Interested Article - Барятинский, Александр Иванович

Князь Алекса́ндр Ива́нович Баря́тинский ( 2 [14] мая 1815 год ; Ивановское , Курская губерния 25 февраля [ 9 марта ] 1879 год ; Женева , Швейцария ) — русский государственный и военный деятель, генерал-фельдмаршал (6 декабря 1859), генерал-адъютант (6 января 1853) . В 1856-1857 гг. командующий Отдельным Кавказским корпусом , затем в 1857-1862 гг. главнокомандующий Кавказской армией , наместник на Кавказе (22.07.1856-06.12.1862). Проводя свой план методического продвижения, сломил сопротивление войск Шамиля и 25 августа 1859 года имам Шамиль сдался ему в плен .

Биография

Происхождение

Принадлежал к аристократическому роду Барятинских , считался Рюриковичем в двадцатом колене. Его отец, князь Иван Иванович (1772—1825), служил адъютантом у Г. А. Потёмкина , был одним из наиболее состоятельных людей России, унаследовав многочисленные имения и около 35 тысяч крепостных душ. В 1813 году он сочетался вторым браком с 20-летней баварской графиней Марией Келлер (1792—1858), племянницей российского фельдмаршала Петра Витгенштейна . В православии она стала Марией Фёдоровной.

Семья поселилась в усадьбе Марьино в курском имении — селе Ивановском Льговского уезда , где для размещения молодой жены была выстроена образцовая усадьба Марьино . Дворец пользовался большой известностью в России. Его даже посетил император Александр I .

Ранние годы

Родился в 1815 году. Был старшим сыном (в семье было ещё 3 сына и 3 дочери) и получил прекрасное домашнее образование. В 1825 году, когда Александру было 10 лет, умер отец. В 1829 году мать повезла его вместе со вторым сыном Владимиром в московский пансион для « усовершенствования в науках ». Воспитанием обоих братьев занимался известный в то время педагог англичанин Эванс , преподававший юношам « классиков и литературу ».

В Санкт-Петербурге

22-летний Барятинский на портрете Ораса Верне

После переезда в 1831 году в Санкт-Петербург у юноши созрело желание поступить на военную службу. Выдержав серьёзную борьбу с родными (отец завещал, чтобы из старшего сына не делали ни военного, ни придворного, ни дипломата ), он, при содействии императрицы Александры Фёдоровны , поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров с зачислением юнкером в Кавалергардский полк , шефом которого являлась сама императрица. В школе учился вместе с М. Ю. Лермонтовым . Обучение длилось два года. После окончания школы, 8 ноября 1833 года был произведён в корнеты с зачислением не в Кавалергардский, а в Гатчинский лейб-кирасирский Наследника Цесаревича полк .

Вёл бурную жизнь, присущую гвардейской молодёжи, помещался под арест. Петербургский высший свет полнился слухами о любовных похождениях молодого корнета Барятинского. В разговорах о скандальных романах Барятинского всё чаще стало мелькать имя дочери императора, великой княжны Марии Николаевны .

Барятинский в 1838 году

В его круг общения в эти годы входил Жорж Дантес . В октябре 1836 года последний даже сватался к сестре Барятинского Марии, но получил отказ. В феврале 1837 года после роковой дуэли сочувствие князя было на стороне противника Пушкина . Это видно по его письму к арестованному на гауптвахте Дантесу, где, сетуя о том, что « вследствие строгости караульных офицеров » он не может больше его посещать, Барятинский заверяет его: « верьте по-прежнему моей самой искренней дружбе и тому сочувствию, с которым относится к вам вся наша семья ». Письмо подписано: « Ваш преданный друг » .

Военная карьера

Первые бои на Кавказе

В марте 1835 года личным распоряжением Николая I был командирован на Кавказ в Кабардинский егерский полк действующей армии. С отличием участвовал в делах закубанских горцев, 21 сентября был тяжело ранен пулей в бок и вынесен с поля боя казаками. Был представлен к ордену Святого Георгия , но взамен произведён в поручик и 30 апреля ( 12 мая ) 1836 года награждён золотой шпагой с надписью «За храбрость» . В том же году вернулся в Санкт-Петербург . Получил отпуск для лечения и зачислен в свиту великого князя Александра Николаевича , затем переведён в Гродненский гусарский полк.

