Interested Article - Ладушки

« Ла́душки » — старинная детская народная игра- потешка , напеваемая няней или родителями ребёнку для утехи и развития коммуникативных навыков . Уходит своими корнями в славянскую мифологию и её обрядовые действия . В английской культуре существует аналогичное явление — .

Наряду с («Сорока-воровка», «Сорока-ворона») является классическим образцом русских детских потешек . Для исполнения «Ладушек» берут руки ребёнка в свои и, хлопая ими в ладоши на ударных слогах , напевают текст; при словах «на головку сели» ручки поднимают и кладут ребёнку на голову.

Запись XIX века

С сохранением оригинальной орфографии :

Лади, Ладо, Ладушки,
Гдѣ были? — у Бабушки.
Что ѣли? — Кашку.
Что пили? — Бражку.

Макаров, Михаил Николаевич , Русские предания, изд. 1838

Фольклорист Михаил Макаров (1785/89-1847) в слове «Ладо» признавал обращение к славянскому северному богу Ладу (Ладо): « или уж не было ли у нас двух божеств — Ладо и Лады, мужа и жены, двойственного Гименея , слитого в одно русское слово лад брак? » . Александр Афанасьев (1826—1871) уточнял: бог Лад (или Ладо) являлся мужским олицетворением богини Лады .

Однако большинство учёных, начиная с А. А. Потебни , считают Ладу плодом « кабинетной мифологии », научной фикцией .

В XX веке

Издавалась в сборнике «Ладушки: русские народные сказки, песенки, потешки» Ю. А. Васнецова, получившем положительный отзыв от К. И. Чуковского .

Современные варианты

Существует множество вариантов текста, один из них:

Ладушки, ладушки,
Где были? — У бабушки!
Что ели? — Кашку.
Что пили? — Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели,
Домой полетели,
На головку сели,
Сели, посидели,
Дальше полетели!

См. также

Примечания

  1. М. Н. Макарова из его серии «Русские предания» / Библиотека для чтения , раздел «Литературная летопись: август 1838». — А. Ф. Смирдин , 1838. — Т. XXX.
  2. — Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого, 1995, стр 221—225
  3. — Мордовское кн. изд., 1978, стр 13: «В русском детском фольклоре классическими образцами потешек являются „Ладушки“ и „Сорока“»
  4. Александр Афанасьев . . — М. : Эксмо, 2008. — С. 143. — 1520 с. — ISBN 978-5-699-27982-1 .
  5. Журавлев А. Ф. Язык и миф. Лингвистический комментарий к труду А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». — М.: Индрик , 2005. — С. 229.
  6. Топорков А. Л. Кабинетная мифология // Славянская мифология: Энциклопедический словарь . — М.: Международные отношения , 2002. — С. 212.
  7. от 25 апреля 2013 на Wayback Machine «Речь идет об отклике К. И. Чуковского на присланный ему Ю.Васнецовым сборник русских народных песенок, потешек и прибауток „Ладушки“ (М.: Дет. лит, 1964). 14 декабря 1964 г. Корней Иванович писал художнику»

Литература

  • Васнецов Ю. Ладушки: русские народные сказки, песенки, потешки — М.: Детская Литература, 1964
  • Ветрова В. В. Ладушки: Песенки, стишки, потешки, считалки, загадки и игры для детей до трёх лет. — М.: Знание, 1994
  • Коршунков В. А. Бабушкино угощенье в потешке «Ладушки» // Мир детства и традиционная культура. III Виноградовские чтения. — М., 1990
  • Коршунков В. А. Этнографический комментарий к «Ладушкам» // Четвёртые Виноградовские чтения. — Новосибирск, 1990


Источник —

Same as Ладушки