«
Речение Ипувера
» или «
Жалобы Ипувера
»
(он же «Папирус Ипувера», устар. Ипусер
) —
древнеегипетское литературное
произведение в жанре
плача
, сохранившееся на папирусе № 339
в
Лейденском музее
, Нидерланды.
Источники
Иератический
папирус с «Речением Ипувера» найден в некрополе
Саккара
, около
Мемфиса
. С 1828 года хранится в
Лейденском музее
. Папирус размером 378 х 18 см содержит 17 листов по 14 строк (на 10 и 11 листах — 13 строк). На одной стороне (recto) записаны «речения», на другой (verso) —
гимны
.
Начало и конец текста утеряны, в середине также имеются повреждения
. Из-за плохой сохранности папируса и ошибок переписчика текст сложен для перевода и интерпретации
.
Датировка
Папирус датируется по
палеографическим
признакам временем
Среднего царства
. Существуют разные взгляды на время создания и историчность «Речения Ипувера». Некоторые исследователи видят рассказ о гибели
Древнего царства
и датируют произведение правлением последнего фараона
VIII династии
Нефериркара II
. По другой точке зрения, описываемые события происходили в эпоху
Первого Переходного периода
(
VII
—
X
династии)
, либо
Второго Переходного периода
, незадолго до
гиксосского
завоевания
или после гиксосского завоевания (середина XVII в. до н.э.), когда под давлением иноземцев погибали культурные, административные и религиозные устои
Среднего царства
. Письмо и орфография относятся к середине
Нового Царства
(ок. 1300 год до н. э.), хотя язык текста указывает на более ранний период: 2000—1700 годы до н. э. Очевидно, писец, живший около 1300 года до н. э., скопировал древний текст
. Во всяком случае, литературное произведение появилось в период с XVIII по XIII века до н.э.
.
Переводы
Факсимиле
папируса с текстом издано в XIX веке
, а перевод и транскрипция вышли в 1903 году
. Первый полный перевод и анализ текста выпустил в 1909 году английский египтолог
Алан Гардинер
. Позже издавались многочисленные варианты перевода другими иностранными специалистами
.
На русский язык «Речения Ипувера» переводили
М. Э. Матье
,
В. В. Струве
,
И. С. Кацнельсон
и Ф. Л. Мендельсон
,
М. А. Коростовцев
.
Сюжет
В повреждённой части введения, скорее всего, упоминается мудрец Ипувер, явившийся сообщить о надвигающихся бедах. Он предсказывает восстания масс людей, голод, бедствия и вторжение иноземцев в Египет
:
Воистину: люди стали подобны птицам, ищущим падаль… Смотрите: было приступлено к лишению страны царской власти немногими людьми, не знающими закона… Палатки — это то, что они сооружают подобно жителям пустыни… Плачет северная страна. Закром царя стал достоянием каждого… Оно [несчастье] не наступило бы, если бы были боги среди них [людей]..
.
Бедствия можно свести к следующему: нарушение сложившейся общественной иерархии; обнищание богатых и обогащение бедных; общий беспорядок, который проистекает от
пренебрежения законом
и проявляется в разбое, грабежах и убийствах; сокращение численности населения; разрушение хозяйства и связанный с этим голод; засилье чужеземцев; забвение религиозных ритуалов (в первую очередь, связанных с
культом мёртвых
)
.
Ипувер призывает помнить достояния предков, возносить молитвы богам и упрекает фараона, допустившего смуту в стране. В заключительной части предсказывается восстановление прежнего порядка и будущее благоденствие Египта.
Анализ произведения
Написано в согласной с «
Пророчеством Неферти
» и «
» традиции. Однако текст выглядит громоздким с повторениями одних и тех же жалоб
.
Стихотворные части построены по обычному для египетской литературы приёму, и каждый стих начинается одним и тем же словом —
рефреном
. Первая часть выделяется словом «Воистину»; вторая — «Смотрите», третья — «Разрушено»
, «Уничтожайте врагов благородной столицы», «Помните» (призыв к восстановлению религиозных ритуалов); заключение — «Хорошо» (описывает будущее благополучие). Четвёртая часть содержит рассуждения о божестве и печаль о бездействии богов и фараона
.
Бедствия описываются через противопоставление и драматический контраст между порядком
Маат
и хаосом
Исфет
.
