Interested Article - Чепецкая культура
- 2021-12-25
- 1
Чепе́цкая культу́ра — археологическая культура средневековых поселений, располагавшихся по среднему течению реки Чепцы и её притокам (Северная Удмуртия ). Одним из крупнейших центров являлось Солдырское I городище «Иднакар».
Городища в основном мысовые, укреплены рвом и валом, крупнейшие — Солдырские , Кушманское , Дондыкарское . Встречаются также селища и могильники с трупоположениями.
Население вело комплексное хозяйство, сочетавшее скотоводство, земледелие, охоту, рыболовство и бортничество. На высоком уровне находилось косторезное ремесло и металлургия. Чепецкие мастера, как правило, подражали верхнекамским , булгарским и древнерусским образцам.
Специфический вещевой комплекс культуры включает лепную керамику чашевидных форм с добавлением толчёной раковины, а также изделия из кости — кочедыки , ложки, копоушки, гребни, пряслица с геометрическим орнаментом.
Население культуры говорило на диалектах, промежуточных между праудмуртским и пракоми языками .
История
Возникла на основе поломской культуры . По одной из версий, под давлением булгар поломцы ушли с верхней Чепцы на среднее её течение, где образовали компактное образование поселений, удобное для обороны.
С XIII века культура приходит в упадок, городища запустевают. В. В. Напольских связывает закат культуры с разгромом монголо-татарами Волжской Булгарии ( 1236 год ), пушной торговле с которой Чепецкие городища были обязаны своим расцветом . По мнению В. С. Чуракова , после этого не только городища, но и вообще всё среднее течение Чепцы запустевает вплоть до XVI века , когда его начали заселять удмурты , пришедшие с Вятки . С. К. Белых считает, что основная масса населения здесь всё же осталась, просто она не оставила после себя археологических следов, а затем была полностью ассимилирована пришедшими удмуртами. Данные краниологических исследований подтверждают этот вывод — антропологический облик среднечепецких удмуртов выделяется на общеудмуртском фоне.
В топонимических легендах северных удмуртов, записанных в конце XIX века, чепецкие городища фигурируют как покинутые жилища древних богатырей — сыновей Донды .
Хозяйство
Расцвет культуры приходится на средневековый климатический оптимум , завершившийся вместе с её закатом. В это время в бассейне Чепцы таёжная растительность обогащается широколиственными и лесостепными видами, а содержание гумуса приближалось к уровню серых лесных почв, что способствовало продуктивному земледелию. Наиболее массовой культурой была полба-двузернянка , популярная в Волжской Булгарии и редкая для Руси, где доминировала озимая рожь . Также были распространены пшеница мягкая , рожь и ячмень .
Антропологический тип
Черепа поломско-чепецкой культуры демонстрируют выраженный европеоидный облик, в отличие от более уралоидных северных удмуртов, проживающих на Чепце в настоящее время. Данный феномен может объясняться очень ранним разделением уральской расы и, как следствие, несформированностью и архаичностью облика приуральской группы. С другой стороны, не исключено складывание поломско-чепецкой культуры преимущественно на основе древних групп европейского происхождения, перешедших на финно-угорский язык подобно столь же европеоидным карелам и коми-зырянам.
Антропология не даёт поводов называть носителей поломско-чепецкой культуры «северными удмуртами». Речь может идти лишь о растворении остатков чепецкого населения среди удмуртов, заселивших бассейн Чепцы в XVII веке с юго-запада. Тем не менее, этот чепецкий субстрат оказал влияние на облик северных удмуртов. Так, согласно краниологическим исследованиям, ряд параметров удмуртских черепов из Еловского и Чабыровского могильников XVII—XIX веков в Ярском районе обнаруживает параллели в средневековом Поломском могильнике чепецкой культуры. Облик северо-западной группы современных удмуртов ( Ярский район ) больше похож на коми-зырян и карел, выделяясь на фоне усреднённого удмуртского антропологического типа, который в чепецкую эпоху имел место не на Чепце, а в низовьях Камы и Вятки.
Примечания
- ↑ Напольских В. В. от 2 января 2022 на Wayback Machine
- Краснов Ю. А. Некоторые вопросы истории земледелия у жителей города Болгара и его округи // Город Болгар. Очерки истории и культуры. М.: Наука, 1987. С. 221.
- Туганаев А. В., Туганаев В. В. Иднакар как ключ к пониманию истории агроэкосистем // от 30 апреля 2018 на Wayback Machine С. 209—220.
- Моисеев В. Г., Селезнева В. И. от 1 октября 2018 на Wayback Machine // Радловский сборник: научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2011 г. СПб. , 2012.
- . Дата обращения: 31 июля 2021. 31 июля 2021 года.
- Широбоков И. Г. от 22 декабря 2015 на Wayback Machine // Радловский сборник: научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2013 г. СПб. , 2014.
Литература
- // Уральская историческая энциклопедия
- / Под общ. ред. А. Г. Иванова. Ижевск: УИИЯЛ, 2004.
- Опыт археологических исследований Глазовского уезда Вятской губернии // Материалы по археологии восточных губерний России. Вып. II. СПб. , 1896.
- Генинг В. Ф. Археологические памятники Удмуртии. Ижевск, 1958.
- Иванова М. Г.
- 2021-12-25
- 1