Interested Article - Каждое утро я умираю

«Каждое утро я умираю» ( англ. Each Dawn I Die ) — американский криминальный фильм режиссёра Уильяма Кили , который вышел на экраны в 1939 году .

Фильм рассказывает о репортёре Фрэнке Россе ( Джеймс Кэгни ), который ведёт разоблачительное расследование против коррумпированного окружного прокурора, за что его несправедливо обвиняют в убийстве и бросают в тюрьму. Там он сближается с матёрым гангстером Стейси Худом ( Джордж Рафт ), который просит помочь ему бежать, обещая взамен добиться выхода Росса на свободу «по закону». В конечном итоге, ценой своей жизни Стейси добивается разоблачения высокопоставленных преступников и освобождения Росса.

Это единственный фильм, в котором Джеймс Кэгни и Джордж Рафт вместе сыграли главные роли. До этого, в 1932 году Рафт появлялся в небольшой роли без упоминания в титрах в комедии « » (1932), где Кэгни исполнил главную роль.

Отмеченный стремительной режиссурой, и отличной игрой актёрского тандема Кэгни и Рафта, фильм имел огромный коммерческий успех и остаётся одним из любимых фильмов поклонников гангстерских фильмов Warner Bros , хотя современные критики и обращают внимание на несбалансированность и невероятность его истории.

Сюжет

В округе Бэнтон журналист влиятельной городской газеты «Бэнтон Рекорд» Фрэнк Росс ( Джеймс Кэгни ) ведёт расследование в отношении коррумпированного окружного прокурора Джесси Хэнли ( ), который баллотируется на должность губернатора штата. Пробравшись на территорию строительной компании «Бэнтон» Росс наблюдает сквозь окно, как Хэнли и его подручный Грэйс ( Виктор Джори ) сжигают в печи бухгалтерские книги и документы компании. На следующий день Росс докладывает о ходе расследования редактору газеты Паттерсону ( ), который поддерживает своего журналиста и соглашается опубликовать его статью о коррупционной связи строительной компании с прокурором, однако указывает Россу на отсутствие у того реальных доказательств, особенно, после уничтожения бухгалтерских документов. После публикации статьи разгневанный Хэнли звонит Паттерсону, угрожая засадить в тюрьму по обвинению в клевете тех, кто над ней работал. В тот же день около дверей редакции Росса останавливает группа вооружённых бандитов, заталкивая его в автомобиль. Росса лишают сознания, пересаживают за руль другого автомобиля, обливают виски и пускают автомобиль на полной скорости по улице. На перекрёстке машина, в которой сидит бесчувственный Росс, сталкивается с другим автомобилем. Росс отделывается легкими царапинами, а другой автомобиль переворачивается и сгорает, в результате чего гибнет три человека. Несмотря на возражения Росса, что он не был пьян и не управлял той машиной и что его подставили Хэнли и Грейс, суд быстро признаёт Росса виновным в непредумышленном убийстве и приговаривает к 20-летнему тюремному заключению. В поезде по дороге в тюрьму Роки Пойнт Росс знакомится с матёрым гангстером Стейси Худом ( Джордж Рафт ), который ввиду отсутствия в штате смертной казни приговорён к 199 годам тюрьмы. Между двумя заключёнными первоначально возникает напряжённость. В тюрьме оба оказываются в одной бригаде в цехе по переработке хлопка. Стейси, который сразу же сплотил вокруг себя группу уголовников, сообщают, что недавно в тюрьму был доставлен осуждённый за убийство Хромой Джулиан ( ), который когда-то пострадал от Стейси и затаил на него смертельную злобу. Заключённые страдают от жесткого надзирателя в цехе Пита Коссака ( ), который использует Хромого как своего доносчика. Вскоре между Хромым и Стейси происходит стычка, в ходе которой Стейси ударом сбивает противника с ног, а когда тот разгоняется, чтобы отомстить, Росс ставит ему подножку, и Хромой падает к ногам Стейси. Так как за сценой наблюдают все заключённые, это повышает авторитет Росса и сближает его со Стейси. Вскоре, когда они умываются, Хромой из укрытия бросает в них нож, и они едва успевают увернуться. Вскоре в тюрьме появляется Хорёк Карлайл ( Алан Бакстер ), который вступает в союз с Хромым против Стейси. Тем временем по доносу Хромого за хранение запрещённого правилами нюхательного табака Стейси помещают в одиночную камеру, известную как «дыра». В дыре заключённых приковывают наручниками к решётке на восемь часов в сутки, дают раз в день хлеб и воду и лишают всех привилегий. Хромой говорит Хорьку, что разберётся со Стейси, когда тот вернётся в общую группу. Однако на следующий день после возвращения Стейси Росс видит, что тот раздобыл нож. На следующий день во время киносеанса кто-то убивает Хромого, воткнув ему нож в спину, что положительно воспринимают заключённые, считавшие Хромого предателем.