В начале 1840-х годов много путешествовал по Европе как вместе с цесаревичем, так и в одиночку (для лечения). Во Франции встречался с Талейраном и Поццо ди Борго , в Британии – с Пилем и Палмерстоном . В 1840 году лично доставил Николаю I известие об обручении наследника с гессенской принцессой Максимилианой Вильгельминой , доскакав за 11 дней из Германии до Петербурга.

Даргинский поход 1845 года

24 марта ( 5 апреля ) 1845 года по высочайшему повелению уже в чине полковника снова отправился на Кавказ, где продолжалась Кавказская война . После многих поражений 1840—1844 годов, император Николай I и Генеральный штаб предприняли попытку одним решающим ударом сломить сопротивление кавказских горцев, прорвавшись и захватив в Терской области селение Дарго , где укрепился Шамиль .

Был назначен командиром 3-м батальоном Кабардинского егерского полка . Военный поход на Дарго начался 31 мая.

Отличился 13 июня при поражении войск Шамиля близ селений Гогатль и Анди . Возглавив атаку и раненый пулей в голень правой ноги навылет, он остался в строю до благополучного окончания боя. 14 июня, при движении к Анди, его батальон атаковал 6-тысячный отряд горцев и выбил их, после кровопролитного боя, из завалов на высотах за рекой Годор. За проявленные храбрость и мужество был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени.

За Даргинский поход все три батальона Кабардинского полка получили новые Георгиевские знамёна , причём 1-й и 2-й батальоны к старым надписям присоединили: « За взятие Анди 14 июня, Дарго 6 июля 1845 года »; 3-й батальон получил надпись: « За взятие Анди 14 июня 1845 года ».

В Польше

По возвращении в начале 1846 года в Санкт-Петербург для лечения уехал за границу; но проездом через Варшаву принял по поручению фельдмаршала князя Паскевича командование над летучим отрядом, назначенным для преследования краковских мятежников . Поручение это успешно выполнил за пять дней.

23 февраля ( 7 марта ) 1847 года, по возвращении в Россию, был произведён во флигель-адъютанты и назначен командиром Кабардинского егерского полка — и затем принимал постоянное участие в военных действиях в Чечне .

Снова на Кавказской войне

Барятинский А. И., генерал-адъютант, 1856—1858 гг.
Главнокомандующий Кавказской армии князь А. И. Барятинский ( В. Ф. Тимм , « Русский художественный листок »).

23 июня ( 5 июля ) 1848 года особенно отличился в бою при ауле Гергебиль , за что 10 августа того же года был произведён в генерал-майоры с назначением в свиту Его Императорского Величества . 6 июля того же года 3-й и 4-й батальоны Кабардинского егерского полка под начальством Барятинского участвовали во взятии аула Гергебиль.

В октябре 1850 года назначен командиром Кавказской резервной гренадерской бригады ; зимой следующего года участвовал в действиях Чеченского отряда, причём близ Мезенинской поляны разбил наголову атаковавшие его превосходящие силы неприятеля. 2 апреля 1851 года назначен командиром 20-й пехотной дивизии и начальником штаба, исправляющим должность начальника левого фланга Кавказской линии , что открыло для него дополнительные возможности для самостоятельных действий. Энергичный и вместе с тем систематический образ действий, которого Барятинский держался в Чечне — главной арене деятельности Шамиля , — постепенное, но неуклонное движение вперед с твёрдым упрочением русской власти на занятых территориях. Старался допускать минимальные потери русских войск и тесно координировать действия разных отрядов войск и милиции, что ярко проявилось в зимнем сквозном походе 1852 года через Чечню и операции при Мечикской переправе.

6 ( 18 ) января 1853 года был назначен генерал-адъютантом , а 5 июля того же года — исправляющим должность начальника главного штаба войск на Кавказе, а вслед за тем утверждён в этой должности.

В октябре 1853 года из-за болезни князя Бебутова был командирован в Александрополь для заведования корпусом, действующим на турецкой границе . 24 июля ( 5 августа ) 1854 года участвовал в победном сражении при Кюрюк-Даре , за которое награждён орденом Святого Георгия 3-й степени.

