Почётные граждане (сословие)
- 1 year ago
- 0
- 0
Тептяри , или тептери ( типтяри , тат. типтәрләр, tiptərlər ) — социальная группа или народность , известная в Поволжье с XVII века .
Часть исследователей рассматривают тептярей как сословие ( А. З. Асфандияров , ), а часть как этносословную группу ( Р. Г. Кузеев , Д. М. Исхаков ). В разное время термин имел разные значения. Вопрос о происхождении и формировании данной этногруппы на сегодняшний день является дискуссионным . Тептяри и бобыли , в рукописи Сергея Евгеньевича Калинина, указаны как сословие, существовавшее до 1866 года, только в Оренбургской губернии , и формировавшееся из татар , башкир , марийцев , мордвы , удмуртов (приволжских финнов) и чувашей , селившихся на башкирских землях и получивших название припущенников . По характеру повинностей и налогов тептяри и бобыли занимали промежуточное положение между военно-служилыми сословиями (казаками, башкирами, мишарями) и государственными крестьянами . С 1855 года тептяри разумелись в законодательстве Российской империи под именем башкир . Из тептярей и бобылей набирались два конные полка , тептярские, в Вооружённые силы Российской империи , как пограничное войско в Верховьях Урала .
Формирование тептярей происходило на территории современного Башкортостана и в восточных районах Татарстана . Первые описатели края Г. Георги, П. Паллас, П. И. Рычков, и др. упоминают тептярей среди его населения.
В раннее время существования этой группы её состав был многонациональным, в её составе встречались представители почти всех народов края: удмурты , марийцы, мордва, чуваши, татары и башкиры, сохранявшие свой язык и культурные особенности .
В этом сословии находилась значительная часть припущенников , живших в XVIII — начале XX века среди башкир- вотчинников .
Рахматуллин У. Х считает, что первыми тептярами были башкиры-асаба , вытесненные из своей общины. Попадание в группу тептяр для башкир не означало жесткого закрепления в ней, при благоприятных обстоятельствах башкиры-тептяри могли вновь вернуться в общину .
Миллер считает тептярей частью бежавших из бывшего Казанского ханства после его падения татар, а частью бежавших оттуда же и ассимилированных в татарской среде финно-угров . Со взглядами Георги схоже описание С. Рыбакова .
В. М. Черемшанский и Городской считают тептярей выходцами из губерний Казанской и Вятской.
Первая всеобщая перепись населения Российской Империи относит « » к турецко-татарской группе языков .
А. З. Асфандияров считает что типтяри — вытесненные, отторгнутые из своего сословия люди, в основном башкиры.
Черемшанский называет тептярей «беглецами, которые, по недостатку ли, или по неимению собственных земель, или по другим каким причинам, удалялись в Башкирию и селились на их общественных землях за известные оброки, как и другие припущенники и впоследствии совокупностью своею образовали отдельное сословие под именем тептярей.»
Татарский этнограф Г.Ахмеров — автор одной из первых научных работ, посвящённых тептярям, написанной в 1908 году , указывал, что тептяри делятся на тептярей-татар, тептярей-черемис и тептярей-вотяков, а по вероисповеданиям — на мусульман и не мусульман. К первой группе относятся тептяри-татары, с татарским (казанско-татарским) языком, ко второй — язычники черемисы и вотяки. Сами тептяри называли себя или новыми башкирами , или же татарами.
Согласно историку и тюркологу Ахмет-Заки Валиди , тептяри — бежавшие из Казанского ханства татары , мишари и чуваши-мусульмане , которых также называли башкирами-припущенниками.
В конце XVIII века этнический состав тептяр состоял из татар примерно на 40%, марийцев 38%, удмуртов 18%, остальные 4% составляли башкиры и мордва .
В настоящее время распространены две гипотезы происхождения слова «тептяр»:
|
Известны следующие упоминания тептярей в документах:
Административно тептяри с 30-х гг. XVIII в. делились на команды, управляемые старостами, сотниками, старшинами, и подчинялись Уфимскому и Мензелинскому воеводам, Оренбургской комиссии. В документах этого времени часто встречается название сословия «тептяри и бобыли».