После четырёх месяцев, проведённых в тюрьме, Стейси говорит Россу, что не убивал Хромого, а отдал нож другому. Гангстер заявляет, что благодарен репортёру за то, что тот не рассказал тюремному начальству про нож, и обещает оказать ему ответную услугу. Далее Стейси сообщает, что собирается бежать из тюрьмы, и для этого просит, чтобы Росс донёс руководству тюрьмы, что видел у него нож и что он убил Хромого. Против Стейси выдвинут обвинение и доставят в зал суда, откуда тот организует свой побег. За эту услугу Стейси обещает, оказавшись на свободе, найти и наказать людей, которые подставили Росса. В тюрьме Росса навещает его возлюбленная Джойс Коновер ( Джейн Брайан ), которая тоже работает журналистской в «Бэнтон Рекорд». Она рассказывает, что весь редакционный коллектив бьётся за него, но пока безуспешно. Она привела мать Росса ( Эмма Данн ), которая принесла любимую еду сына. Однако расстроенный Росс не может ничего есть и уходит обратно в цех, после чего даёт согласие Стейси принять участие в его плане. Росс рассказывает гангстеру о своих подозрениях, что его подставил некто Шейк Эдвардс ( Эбнер Биберман ), которого он видел в ночь аварии и который выполняет тёмные дела для Хэнли. Стейси обещает после побега найти Шейка и вытащить Росса из тюрьмы «по закону». На очной ставке у начальника тюрьмы Армстронга ( Джордж Бэнкрофт ) Росс подтверждает, что Стейси готовил убийство Хромого, после чего Стейси набрасывается на Росса. Армстронг растаскивает их, считая вину Стейси таким образом доказанной. Накануне суда Росс тайно переправляет своим коллегам записку о предстоящем процессе, сообщая и о готовящемся побеге Стейси. Во время процесса зал заполняют журналисты с фотокамерами, которые ожидают сенсационных кадров побега. Как только Стейси вводят в зал и снимают с него наручники, он подбегает к окну и прыгает с третьего этажа вниз, где его поджидает медицинский фургон, под тентом которого уложены матрацы. Выбравшись из фургона, Стейси пересаживается в ожидающую его легковую машину и скрывается. Заподозрив Росса в соучастии в побеге, охранники надевают на него наручники, и в тюрьме приступают к систематическому избиению, рассчитывая выбить признательные показания, однако Росс молчит. Начальник тюрьмы прекращает избиения, однако, в качестве наказания помещает Росса в «дыру». Тем временем Хэнли становится губернатором штата, назначая председателем Комитета по условно-досрочному освобождению Грейса. Редактор Паттерсон полагает, что в таких условиях дело Росса проиграно, однако Джойс настаивает на том, что надо продолжать борьбу. Она находит Локхарта ( ), адвоката Стейси, требуя организовать ей встречу со скрывающимся гангстером. Джойс с завязанными глазами доставляют на квартиру, где располагается Стейси и его банда. Гангстер заявляет, что не будет помогать Россу, который обманул его, пригласив на процесс журналистов. Джойс обвиняет его в эгоизме, ведь Росса уже пять месяцев держат в «дыре», а он до сих пор не предал Стейси и ждёт от него обещанной помощи. Она говорит, что Росс — честный, добрый и порядочный человек, который пострадал за то, что боролся с продажными политиками и жестокими полицейскими, и потому Стейси обязан ему помочь. Проводив Джойс, Стейси поручает своим подручным найти Шейка Эдвардса. Джойс приезжает к Армстронгу, подтверждая, что Росс участвовал в подготовке побега Стейси, однако никогда в этом не сознается. В обмен на эту информацию Армстронг разрешает ей свидание с Россом, который за пять месяцев в одиночке зачерствел и озлобился. Он заявляет Армстронгу, что посвятил свою карьеру борьбе с преступностью, и за это сам оказался обвиняемым. Начальник тюрьмы сообщает Россу, что благодаря информации Джойс ему дадут облегчение по режиму, а через два месяца передадут его в дело в Комиссию по условно-досрочному освобождению. Росс возвращается на работу в цех, где Пит мучает и издевается над ослабевшим заключённым Ласситером ( Луис Джин Хейдт ), который в конце концов теряет сознание и вскоре умирает в тюремном госпитале, что ещё больше усиливает ненависть заключённых к надзирателю. Комитет по условно-досрочному освобождению под председательством Грейса отказывает Россу в удо, из чего следует, что как минимум следующие пять лет Росс проведёт в тюрьме.

