религия выступает в качестве содержания идентификационного процесса. С помощью религиозных истин, норм и учений происходит осознание человеком собственной идентичности. Благодаря религии он находит самого себя, понимает какое место займёт в жизни, а также находит ответ на вопросы экзистенциального содержания. С другой стороны, религия выступает инструментом, посредником идентификационного процесса. Посредством религии человек осознает свою принадлежность к определенной группе, роду, нации, стране. Религия служит сохранению и передаче норм, традиций, важных для процесса идентификации
.
Некоторые авторы отождествляют с религиозной идентичностью сочетание религиозной и национальной принадлежности. В аналитических работах религиозная идентичность понимается как целостный феномен, включающий в себя индивидуальное и коллективное самосознание.
Российские ученые выделяют такие виды религиозной идентичности:
Русская Православная Церковь
уделяет большое внимание сохранению и формированию религиозной идентичности православного населения России. Тема идентичности многократно поднималась Патриархом Алексием II и
Патриархом Кириллом
. Исследователи обращают внимание на различия между религиозной самоидентификацией (культурной религиозностью) и вероисповеданием.
Тема религиозной идентичности является также одной из значимых тем для двух последних руководителей Римско-католической церкви – Папы
Иоанна Павла II
и
Бенедикта XVI
.
Примечания
, Форма религиозного и социально ориентированного самосознания человека, проявляющегося одновременно как на индивидуальном, так и на социальном уровнях. [...] Представляет собой фиксирование тождественности субъекта в смысле приобретения посредством религии собственного экзистенциального опыта при субъективном осознании своей принадлежности к тому или иному религиозному сообществу., с. 223, 273—274.
Кардиа, Карло.
Европейская религиозная и культурная идентичность. Вопрос о распятии. —
М.
: Центр книги Рудомино, 2011.
Johnn Paul II. (2005) Memory and Identity: Conversations at the Dawn of a Millennium. Publisher: Rizzoli.
Литература
на русском языке
Бусс О.
Новые перспективы в исследовании идентичностей
// Крылов А. Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. — 3-е изд, доп. и перераб. —
М.
: Издательство ИКАР, 2014. — 356 с.
Крылов А. Н.
Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. — 3-е изд, доп. и перераб. —
М.
: Издательство ИКАР, 2014. — 356 с.
(
),
Морозов А. О.
Четвёртая секуляризация
// Глобализация и столкновение идентичностей. Международная интернет-конференция 24 февраля -14 марта 2003. Сб. материалов / Под ред. А. Журавского, К. Костюка. —
М.
, 2003. — С. 328—329.
// Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты: ежеквартальный альманах. — М. — Н. Новгород: ИД «Медина», 2010. —
№ 3–4 (19—20)
. —
ISSN
.
Пипке Й. Г.
Философско-теологические комментарии к проблеме религиозной идентичности в постиндустриальном пространстве
// Крылов А. Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. — 3-е изд, доп. и перераб. —
М.
: Издательство ИКАР, 2014. — 356 с.
Пульте М.
Религиозная идентичность в перспективе канонического права
// Крылов А. Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. — 3-е изд, доп. и перераб. —
М.
: Издательство ИКАР, 2014. — 356 с.
Пюттман А.
Религиозная идентичность в перспективе европейской культуры
// Крылов А. Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. — 3-е изд, доп. и перераб. —
М.
: Издательство ИКАР, 2014. — 356 с.
Рикенс Х.
Роос Л.
Европейская идентичность: христианская перспектива
// Крылов А. Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. — 3-е изд, доп. и перераб. —
М.
: Издательство ИКАР, 2014. — 356 с.
Фадеев И. А.
// Евразия: духовные традиции народов. — 2012. —
№ 4
. —
С. 30–47
.
Филатов С. Б.
,
Лункин Р. Н.
Статистика религиозной и конфессиональной принадлежности россиян: каким аршином мерить
// Религия и российское многообразие / Науч. ред. и сост. С. Б. Филатов. —
М.
: Летний сад, 2011. — С. 5-30.
на других языках
King, P.E. (2003). Religion and identity: The role of ideological, social, and spiritual contexts. Applied Developmental Science, 7, 197-204.
Tajfel, H., & Turner, J. (2001). An integrative theory of intergroup conflict. In M. A. Hogg & D. Abrams (Eds.), Relations: Essential readings. Key readings in social psychology (pp. 94–109). New York, NY: Psychology Press.