Башкирская культура
- 1 year ago
- 0
- 0
Башкирская опера — вид башкирского музыкально-театрального искусства.
Становление башкирской оперы происходило под влиянием башкирской народной музыки, русского классического искусства и мировых оперных традиций. В конце XIX века в Уфе были построены здания театров, позволявшие ставить спектакли, включая оперные. В 1890—1891 годах в Уфе давала спектакли оперная труппа антрепренёра Семенова-Самарского , в составе которой работал Ф. И. Шаляпин . Здесь он впервые вышел на сцену как солист. Давала спектакли в Уфе и оперная труппа Н. Н. Алмазова.
Прообразами первых башкирских опер были музыкальные спектакли, включавшие в себя башкирские обряды, легенды поэтическую основу народных песен. Башкирская драматургия также способствовала формированию башкирского оперного репертуара. Часть оперных произведений, поставленных на сцене Башкирского театра оперы и балета , была создана на основе драматических спектаклей.
Предпосылками для создания башкирской оперы была и башкирская профессиональная музыка, создававшаяся для спектаклей башкирского драматического театра: «Галиябану» М. Файзи , «Башмачки» Х. Ибрагимова , «Башкирская свадьба» М. Бурангулова .
В 1930 году в Казани и Уфе состоялась премьера оперы Г. С. Альмухаметова , В. И. Виноградова и С. Х. Габяша «Эшсе» («Рабочий») по одноименной поэме М. Гафури . В 1932 году по инициативе Г. Альмухаметова в целях подготовки национальных артистических и композиторских кадров республики была создана Башкирская оперная студия. В 1940 году на сцене Аксаковского народного дома в Уфе была поставлена первая башкирская опера «Хакмар» М. Валеева по драме С. Мифтахова , а через несколько месяцев, в декабре, была поставлена опера «Мергэн» А. Эйхенвальда .
Как самостоятельный жанр башкирская опера формировалась в Башкирской АССР в 40-е годы XX века.
Первыми исполнителями оперных спектаклей были Г. С. Хабибуллин, Х. Л. Галимов, Б. Н. Валеева , З. И. Ильбаева, М. Г. Салигаскарова , М. Х. Хисматуллин и др. В музыке широко использовались интонации башкирских народных песен и танцев .
По мотивам народных легенд с использованием башкирской народной музыки были в 1940—1944 годах году созданы и поставлены оперы композитора А. А. Эйхенвальда «Мэргэн» и «Ашкадар» (либретто М. Бурангулова ).
В годы Великой Отечественной войны в создании башкирской оперы участвовали эвакуированные в Уфу музыканты и композиторы Москвы, Ленинграда , Киева . В годы войны о мотивам башкирского эпоса была создана опера «Акбузат» Х. Ш. Заимова и А. Э. Спадавеккиа . Героическая линия о гражданской войне в Башкирии продолжена в опере «Азат» Р. А. Муртазина (либретто Бикбая, 1949). Становлению колхозного строя в Башкирии посвящена опера «Айхылу» Н. И. Пейко (либретто Г. Амири , 1949).
В 50-х годах создана опера «Салават Юлаев» З. Г. Исмагилова , связанная с образом Салавата Юлаева, 60-х — опера опера «Шаура» Исмагилова (либретто Б.Бикбая ) по мотивам башкирской народной песни и легенды (дирижер И. М. Альтерман, реж. Хисматуллин, 1963).
В 60-х — 70-х годах на тему революции и гражданской войны создана опера Муртазина «Дауыл» («Буря», либретто Р. С. Янбулатовой по роману Х. Давлетшиной «Иргиз», 1969), о первооткрывателях башкирской нефти — опера «Современники» Х. Ф. Ахметова (либретто Бикбая, 1970), о молодежи — опера «Волны Агидели» Исмагилова (либретто М. Карима , 1972) .
В 80 — 90 годах созданы оперы «Послы Урала» З. Исмагилова (либр. И. Дильмухаметова , 1982 г. о присоединению Башкирии к Русскому государству), «Нэркэс» Ахметова (по трагедии И. Х. Юмагулова , 1994), «Черные воды» С. А. Низамутдинова (по поэме Карима, 1989), «Акмулла» Исмагилова, «Великий рядовой» («Александр Матросов») Д. Д. Хасаншина, «Гульямал» Н. А. Даутова , «Шонкар» А. М. Кубагушева; для детей — «Полет на Марс» Р. Х. Газизова, «Серая шейка» А. Х. Габдрахманова, «Тараканище» Даутова, «В ночь лунного затмения» Низамутдинова .
В настоящее время в репертуаре Башкирского театра оперы и балета башкирские оперы «Акмулла» , « Кахым-Туря », «Послы Урала» , «Салават Юлаев» З. Исмагилова , «В ночь лунного затмения» , «Как я люблю тебя!?», «Mементо» С. Низаметдинова .