Тем временем Стейси находит Шейка Эдвардса, который во время жёсткого допроса признаётся, что действовал по указанию Хорька Карлайла, которого Хэнли спрятал в ту же тюрьму. Несмотря на уговоры Локхарта Стейси решает вернуться в тюрьму, чтобы разоблачить Карлайла и обеспечить Россу легальный выход на свободу. Стейси самостоятельно приходит в тюрьму, где его сразу же отправляют в «дыру». Тем временем в тюрьме группа близких ему заключённых готовит побег, который должен произойти два дня спустя. Получив в тюках хлопка оружие, заключённые убивают Пита и поднимают бунт, пытаясь вырваться на волю. Россу предлагают бежать вместе со всеми, однако он отказывается и уговаривает остальных остановиться, считая побег смертельно опасной авантюрой. Тем не менее, заключённые вырываются в коридор, и, взяв заложники начальника тюрьмы и нескольких надзирателей, освобождают Стейси из одиночки. В тюрьме объявляется тревога. Начальство вызывает на помощь подразделения Национальной гвардии, которые открывают по сбежавшим заключённм шквальный огонь из автоматов и пулемётов, а также забрасывают их газовыми гранатами. Стейси приказывает закрыть в одной из камер Армстронга и группу надсмотрщиков. Затем, приведя Хорька Карлайла, Стейси принуждает его на глазах Армстронга сознаться в том, что это он нанял Шейки Эдвардса, чтобы подставить Росса. Далее Хорёк сознаётся в том, что Хэнли и Грейс заплатили ему за убийство Росса. Получив признание, Стейси просит Росса не благодарить его, так как его спасла девушка, а не он. Чтобы Хорёк не смог изменить показания, Стейси вместе с ним выходит под огонь военных, и их мгновенно убивают. Во время боя убивают и многих других заключённых, которые участвовали в побеге. Когда в помещение к Россу врываются военные, он поднимает вверх руки. Вскоре газеты выходят с сенсационными заголовками, что губернатор Хэнли обвиняется в убийстве, в Грейс проходит по делу как его сообщник. Полностью оправданный Росс выходит на свободу, где его встречает Джойс. Они обнимают и целуют друг друга, после чего Росс жмёт руку Армстронгу, который передаёт ему подарок от Стейси — фото с подписью: «Россу, честному парню». Росс и Джойс вместе покидают тюрьму.

В ролях

История создания фильма

В 1938 году после приобретения прав на роман Джерома Одлама студия Warner Bros анонсировала, что главную роль в предстоящем фильме будет играть Джеймс Кэгни , а Эдвард Г. Робинсон рассматривался на роль второй звезды. Затем, по информации « Голливуд Репортер », Робинсона заменили на Джона Гарфилда , а в качестве режиссёра рассматривалась кандидатура Майкла Кёртиса . В конце концов, вместо Кёртиса в качестве режиссёра был назначен Уильям Кили , а Фред Макмюррей должен был заменить Гарфилда в роли репортёра, при этом Кэгни сыграл бы гангстера. После того, как кандидатура Макмюррея отпала, выбор пал на Джорджа Рафта . В соответствии с его амплуа Рафту отдали роль гангстера, а Кэгни в итоге стал репортёром. Это была первая картина Джорджа Рафта для студии Warner Bros. после завершения многолетнего контракта с Paramount .

Как написал историк кино Джей С. Стейнберг, Рафт был знаком с Кэгни с того времени, когда они оба были эстрадными танцорами, и в своё время Кэгни выторговал для него небольшую роль в фильме « » (1932). Кэгни всегда уважал Рафта как за его работу, так и за характер. Позднее Кэгни рассказывал биографу Дагу Уоррену: «Он был единственным по-настоящему крутым парнем, которого я знал в кинобизнесе. Он был действительно крут, даже не желая этого» . Как отмечает Стейнберг, «многое было известно о связях Рафта с крутыми парнями за пределами кино, и, возможно, благодаря этой его репутации фильм получился таким, каким мы его знаем сегодня». В частности, в биографии Рафта 1974 года её автор Льюис Яблонски описал случай, как на стадии пост-продашна актёр встречался с профсоюзным рэкетиром Уилли Биоффом, который вымогал выплаты с глав студий в обмен на предотвращение «несчастных случаев» на съёмочной площадке. По словам Биоффа, «студия не хотела платить, и мы собирались заняться Кэгни… Мы уже всё подготовили, чтобы уронить на него лампу». Однако Биоффа попросили остановиться, потому что в этой картине был Рафт. По словам Стейнберга, «в дальнейшем Рафт вместе со студиями и судами работал над тем, чтобы вычистить коррупцию из кинопрофсоюзов» .

Фильм стал одной из самых популярных и коммерчески успешных картин Warner Bros в 1939 году . Картина должна была принять участие в дебютном Каннском кинофестивале 1939 года , который был прерван и не состоялся в связи с началом Второй мировой войны .

