Пашков, Егор Иванович (губернатор)
- 1 year ago
- 0
- 0
Николай Иванович Кривцов (1791—1843) — англоман пушкинского времени, тульский (1823—1824), воронежский (1824—1826) и нижегородский (1827) губернатор. Приятель Пушкина и адресат нескольких его стихотворений .
Происходил из небогатых орловских дворян , состоявших в близком родстве с отцом И. С. Тургенева — С. Н. Тургеневым . Два младших брата его воспитывались на средства императора Александра в одном пансионе в Швейцарии; один из них, Сергей , был впоследствии в числе декабристов; другой, Павел , в звании камергера служил Министерстве иностранных дел и в 1840-х годах был старшим секретарём миссий в Риме и при тосканском дворе , помимо этого, был начальником русских художников, посылаемых Академией художеств в Рим. Его портрет написал Карл Брюллов .
До 16 лет обучался дома, затем Сергеем Николаевичем Тургеневым был привезён в Санкт-Петербург и 1 сентября 1807 года зачислен юнкером в лейб-гвардии Егерский полк . Участие в войне 1812 года начал в чине поручика; в сражении под Бородино был ранен в левую руку и попал в плен. Лечился в Москве и при освобождении столицы спас раненых французов от разъяренной толпы (позднее за это он был награждён французским орденом Почётного легиона ).
В походе за границу, в сражении под Кульмом , ядром ему оторвало ногу и это положило конец его военной службе. После продолжительного лечения решил поступить на гражданскую службу. Но прежде, с 1814 по 1817 год, занимался самообразованием: в Женеве и затем в Париже слушал лекции по технологии, физике, политической экономии, литературе, праву; изучал ланкастерскую систему обучения и написал о ней записку, которая была представлена императору Ф. Лагарпом , с которым Кривцов сблизился и который ввёл его в круг широко образованных людей — его постоянными собеседниками были Грегуар, Ж. Б. Сей, Конт.
Пусть остылой жизни чашу
Тянет медленно другой;
Мы ж утратим юность нашу
Вместе с жизнью дорогой;
Каждый у своей гробницы
Мы присядем на порог:
У пафосския царицы
Свежий выпросим венок,
Лишний миг у верной лени,
Круговой нальём сосуд —
И толпою наши тени
К тихой Лете убегут.
Смертный миг наш будет светел;
И подруги шалунов
Соберут их легкой пепел
В урны праздные пиров.
Приехав в Петербург в 1817 году, вступил в тот литературный круг, который собирался около Карамзина , Жуковского , Вяземского . Хотя и «не был записан в арзамасском штате, но был приятелем всех арзамассцев», — вспоминал о нём Вяземский. На петербургском вечере у братьев Тургеневых 28 июня 1817 года познакомился с Александром Пушкиным . Их приятельство продолжалось до отъезда Кривцова в Лондон, причём Пушкин дал ему в дорогу экземпляр « Орлеанской девственницы » с надписью «Другу от друга» .
По некоторым сведениям Кривцов неодобрительно относился к светским шалостям поэта, пытался наставлять его в беседах и переписке. В то же время А. И. Тургенев в письме к Вяземскому от 28 августа 1818 года сетует на то, что именно Кривцов «не перестает развращать Пушкина и из Лондона прислал ему безбожные стихи» . Кривцов и Пушкин не раз пересекались и позднее, в 1830-е годы, когда бывший губернатор временами наезжал в столицы из своего имения.
Александр I , которому Кривцов был рекомендован Лагарпом, оказывал ему большое внимание; он был сделан камергером, определён в Министерство иностранных дел и с 1 января 1818 года состоял при посольстве в Лондоне, где сблизился с Д. Н. Блудовым . В Англии усердно изучал английские учреждения и английский быт; английская жизнь в замках казалась ему идеалом частного существования.
В 1821 году был отозван из Лондона и тогда же женился. В чине статского советника 5 октября 1823 года он был назначен губернатором Тульской губернии , а 26 февраля 1824 года переведён Воронежским губернатором . Но здесь его горячность, не раз и прежде ему вредившая, навлекла ему особенно сильные неприятности: изобличив в явной недобросовестности секретаря губернского правления, он резко раскритиковал его в самом присутствии; по требованию секретаря составлен был об этом протокол; другие чиновники, тоже не отличавшиеся честностью, рады были избавиться от молодого, энергичного и безусловно честного губернатора; делу был придан такой вид, что Кривцов страдает припадками умопомрачения. В итоге 12 сентября 1826 года он стал нижегородским губернатором .
3 апреля 1827 года был отозван из Нижнего Новгорода за «строптивый и запальчивый характер» и ему предложено место в Департаменте герольдий, но он предпочёл выйти в отставку и поселиться в имении жены Любичи Кирсановского уезда Тамбовской губернии , на границе с Саратовской губернией , на берегу реки Вяжли , впадающей в реку Ворону ; здесь он устроил себе усадьбу совершенно в английском вкусе, с удобным, изящным, хотя и не роскошным домом, с прекрасным парком, с отличным хозяйством.
Местность эта изобиловала помещиками, отличающимися немалыми дарованиями. В трёх верстах, в селе Умёте , жило семейство Чичериных , главный представитель которого, отец известного ученого Б. Н. Чичерина , был человек высокого ума и редких нравственных качеств; в 15 верстах, в имении Мара , жило семейство Баратынских , поэт и его братья, все замечательно даровитые люди; между Любичами, Уметом и Марой были постоянно живейшие сношения; в Маре получались произведения Баратынского, Кривцову присылал свои новые вещи Пушкин; в Умет Чичериным сообщал о литературных и ученых новостях и присылал много книг друг Чичерина-отца, известный Н. Ф. Павлов .
Н. Кривцов занимал среди своих соседей первенствующее положение и по своим годам, и по обширному своему уму и образованию, между бумагами его, после его смерти, были найдены проекты освобождения крестьян, а также три письма от Пушкина. Дневник Кривцова до сих пор ждёт издателя .
Был награждён орденами Святого Владимира 4-й степени с бантом и Святой Анны 2-й степени .
По возвращении из Лондона женился на Екатерине Фёдоровне Вадковской (1798 или 1801—1861), фрейлине двора, дочери сенатора Фёдора Фёдоровича Вадковского , внучке графа Ивана Григорьевича Чернышёва , родной сестре двух братьев декабристов. Её роман с Кривцовым продолжался несколько лет и наконец увенчался успехом. Венчание было в Петербурге 12 ноября 1820 года в Симеоновской церкви на Моховой, поручителем по жениху был граф Г. И. Чернышёв и Н. М. Карамзин , по невесте — мать её Е. И. Вадковская . По характеристике современника, Екатерина Фёдоровна была «женщина, которая с высшим изяществом форм соединяла тонкий, живой, наблюдательный и несколько насмешливый ум, а вместе с тем и глубокие чувства. В молодости она была очаровательной собеседницей и всегда была искренним другом» . С юных лет она проявляла живейший интерес к русской литературе, была лично знакома со многими известными писателями. В 1826 году за кражу драгоценностей у Кривцовой был лишён дворянского звания её родственник Николай Обресков .
По причине «сократических» наклонностей Кривцова, брак его не был счастливым. Дочь Софья Николаевна (1821—1901), вышла замуж за этнографа Помпея Николаевича Батюшкова , младшего брата поэта К. Н. Батюшкова .