Начиная с
Иммануила Великовского
, исследователи обращают внимание на параллели между описанием бедствий в «Речениях Ипувера» и библейской книгой
Исход
, рассказывающей о
десяти египетских казнях
. Некоторые учёные прослеживают параллели также с
книгой Екклесиаста
.
Примечания
-
↑
Матье М. Э.
Из «Жалоб Ипувера»
// Что читали египтяне 4000 лет тому назад. —
Л.
, 1934. — С. 68–70.
-
↑
Эйдельман Н. Я.
Произошло же... //
Знание — сила
. — 1985. —
№ 7
. —
С. 37-40
.
-
↑
Кацнельсон И. С.
, Мендельсон Ф. Л.
Речения Ипусера
// Фараон Хуфу и чародеи. Сказки, повести, поучения древнего Египта. —
М.
, 1958. — С. 237–241.
-
↑
Речение Ипувера
// Хрестоматия по истории древнего мира / В. В. Струве. —
М.
: Учпедгиз, 1850. — Т. I. Древний Восток.
-
↑
Акимов В. В.
// Скрижали. — 2012. —
№ 3
. —
С. 59-77
.
10 января 2020 года.
-
↑
Gardiner A. H.
The Admonitions of an Egyptian Sage from a Hieratic Papyrus in Leiden (Pap. Leiden 344 recto). — Leipzig / Hildesheim, 1909 / 1969. — С. 1-2, 18.
-
Кацнельсон И. С.
Культура Древнего Египта
// Художественная литература. —
М.
:
Наука
, 1976. — С. 341.
-
Allen, James P.
. — Cambridge University Press, 2000. — С.
.
-
Berlev, O. D.
<Review of> Vandersleyen, Cl. L'Égypte et la Vallée du Nil. Tome 2: De la fin de l’Ancien Empire à la fin du Nouvel Empire // Orientalia. 66. 1997. P. 98-99; Демидчик, А. Е. Безымянная пирамида. Государственная доктрина древнеегипетской Гераклеопольской монархии. СПб., 2005. С. 29.
-
Эта точка зрения обоснована в работе Fecht, G. Der Vorwurf an Gott in den «Mahnworten des Ipu-wer» (Pap. Leiden I 344 recto 11,11-13,8;15,13-17,3): Zur geistigen Krise der ersten Zwischenzeit und ihrer Bewältigung. Heidelberg, 1972.
-
Van Seters, D.
A Date for the 'Admonitions' in the Second Intermediate Period
(англ.)
// The Journal of Egyptian Archaeology. — 1964. —
Т. 50
. —
С. 13-23
.
-
Ильин-Томич А. А., Сафронов А. В.
Датировка и возможный исторический контекст "Речения Ипувера" // Вестник древней истории. — 2010. —
№ 4
. —
С. 3-22
.
-
Leemance С.
Monuments egyptiens du Musee d’antiquites des Pays-Bas a Leide. — Leiden, 1841-1882.
-
Lange H. O.
Prophezeiungen eines agyptischen Weisen. — Berlin: Sitzungsberichte der Koniglich Bayerischen Akademie der Wissenschaften, 1903. — С. 601-610.
-
Струве В.В.
Описание бедствий страны
// История Древнего Востока / Тураев, Б. А. —
Л.
, 1935. — Т. I. — С. 236 – 242.
-
Коростовцев М.А.
Речение Ипувера
// Повесть Петеисе III. Древнеегипетская проза. —
М.
, 1978. — С. 226–240..
-
↑
Перевод и комментарии Струве B.B.
// Энгурра. — 2016. — 28 февраля.
20 июля 2017 года.
-
Velikovsky, Immanuel.
Годы в хаосе = Ages in Chaos. — London, 1952.
Ссылки
-
-
-
«Произошло же?» // Знание — сила. — 1985. — № 7 — статья о
пророчестве Неферти
и Речении Ипувера
-
Enmarch R.
//
.
Литература
-
Викентьев В. М.
Революция в Древнем Египте // Новый Восток. Кн. I. — 1922. —
С. 279-300
.
-
Диалог Ипуура и владыки всего //
Панов М. В.
Литературные и историко-биографические надписи (II тыс. до н.э.). — Новосибирск: М. В. Панов, 2021. —
С. 147-191. — (Египетские тексты, Т. XV)
. —
ISBN 978-5-6040692-6-4
.
