Interested Article - Армяне в Стамбуле
- 2021-02-25
- 1
Армяне в Стамбуле ( арм. Պոլսահայեր Bolsahayer ; тур. İstanbul Ermenileri ) исторически одно из крупнейших этнических меньшинств в городе . Среди армян город часто упоминается как Болис ( арм. Պոլիս ); это название происходит от окончания исторического названия города, Константинополь ( греч. Κωνσταντινούπολις , Kōnstantinoúpolis).
В настоящее время численность армян в Стамбуле оценивается от 50 до 70 тыс. человек .
История
До захвата города османами, в 1390-е годы Баязидом I была завоёвана Западная Армения . Баязид дважды безрезультатно пытался завладеть столицей ослабленной Византии , как и его сын, Муса Челеби , в 1411 , и внук, Мурад II , в 1422 году . Город был взят в 1453 году правнуком Баязида, Мехмедом II , при котором также были захвачены части Восточной Армении . В 1514 году, при Селиме I , османам досталась большая часть Восточной Армении и часть Месопотамии после разгрома Сефевидов на Чалдыране . В 1515 году в состав Османской империи была инкорпорирована армянская Киликия , а год спустя, в 1516, решительная победа Селима I над войсками Мамлюкского султаната в битве на Мардж Дабик дала возможность Османской империи оккупировать Сирию , а затем Палестину и Египет, давно имевшие значительные армянские общины .
Поскольку армяне ещё со времён Османа I пользовались доверием османов, Мехмед ввёз в свою новую столицу большое количество этнических армян из Анатолии и Крыма .
В 1461 году Мехмед II пригласил в город епископа Бурсы , которому даровал титул патриарха и наделил верховной церковно-гражданской властью над всеми османскими армянами, сделав его главой ( этнархом ) равным греческому патриарху (главе Рум-миллета ). Так был основан Константинопольский патриархат Армянской апостольской церкви . В соответствии с османской системой миллетов , делившей христиан на две большие группы по исповедованию веры, все османские монофизиты (армяне, сирийские яковиты , копты и абиссины ), сохраняя свои автокефальные иерархии, подпали под юрисдикцию Армянского патриархата Константинополя .
, армянского прелатаПолучение инвеституры от султана поставило армянского патриарха наравне с высшими турецкими пашами . Как глава армянского миллета, он полностью распоряжался его делами, имел почти неограниченную власть над своим народом и был ответственный за его поведение и управление ним, имея как церковные, так и политические полномочия. Как религиозный и светский лидер всей армянской общины, он лично отвечал и обладал юрисдикцией над духовным управлением и чиновничеством своей общины, религиозными, благотворительными и образовательными учреждениями, а также над гражданским статусом своих единоверцев. Посредством него Порта контролировала миллет и взымала ежегодную дань с армянской общины. Именно посредством константинопольского патриарха служители и миряне связывались с правительством относительно защиты прав и привилегий и в случае несправедливости. До 1839 года патриарх и его подчинённые имели право налагать как церковные, так и гражданские наказания на свой народ. Все гражданские и уголовные процессы проходили через него. В Константинополе патриарх также содержал собственную тюрьму и небольшую полицию, по своему желанию мог ссылать или заключать в тюрьму духовенство. Для изгнания или заключения в тюрьму мирян обычно патриарх легко получал фирманы от Порты .
Под юрисдикцией константинопольского патриарха находилось 45 епископств . Но сфера его юрисдикции увеличивалась пропорционально расширению Османской империи и в конечном итоге все армянские общины в пределах её политических границ перешли под его административную власть, включая католикосаты Сиса и Ахтамара и Иерусалимский патриархат .
Со дня основания Константинопольского патриархата и появления значительной армянской общины, Константинополь постепенно стал центром армянской церковной и национальной жизни. К началу XIX века в городе насчитывалось более 150 000 армян, делая его местом самой большой армянской общины в мире. В силу этого, и в особенности того факта, что большинство всего армянства проживало в границах Османской империи, константинопольский патриарх стал не только самым важным, но и самым могущественным сановником среди армян где-либо .
В конце 19 века христиане составляли 60% населения Константинополя.
Аресты и депортация армянской интеллигенции Константинополя в ночь на 24 апреля 1915 года традиционно считаются началом геноцида армян .
