Метель
- 1 year ago
- 0
- 0
«Метель августа» — тринадцатый студийный альбом российской рок-группы ДДТ , выпущенный в феврале 2000 года . Альбом записан под лейблом в 1999 году. Издан на компакт-дисках и магнитофонных кассетах.
Альбом сделан на студии Дома Радио в Санкт-Петербурге. По акустике — одно из лучших мест в городе, с хорошими роялями, литаврами , оркестровыми колоколами . В работе впервые принял участие молодой джазовый трубач Иван Васильев и последний раз — скрипач Никита Зайцев . Из программы « Мир номер ноль » сюда вошли песни «Свобода», «Потолок», «Подарок». Часть фонограмм «Свободы» и «Потолка» записаны ещё летом 1998 года. Бонус-трек «Гражданка» записан на репетиционной студии ДДТ в 1996 году.
Юрий Шевчук называет альбом «камерным» и «по-светлому печальным». «Ночь-Людмила» описывает собирательный образ девочки-сорванца, ищущей в жизни настоящей любви . «Московская барыня» — обобщение некоторых романов Шевчука в совокупности с иронией по поводу образа современной деловой женщины . «Летели облака», написанные Шевчуком в поле, полны мечтательности героев русских народных сказок . «Россияне» выражают отношение автора к национальному вопросу . « Свобода », по словам Шевчука, передаёт его трагическое восприятие этого слова в контексте истории 90-х .
В тот период группа перешла от стадионных концертов к камерной программе, исполняемой в небольших залах:
«На концертах я просто читал стихи под музыку, которую ребята тут же импровизировали. Зал кричал: „Осень!“, а я: „Ребята! Послушайте стихи…“ Кайф просто. То есть некое насилие над залом мы устраивали, но оно было необходимо. Необходимо было не идти за залом, не петь то, что хочет он. Потому что я понимаю, что если начну это делать, то от меня очень скоро ничего не останется, кроме очков, бороды и пустоты между ними. Поэтому всегда нужно своё что-то тащить… <…> За 90-е годы я вообще из бунтаря такого, — честного, искреннего, но несколько плакатного, что ли, — превратился в… лирика, скажем так. Это если говорить обо мне лично, не только о группе. И те, кто говорят, что в 90-х ни фига в музыке не было, заблуждаются. Это неправда. Было сделано очень многое. Многое рухнуло, многое умерло, но многое и родилось, и воскресло даже…».
— Юрий Шевчук
Оформление и название альбома связано с тем, что песни сочинялись Юрием Шевчуком на диктофон в поездках по стране. Ночью в августе звёзды на небе были похожи на метель. Поэтому художник Владимир Дворник изобразил на обложке уходящий вдаль автобус, сделал размытый фон и показал спокойное и лирическое настроение.
Ни на одну из песен не был снят видеоклип .
«Новое сердце», «Потолок» и «Ночь-Людмила» вошли в сборник и ретроспективу «История звука», исполняемую на концертах 2016—2017 годов .
В 2022 году альбом был выпущен на грампластинке лейблом Imagine Club .
Автор научной статьи «Альбом группы ДДТ „Метель августа“: Особенности циклизации» выделяет основными темами альбома противостояние жизни и смерти, бытия и небытия . Автор статьи на Репродуктор.net счёл «Метель августа» неким логическим продолжением альбома « Актриса Весна », уступающим ему в «хитовости» . Автор книги «По „следам“ легенд уфимского рок-н-ролла» назвал песню «Новое сердце» центральной композицией альбома, передающей состояние души и мысли автора .
Сатирик Михаил Задорнов подверг насмешкам текст песни «Летели облака», причисляя её к той самой бессмысленной « попсе », против которой активно выступал Шевчук . Речь шла о строках «Летели облака, летели далеко, как мамина рука, как папино трико». По его мнению, это не поэты, а текстовики. Аналогично было и в случае «Расстреляли рассветами»: «Вот и кончился бал, я последнее в брюки заправил» . По версии Задорнова, молодёжь слушала такое на дискотеках.