-
Ильин-Томич А. А., Сафронов А. В.
Датировка и возможный исторический контекст "Речения Ипувера" // Вестник древней истории. — 2010. —
№ 4
. —
С. 3-22
.
-
Ильин-Томич А. А.
Социальный переворот в Египте в трудах В. В. Струве // Вестник Университета Дмитрия Пожарского. — 2016. —
№ 2: Советский ландшафт древней ойкумены: отечественная наука о древнем Востоке и античности в 1920-1980-е гг
. —
С. 35-46
.
-
Речение Ипувера. Лейденский папирус № 344. Социальный переворот в Египте в конце Среднего Царства (около 1750 г. до н. э.) / вводная статья акад. В. В. Струве. —
М.
—
Л.
: Гос. социально-экономическое изд-во, 1935. — 56 с.
-
Enmarch, R.
The Dialogue of Ipuwer and the Lord of all. — Oxford: Griffith Institute Publications, 2005. — 96 p. —
ISBN 0900416866
. —
ISBN 978-0900416866
.
-
Enmarch, R.
A World Upturned: Commentary on and Analysis of The Dialogue of Ipuwer and the Lord of All. — Oxford: Oxford University Press, 2008. — 304 p. —
ISBN 9780197264331
.
-
Faulkner, R. O.
Notes on ‘the Admonitions of an Egyptian Sage’ // Journal of Egyptian Archaeology. — 1964. — Vol. 50, Issue 1. — P. 24-36. —
doi
:
.
-
Faulkner, R. O.
The Admonitions of an Egyptian Sage // Journal of Egyptian Archaeology. — 1965. — Vol. 51, Issue 1. — P. 53-62. —
doi
:
.
-
Fecht, G.
Der Vorwurf an Gott in den "Mahnworten des Ipu-wer" (Pap. Leiden I 344 recto 11,11-13,8;15,13-17,3): Zur geistigen Krise der ersten Zwischenzeit und ihrer Bewältigung. — Heidelberg: Universitatsverlag, 1972. — 240 S. — (Abhandlungen der Heidelberger Akademie der Wissenschaften, Phil.-hist. Kl., Jg. 1972, 1. Abh.).
-
Gardiner, A. H.
. — Leipzig: J. C. Hinrichsische Buchhandlung, 1909. — VI, 116 p.
-
Gardiner, A. H.
The Admonitions of an Egyptian Sage from a Hieratic Papyrus in Leiden (Pap. Leiden 334 recto). — Hildesheim - Zürich - New York: Georg Olms, 1990. — VI, 116 p. —
ISBN 3-487-02129-3
.
-
Helck, W.
. — Wiesbaden: Harrassowitz, 1995. —
S. — (Kleine Ägyptische Texte; 11). —
ISBN 3-447-03439-4
.
-
Ilin-Tomich A., Sokolova M.
Twelve notes on Ipuwer // Chronique d'Egypte. — 2013. — Vol. 88, fasc. 176. — P. 261-272. —
doi
:
.
-
Sokolova M.
Dictation revisited: The Admonitions of Ipuwer 9.14–10.2, 13.4 and 14.1–4 // Bulletin of the Australian Centre for Egyptology. — 2013. — Vol. 24. — P. 89-108.
-
Sokolova M.
Rich Metaphors and Poor Scribes: The Admonitions of Ipuwer 2.5, 5.7–9, 13.14–14.1, 13.9–14.5 // Bulletin of the Australian Centre for Egyptology. — 2013. — Vol. 25. — P. 101-116.
-
Van Seters, J.
A Date for the ‘Admonitions’ in the Second Intermediate Period // Journal of Egyptian Archaeology. — 1964. — Vol. 50, Issue 1. — P. 53-62. —
doi
:
.
-
Winand, J.
Une note sur Ipouer XII, 13–14 // Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde. — 2013. — Bd. 140. — P. 83-89. —
doi
:
.
Язык и письмо Древнего Египта
|
|
|
Поучения
|
|
Легенды, пророчества, плачи
|
|
Сказки, песни
|
|
Трактаты
|
|
Религиозные тексты
|
|
Документы
|
|
Разное
|
|
|
|
Классификация египетских иероглифов (по А. Х. Гардинеру)
|
|
|
|