Лежён, Клод
- 1 year ago
- 0
- 0
Клод Лежён , Ле Жён , Ле-Жён ( фр. Claude Le Jeune или Lejeune ; 1528 или 1530 , Валансьен — сентябрь 1600 , Париж ) — французский композитор .
Лежён родился и вырос в протестантской семье. Возможно, жил в Париже с 1564 года. В 1582—1584 годах работал при дворе герцога Франсуа Анжуйского (брата Генриха III ), в 1596 году занял пост регулярного композитора (compositeur ordinaire de la musique) при дворе короля Генриха IV .
Написал около 350 многоголосных обработок (преимущественно в силлабике и гомофонной фактуре) метризованных псалмов на французском языке, предназначенных для нового гугенотского богослужения, в том числе сборник «Додекахорд» (« Dodecacorde », 1598) .
Член Академии поэзии и музыки Ж. А. де Баифа , под влиянием антикизирующих идей которого предпринял смелый эксперимент в области музыкальной ритмики . Среди экспериментальных сочинений Лежёна наиболее показательны 33 «метризованные арии» ( фр. airs mesurés ) и 6 шансон (светские многоголосные песни), вошедшие в сборник «Весна» (опубликован посмертно, в 1603 году). Необычностью отличались и эксперименты Лежёна в области гармонии . В ряде своих сочинений он попытался возродить античную хрому , которую интерпретировал как гармонизацию нисходящего тетрахорда из малой терции и двух полутонов (например, g-e-es-d ).
Среди шансон Лежёна выделяется многочастная и изобразительная « La Guerre » («Битва»).
Музыка Лежёна получила значительный резонанс во Франции. В XVII веке его псевдо-античными новациями восхищался Марен Мерсенн . В XVII-XVIII веках псалмовые гармонизации (в хоральной фактуре ) Лежёна служили дидактическими примерами в учебниках элементарной теории музыки. В XX веке дань Лежёну отдал в своём сочинении «Пять перепевов» (Cinq rechants, 1948) Оливье Мессиан , который считал сборник «Весна» «шедевром хорового письма и шедевром ритма» ( фр. chef-d'œuvre d'écriture chorale et chef-d'œuvre de rythme ) .