Оценка фильма критикой

Критика восприняла фильм позитивно. Так, современный историк кино Крейг Батлер написал, что «фильм захватывает с самого начала и редко сдаёт свои позиции. Это неистовый, полный экшна и стрельбы „попкорновый“ фильм, который доставляет чистое наслаждение (если, конечно, у вас нет отвращения к фильмам такого рода). При этом в нём нет чего-либо особенно оригинального, это хорошо знакомая история про „невинного человека, которого бросили в тюрьму“». Однако, по мнению Батлера, «отсутствие оригинальности в сюжете, месте действия и персонажах превращается в сильную сторону картины в руках режиссёра Уильяма Кили , сценаристов и актёров. Фильм богат на сильные реплики и лаконичные шутки, которые идеально и без лишних слов раскрывают образы персонажей. Все сценарные заготовки срабатывают очень хорошо благодаря чёткой, но острой режиссуре Кили. Режиссёр пребывает в великолепной форме, насыщая каждую сцену максимальным воздействием, но при этом знает, когда надо приглушить драматизм, чтобы дать необходимую передышку». Как полагает киновед, «вся работа режиссёра свелась бы к нулю без Кэгни и Рафта , которые блистают на экране. Рафт был рождён играть крутых бандитов такого типа — циничных негодяев, которые в конце показывает свою добрую сторону, и хотя они не дотягивает до благородства, но останавливается от него не очень далеко». А Кэгни просто «наэлектризован, пробивая свой путь сквозь жёсткие сцены и красиво смягчая игру, когда сценарий предоставляет ему такую возможность хотя бы наполовину». В итоге, как пишет Батлер, режиссёр и две его звезды «превращают просто хороший фильм в по-настоящему запоминающийся» .

Как отметил Стейнберг, в начале 1930-х годов Кэгни впервые захватил умы кинозрителей с фильмом « Враг общества » (1931). Он и закрывает десятилетие, в котором господствовал, криминальной мелодрамой Warner Bros «Каждое утро я умираю» (1939), тюремной историей, которая была созвучна публике того времени. По словам киноведа, «многие сюжетные моменты ленты со временем устарели, а многие ходы казались невероятными уже тогда. Всё равно он держится на хорошем уровне, главным образом благодаря захватывающей игре своей звезды в роли несправедливо посаженного в тюрьму крутого парня, который ведёт изнурительную борьбу с безнадёжностью своего положения». Стейнберг также отмечает работу опытного режиссёра студии Уильяма Кили, который «передаёт историю в захватывающем темпе». Кроме того, по мнению критика, заслуживает быть отмеченной «хорошая работа знакомых актёров во второстепенных ролях, среди них Джордж Бэнкрофт в роли строгого начальника тюрьмы, который в конце концов покупается на искренность Росса, и Виктор Джори в роли марионетки в совете по помилованию. Актёры, составляющие колоритное сообщество воров, среди них Макси Розенблюм , Алан Бакстер и Луис Джин Хейдт , также хороши» .

Кинокритик Пол Бреннер назвал фильм «не более чем очередным примером тюремных фильмов 1930-х годов», отметив при этом, что благодаря «блестящей игре Кэгни и быстрой и жёсткой постановке Кили, фильм проносится с грохотом, подобно экспрессу» . Современный историк кино Деннис Шварц назвал картину «неправдоподобной, но доставляющей наслаждение рутинной криминальной драмой с участием Кэгни и Рафта». По его мнению, «этот фильм Warner Bros на социальную тематику сделан на сумбурный сценарий, с нечёткой моралью и нелепой кульминацией. Хотя трудно усомниться в искренности картины и энергичности постановки, и не восхититься зажигательной игрой Кэгни, однако всё равно фильм кажется слабоватым, несмотря на все его достоинства» .

Примечания

  1. (англ.) . American Film Institute. Дата обращения: 16 апреля 2018. 7 июня 2022 года.
  2. Jay S. Steinberg. (англ.) . Turner Classic Movies. Дата обращения: 14 апреля 2018. 12 января 2019 года.
  3. (англ.) . Variety (3 января 1940). Дата обращения: 16 апреля 2018.
  4. Дунаевский А. Каннский кинофестиваль 1939—2010. — М. : Амфора, 2010. — С. 141—143. — 688 с. — (Дом кино). — ISBN 978-5-367-01340-5 .
  5. Craig Butler. (англ.) . AllMovie. Дата обращения: 16 апреля 2018. 3 апреля 2019 года.
  6. Paul Brenner. (англ.) . AllMovie. Дата обращения: 16 апреля 2018. 20 июня 2017 года.
  7. Dennis Schwartz. (англ.) . Ozus' World Movie Reviews (21 ноября 2005). Дата обращения: 25 ноября 2019. 1 декабря 2020 года.

Ссылки

Источник —

Same as Каждое утро я умираю