На сегодняшний день, армянская община в Стамбуле имеет 17 школ, 17 культурных и общественных организаций, три газеты: «Акос», «Жаманак» и «Мармара», два спортивных клуба Шишлиспорт (Şişlispor) и Таксимспорт (Taksimspor) и два медицинских учреждения, а также многочисленные религиозные организации, созданные для поддержки различных видов деятельности .
Известные армяне Стамбула
Ниже приведён список известных армян, которые либо родились в Стамбуле ( Константинополе ), либо работали там.
- Саркис Бальян , османский архитектор из известного армянского рода архитекторов Бальянов
- , журналист, историк и писатель
- Арпиар Арпиарян , писатель и публицист
- Акоп Паронян , писатель-сатирик
- , врач, агроном и общественный деятель, один из основателей Армянского общего благотворительного союза
- Ерухан , писатель, публицист, переводчик, педагог
- Акоп Казазян-паша , государственный деятель, министр финансов и министр тайного казначейства
- Комитас , композитор, музыковед, фольклорист, певец и хоровой дирижёр.
- Мкртич I Хримян , религиозный и общественный деятель, писатель. Патриарх армян Константинополя (1869—1873), Прелат Вана (1880—1885), Католикос всех армян (1892—1907).
- Ерванд Отян , писатель, сатирик, журналист, публицист, литературный критик и переводчик
- Рубен Севак , поэт, прозаик, и врач
- Левон Шант , писатель, новеллист и политический деятель
- Сиаманто , поэт
- , политический деятель
- Петрос Дурян , поэт
- Даниэл Варужан , поэт
- , писатель, просветитель и политический деятель
- Григор Зохраб , писатель, политик и юрист
- Тигран Чухаджян , композитор
- Агоп Дилячар , лингвист
- Нона Балакян , литературный критик
- Мариам Шагинян , первая женщина-фотограф в Турции
- Рози Варт , французская актриса театра и кино
- Захрад , поэт
- Акоп Терзан , астроном
- Мартен Йорганц , французский певец
- Онно Тунч , музыкант и композитор
- Жаклин Чаркчи , оперная певица
- Арто Тунчбояджян , американский музыкант
- Грант Динк , журналист, колумнист, общественный деятель
- Аджемоглу, Дарон , американский экономист
- Гаро Пайлан , депутат Великого национального собрания Турции
- Селина Доган , депутат Великого национального собрания Турции
См. также
Примечания
- На Викискладе есть медиафайлы по теме
- The Armenian People from Ancient to Modern Times: Foreign dominion to statehood : the fifteenth century to the twentieth century ; Volume 2 of The Armenian People from Ancient to Modern Times, Richard G. Hovannisian, Palgrave Macmillan, 2004. ISBN 978-1-4039-6636-0
- ↑ (арм.) Адонц Н. Г. , от 21 октября 2011 на Wayback Machine [Around solution of the Armenian question] , “Publishing house of Yerevan State University”, Yerevan, 1989, pp.87-88
- ↑ (арм.) от 30 июня 2017 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 18 июля 2014. 30 августа 2021 года.
- 8 июля 2012 года.
- . Дата обращения: 18 июля 2014. Архивировано из 28 июля 2014 года.
- от 20 мая 2011 на Wayback Machine Today's Zaman
- . Дата обращения: 18 июля 2014. Архивировано из 1 января 2017 года.
- 14 июня 2002 года.
- Edmund Herzig, Marina Kurkchiyan, The Armenians: past and present in the making of national identity , 2005, от 8 января 2022 на Wayback Machine
- (англ.) . Encyclopædia Britannica . Дата обращения: 4 апреля 2023.
- , p. 31.
- , p. 32.
- , pp. 32-33.
- ↑ , p. 33.
- , p. 30.
- , pp. 33-34.
- . Дата обращения: 18 июля 2014. 17 марта 2014 года.
- Finkel, Caroline, Osman's Dream , (Basic Books, 2004), 57; " Istanbul was only adopted as the city's official name in 1930.. ".
Литература
- Sanjian, Avedis Krikor. . — Кембридж : Издательство Гарвардского университета , 1965.
- 2021-02-25
- 1