В 80-е гг. XVIII в. находились в ведении Уфимской казённой палаты. По характеру повинностей и налогов тептяри в этот период занимали промежуточное положение между военно-служилыми сословиями ( башкирами , мишарями , казаками ) и государственными крестьянами .
В 1790 году тептяри были переведены в разряд военно-служилого сословия, был сформирован . Законом «О разделении тептярскаго полка на два и о наполнении оных вновь избираемых из того же народа людьми» от 12 июля 1798 г. переводятся в подчинение Оренбургского военного губернатора. Позднее были сформированы еще два полка. Во время Отечественной войны 1812 года 1-й Тептярский полк под командованием майора Темирова принял участие в боевых действиях в составе отдельного казачьего корпуса атамана Платова .
Законом «О присоединении тептярей и бобылей к Башкиро-мещерякскому войску » от 22 февраля 1855 года тептярские полки были включены в кантонную систему Башкиро-мещерякского войска. Позднее название было изменено на Башкирское войско Законом «О именовании впредь Башкиро-мещерякского войска Башкирским войском» от 31 октября 1855 года. В этот период встречается наименование сословий мишарей и тептярей как «ново-башкиры» .
Тептярское сословие (также как и сословие мещеряков) перестало существовать в 1863—1865 гг. в связи с упразднением Башкирского войска. Многие тептяри до Февральской революции числились в составе башкирского сословия .
Численность, в год, тептярей по переписям:
С 1855 года Тептеяри разумелись в законодательстве Российской империи под именем башкир .
В последний раз тептяри были зафиксированы в переписи 1926 года — 27 387 человек. Также есть упоминание о тептярях в списке национальностей Союза ССР, от 1959 года (75) .
В настоящее время большинство тептярей — в составе татарского народа .
[Тептяри]
Тептяр слово татарское, и значит такого человека, который не в состоянии платить подушных денег. Оно пригодилось для основателей, которая в половине шестнадцатого столетия, по случаю причиненного царем Иваном Васильевичем Казанскому царству разрушением, собралась из черемис, чуваш, вотяков и татар на Урале, а особливо в составляющей Башкирию и к Уфской провинции принадлежащей оного части, и весьма стала многолюдна. Сии люди, употребляя разные по не одинаковой своей природе языки, а от части и в вере, перемешались, исключая татар, так, что иногда и нарочито трудно дознаваться, от какого происходят они племени.— Георги Иоганн Готлиб. «Описание всех в Российском государстве обитающих народов,..» Часть первая. О народах финского племени. С-П, 1776 г. Пер. с немецкого.
[Татарские поселяна и татары-тептяри]
[Татары-тептяри] наряду с финскими поколениями тептярей как будто особые составляют колена. Кроме находящихся у тептярей разного происхождения татар, есть такие же перемешанные толпы или общества разных татар: в Нагайбацкой крепости при Ике, вышедших из Камы реки,…
О подверженных Российской державе Ногайских ордах говорено уже выше сего особливо. Кроме тех находящихся у казанских, уфских, оренбургских и иных татар, а наиначе башкирцев, произошедшие частию от оных орд,..— Георги Иоганн Готлиб. «Описание всех в Российском государстве обитающих народов,..» Часть вторая. О народах татарского племени. С-П, 1776 г. Пер. с немецкого.
Тептяри (245 000 д [по Всероссийской переписи 1897 г. по Уфимской губернии) — сборная народность, составленная из представителей многих народностей, тюркских и финских: чуваш, черемис, остяков и пр. Название тептяри видимо появилось в конце XVIII столетия: по крайней мере Рычков, писавший свою Оренбургскую топографию в середине XVIII столетия, не упоминает о тептярях. Число их увеличилось со времени усмирения башкирских бунтов…. Тептяри различаются: тептяри-башкиры, тептяри-мещеряки, тептяри-чуваши и т. д. по народностям, и по религии разделяются на магометан (большая часть) и язычников.
— С. Рыбаков. «Ислам и просвещение инородцев в Уфимской губернии». С.-П., 1900.