Поэзия Г. Ф. Харсдёрффера тяготела к игровым формам (таким, например, как
фигурная
и
комбинаторная поэзия
) и отличалась вниманием к звуковым качествам стиха, результатом чего стала «звукопись, доведенная Харсдерффером до высочайшей виртуозности»
.
Frauenzimmer Gesprächspiele
, 8 Bde. (1641—1649). — «Разговорные игры дам», 8 тт.
(салонные игры в диалогах, «если угодно, дамская энциклопедия в развлекательной форме»
)
Das geistlich Waldgedicht oder Freudenspiel, genant Seelewig
(1644)
(либретто одной из первых немецких опер; музыка
)
Poetischer Trichter-die Teutsche Dicht- und Reimkunst ohne Behuf der lateinischen Sprache, in VI Stunden einzugießen
(1647—1653). — «Поэтическая воронка, с помощью которой можно в 6 часов овладеть немецким искусством письма и поэзии без обращения к латыни»
(трактат о поэтическом искусстве)
Hertzbewegliche Sonntagsandachten
(1649—1652)
Der Grosse Schau-Platz Jämmerlicher Mord-Geschichte
(1649—1650)
Der Grosse Schau-Platz Lust- und Lehr-reicher Geschichte
(1650—1651)
Nathan und Jotham
(1650—1651)
Ars Apophthegmatica
, 2 Bde. (1655—1656)
(собрание 6000
апофегм
)
Примечания
от 2 июня 2008 на
Wayback Machine
// The Oxford Companion to German Literature / H. Garland, M. Garland. Oxford University Press.
Немецкая литература. II. От 30-летней войны до раннего Просвещения [XVII в.] // Литературная энциклопедия: В 11 т. М., 1929—1939.
Бонч-Осмоловская Т.
Практика создания литературных произведений на основе комбинаторных принципов в европейской литературе от позднелатинской эпохи до современности (доклад на конференции «Стиховедческие чтения памяти М. Гаспарова» (Москва, РГГУ, 30 июня — 1 июля 2006).
от 4 марта 2016 на
Wayback Machine