6 ( 18 ) июня 1855 года назначен состоять при императоре Александре II, а затем ему было поручено временное командование войсками в Николаеве и окрестностях в ходе шедшей Крымской войны .

Портрет князя А. И. Барятинского на фоне покорённого аула

С 1 ( 13 ) января 1856 года состоял командующим гвардейским резервным пехотным корпусом, а 22 июля того же года назначен главнокомандующим Отдельным Кавказским корпусом (впоследствии наименованным Кавказской армией) и исправляющим должность кавказского наместника ; утверждён в этой должности 26 августа ( 7 сентября ) 1856 года по производстве в генералы от инфантерии .

Вступив в управление краем, по всему пространству которого велась нескончаемая война, стоившая России огромных жертв людьми и деньгами, оказался на высоте своего назначения. Единство действий, направленных к одной общей цели, неуклонная последовательность в их ведении, использование идеи концентрического наступления с разных направлений, широкое использование артиллерии, команд охотников и местных милиционеров для прикрытия движений и работ, выбор в качестве сподвижников Д. А. Милютина и Н. И. Евдокимова , — всё это увенчалось успехом. Бои за Аргунское ущелье , считавшееся неприступным, обошлись зимой 1857 года потерями менее 100 человек, а занятие Ведено , резиденции Шамиля , в ходе боевых действий с 1 января по 1 апреля 1859 года стоило потери 36 человек . Через 3 года после назначении Барятинского наместником весь Восточный Кавказ был покорён, и 26 августа ( 7 сентября ) 1859 года неуловимый до тех пор Шамиль взят в плен . За эти заслуги Барятинский был награжден орденами Святого Георгия 2-й степени и Святого Андрея Первозванного с мечами.

Одновременно с решительными действиями на Восточном Кавказе велась энергичная война и в западной части этого края, приведшая к покорению многих племен, живших между реками Лабой и Белой . За новые успехи 6 ( 18 ) декабря 1859 года был произведён в генерал-фельдмаршалы и назначен шефом Кабардинского пехотного полка .

Женитьба и последующие события

Княгиня Елизавета Дмитриевна Барятинская

Холостяк Барятинский вёл не самый здоровый образ жизни, следствием чего стали усиливающиеся приступы подагры . Кроме того, в Тифлисе он не давал проходу красавицам-грузинкам, так что женатых офицеров предупреждали, что им следует больше опасаться главнокомандующего, чем горцев . В 1861 году «к началу марта болезнь приняла угрожающий характер; левая нога совсем онемела и начала сохнуть; подагра бросилась на мочевой пузырь; совершенная бессонница чрезвычайно ослабила больного; он страшно исхудал» . Барятинский засобирался к известному саксонскому доктору Вальтеру, выбрав кратчайший путь «морем из Поти прямо в Триест и оттуда по железным дорогам в Дрезден ». С парохода его вынесли на носилках .

Из-за границы фельдмаршал давал о себе знать всё реже и реже, так что «в течение всей зимы 1861—1862 годов не было даже известно его местопребывание» . В феврале 1862 года он наконец написал военному министру из испанского города Малаги , «где он находился с половины ноября, в полном incognito, так что пребывание его в этом городе было тайной даже для русского посланника в Испании графа Стакельберга » . Лишь через несколько месяцев в Петербурге стало известно, что фельдмаршал колесит по Европе в компании жены собственного адъютанта .

Был уволен от должностей главнокомандующего Кавказской армией и кавказского наместника 6 ( 18 ) декабря 1862 года, согласно прошению, с оставлением членом Государственного совета и почётным членом Николаевской военной академии Генерального штаба , при этом продолжал числиться в Гусарском Его Величества лейб-гвардии полку . В 1864 году удостоен золотой шпаги алмазами украшенной с надписью «В память покорения Кавказа» .

Утверждалось, что «беспрерывная боевая деятельность и труды по управлению краем совершенно расстроили здоровье и прекратили блестящую карьеру». В действительности причиной увольнения послужил громкий скандал, вызванный связью фельдмаршала с Елизаветой Дмитриевной Орбелиани (Давыдовой) (1835—1899). После «почти комической» дуэли, бракоразводного процесса Давыдовой и оставлением должностей на Кавказе, 50-летний фельдмаршал наконец смог официально оформить свой брак.

