Interested Article - Котле, Гийом
- 2020-09-29
- 1
Гийом Котле́ ( фр. Guillaume Costeley ; около 1530 / 1531 , Понт-Одеме , Нормандия — 1 февраля 1606 , Эврё ) — французский композитор и органист.
Биография
Сведений о музыкальном образовании Котле не сохранилось. Жил в Париже с начала 1550-х годов , в 1560 году был назначен придворным органистом короля Карла IX , исполнял также обязанности его камердинера . В 1570 году выпустил собрание своих произведений, включающее почти все известные его сочинения. В том же году Котле вошёл в состав Академии поэзии и музыки , созданной по инициативе Ж. А. де Баифа , высоко чтившего Котле и посвятившего ему ряд стихотворений. В дальнейшем, однако, Котле мало работал при дворе, проводя бо́льшую часть времени в собственном доме в Эврё, купленном на доход от придворной карьеры; в 1581 году он получил должность городского сборщика королевских налогов. В 1587 году Котле официально вышел в отставку. В 1597 году ему было присвоено почётное звание королевского советника ( фр. Conseiller du Roy ).
Основу творческого наследия Котле составляют французские многоголосные песни ( шансон ). Их сохранилось немногим более 100 (104 вошли в сборник 1570 года; новейшее издание 2009 года включает ещё три дополнительно). Известны также три мотета Котле и фантазия для органа (сохранилась во фрагментах). Многие шансон Котле написаны на стихи Пьера Ронсара , в том числе пользовавшаяся широкой известностью « Mignonne, allons voire, si la rose » («Малютка, пойдём взглянем на розу»). Котле также известен как автор экспериментальной шансон в микрохроматической технике « Seigneur Dieu ta pitié », которую, как считается, он написал под впечатлением аналогичных экспериментов итальянца Н. Вичентино . В целом же звуковысотная система Котле достаточно традиционна и вполне соответствует господствовавшему тогда стилю.
Литература
- Levy K.J. Costeley’s Chromatic Chanson // Annales Musicologiques 3 (1955), pp. 213—63 (содержит публикацию микротоновой пьесы Котле)
- Dahlhaus C. Zu Costeleys chromatischer Chanson // Musikforschung 16 (1963), SS. 253—65.
Ссылки
- (фр.)
- (шансон в хоровом исполнении)
- (микрохроматическая шансон, инструментальная обработка)
- 2020-09-29
- 1