Последние годы

После женитьбы Барятинский подолгу жил за границей, ссылаясь на расстроенное здоровье. Критиковал военные реформы , которые проводил Д. А. Милютин (бывший ранее начальником его штаба на Кавказе). Рупором консервативной партии стал Р. А. Фадеев — протеже Барятинского, которого он поселил у себя в доме: «Я об него, как об оселок, проверял свои мысли» . Публикуя подробное изложение истории Кавказской войны, Фадеев надеялся привлечь внимание общественности к персоне фельдмаршала, дабы подготовить его возвращение на политическую сцену .

В 1860-е годы взгляды Барятинского смещаются в сторону славянофильства , точнее — панславизма . Когда в 1866 году Пруссия развязала войну в центре Европы , Барятинский предлагал русскому правительству союз с Пруссией с целью раздела Австрийской империи : славянские земли должны были отойти к России, немецкие — к Пруссии, а Венгрия — стать независимой. Но специальный секретный комитет при императоре отверг этот план.

Впоследствии Барятинский предпринимал несколько попыток вернуться на военную службу, но ему в этом тактично отказывали. В 1871 году он был зачислен в кирасирский Её Величества полк и назначен шефом 2-го стрелкового батальона. Вильгельм I также почтил заслуги Барятинского, назначив его шефом гусарского № 14 полка германской армии. В начале русско-турецкой войны ожидалось, что Барятинский будет назначен главнокомандующим, однако император назначил своего брата .

Последние дни своей жизни Барятинский провёл за границей и умер от болезни сердца в Женеве на 48-м году службы и на 64-м году жизни . В последние годы жизни получал наибольшее содержание среди всех военных Российской империи — 40 тысяч рублей в год и был единственным российским генерал-фельдмаршалом.

По завещанию его тело было перевезено в Россию и погребено в родовом имении, в селе Ивановском Курской губернии . Оставил после себя ценную библиотеку книг по истории, славяноведению и востоковедению (ныне в фондах Государственной публичной исторической библиотеки ).

Память

В честь А. И. Барятинского были названы:

Памятник А. И. Барятинскому установлен в постсоветское время на территории усадьбы Марьино .

На фантиках конфет "Княжеские сладости" изображён изменённый портрет А.И. Барятинского.

Примечания

  1. // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [ и др. ]. — СПб. ; [ М. ] : Тип. т-ва И. Д. Сытина , 1911—1915.
  2. . RFE/RL . Дата обращения: 24 декабря 2020. 28 октября 2020 года.
  3. Андрей Сидорчик. . aif.ru (13 мая 2015). Дата обращения: 22 декабря 2020. 24 июня 2021 года.
  4. Дочь прусского дипломата и министра графа , 1757—1827) и графини Амалии Луизы Сайн-Витгенштейн (Amalie zu Sayn-Wittgenstein-Berleburg-Ludwigsburg, 1771—1853).
  5. « Родина » № 1, 2000 г.
  6. . Дата обращения: 13 апреля 2011. 15 октября 2017 года.
  7. Э. Э. Исмаилов. Золотое оружие с надписью «За храбрость». Списки кавалеров 1788—1913. — Москва, 2007. — С. 209
  8. . Дата обращения: 22 января 2017. 30 марта 2017 года.
  9. . Дата обращения: 22 января 2017. 29 апреля 2017 года.
  10. Э. Э. Исмаилов. Золотое оружие с надписью «За храбрость». Списки кавалеров 1788—1913. — Москва, 2007, с. 258
  11. Виктор Петелин от 2 февраля 2017 на Wayback Machine Google Книги
  12. Кузнецов О. В. Р. А. Фадеев: генерал и публицист. Волгоград, 1998. С. 25.
  13. ЦГИА СПб. ф.19. оп.123. д.35. Метрическая запись о смерти А. И. Барятинского.
  14. . Дата обращения: 9 октября 2012. Архивировано из 6 января 2008 года.
  15. Список генералам по старшинству. Испр. по 1-е января [1879]. — 1879. — [2], XXVIII, 998 с.

Литература

Источник —

Same as Барятинский, Александр Иванович