Молчание моря (фильм, 1947)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Вне подозрений» ( англ. The Unsuspected ) — американский фильм нуар режиссёра Майкла Кёртиса , вышедший на экраны в 1947 году .
Фильм поставлен по одноимённому роману американской детективной писательницы . По её романам поставлены такие известные криминальные драмы, как « » (1952) и « » (1952), а также фильмы Клода Шаброля « Разрыв » (1970) и « Спасибо за шоколад » (2000).
Фильм имеет некоторые сюжетные сходства с фильмом нуар « Лора » Отто Премингера : его действие также происходит в элегантной и богатой нью-йоркской среде, центральный персонаж также является изысканным представителем журналистской элиты, большое внимание уделяется портрету героини, которую в начале фильма считают погибшей, однако позднее она неожиданно оказывается живой .
Тёмным вечером в кабинете роскошной усадьбы в пригороде Нью-Йорка за рабочим столом сидит секретарша Розалин Райт. Раздаётся телефонный звонок, молодая красавица Алтея Кин ( Одри Тоттер ) звонит Розалин из ресторана, чтобы узнать, стоит ли ожидать прихода мужа. Розалин берёт трубку, в этот момент в дверях появляется мужчина в пальто и шляпе, лица его не видно. Розалин издаёт душераздирающий крик…
Эта сцена произошла в доме популярного радиоведущего Виктора Грэндисона ( Клод Рейнс ), элегантного мужчины в возрасте с мягким, ласкающим слух низким голосом, который регулярно выступает в эфире, рассказывая криминальные истории из реальной жизни. Полиция обнаруживает, что Розалин, которая была секретарём Грэндисона, повешена и предполагает, что речь идёт о самоубийстве.
Вскоре в честь дня рождения Грэндисона, Алтея, его племянница, устраивает в его доме большую вечеринку. В ходе вечеринки выясняется, что искушённая в любовных играх Алтея не так давно вышла замуж за художника Оливера Кина ( ), который был помолвлен с другой племянницей Грэндисона, Матильдой ( Джоан Колфилд ). Чтобы как-то справиться с горем, Матильда отправилась в зарубежное путешествие, во время которого её корабль затонул, после чего Матильда считается погибшей.
Неожиданно на вечеринку прибывает Стивен Френсис Ховард ( ), который утверждает, что женился на Матильде за три дня до её отправления в путешествие. Когда домой возвращается Виктор вместе со своим саркастическим администратором Джейн Мойнихэн ( Констанс Беннетт ), он потрясён известием о том, что Матильда замужем. Как выясняется, именно Матильда является богатой владелицей дома и состояния, которые она унаследовала от отца, и которым управляет Виктор в качестве её опекуна. Как раз к этому времени вопрос о наследстве уже практически решён в пользу Виктора, и наличие мужа не вписывается в его планы. Стивен говорит Виктору, что он ничего не знает о деньгах Матильды, и они его мало интересуют, так как он сам достаточно богатый человек. Он просит лишь отдать ему на память написанный Оливером портрет Матильды. Виктор приглашает Стивена пожить в его доме, и одновременно тайно просит шефа отдела убийств местной полиции Ричарда Донована ( Фред Кларк ) проверить Стивена, справедливо подозревая, что Стивен не тот, за кого себя выдаёт.
Неожиданно Виктор получает телеграмму от Матильды, которая, как выясняется, была спасена бразильскими рыбаками, после чего попала в больницу и в течение нескольких недель не могла выйти на связь. Она сообщает, что на следующий день прилетает самолётом в Нью-Йорк. Стивен убеждает Виктора, что будет лучше, если он один встретит Матильду в аэропорту. При встрече Матильда не узнаёт Стивена и говорит, что ничего не помнит об их браке. В качестве доказательства Стивен везёт Матильду к судье, который подтверждает, что оформил их брак. Её забывчивость Стивен списывает на амнезию в результате катастрофы.
Матильда приезжает домой и входит в свою комнату, которую уже заняла Алтея. Между двоюродными сёстрами происходит неприятный разговор, в ходе которого не имеющая собственных средств к существованию Алтея говорит, что ненавидит Матильду и увела Оливера исключительно из желания навредить своей богатой и удачливой сестре.
Когда Стивен уезжает в город, Виктор обыскивает его вещи, находя в его портмоне фотографию Розалин. Тем временем, Стивен тайно встречается с Джейн, которая, как и он, убеждена в том, что Розалин была убита. Она передаёт ему письмо, которое указывает на возможную связь Виктора с её убийством. Стивен в свою очередь показывает письмо Доновану, настаивая, чтобы тот продолжил выяснение обстоятельств смерти Розалин и проверил алиби Грэндисона.
Вечером Алтея приходит в гостевой домик к Стивену и пытается соблазнить его, однако Стивен не поддаётся на её уловки. Изрядно выпив вина, Алтея сознаётся Стивену, что разговаривала с Розалин по телефону как раз в тот момент, когда её кто-то пытался убить, и она слышала её крик. Олтея не сомневается в том, что убийцей Розалин является Виктор (Виктор подслушал этот разговор через приоткрытую дверь).
Через некоторое время в доме происходит частично спровоцированная Виктором ссора между Алтеей и Оливером, в ходе которой Оливер грозится убить Алтею. Виктор записывает эту сцену на грампластинку, а затем выходит к паре, советует Оливеру на некоторое время уехать из дома, а Алтею приглашает в свой кабинет. Виктор признаётся Алтее, что действительно убил Розалин, когда она узнала, что он использовал в своих интересах наследство Матильды, после чего убивает Алтею из пистолета, записывая выстрел на грампластинку. Затем Виктор выходит в гараж и перерезает тормозной шланг в машине Оливера. Провожая Оливера к машине, он незаметно кладёт в его карман небольшой пистолет, из которого только что застрелил Алтею. На извилистом горном шоссе машина Оливера теряет управление, вылетает с дороги и взрывается, а сам Оливер гибнет.
Виктор соединяет запись угроз Оливера со звуком выстрела таким образом, чтобы это звучало так, как будто Оливер стрелял в Алтею. Затем он включает запись на полную громкость и даёт её услышать Матильде и Стивену. Услышав запись, они прибегают в кабинет и видят застреленную Алтею и отъезжающую машину Оливера. Через некоторое время полиция подтверждает, что Алтея была застрелена из пистолета, найденного в кармане Оливера.
Тем временем Джейн приглашает Матильду в городской ресторан, где устраивает ей тайную встречу со Стивеном. Стивен извиняется перед Матильдой за то, что обманул её насчёт их брака. В действительности он был помолвлен с Розалин, и убеждён, что она не могла покончить жизнь самоубийством. Стивен выдал себя за мужа Матильды с единственной целью проникнуть в дом Грэндисона и разобраться во всём изнутри, так иного способа докопаться до истины у него не было. Стивен предупреждает, что убийцей мог быть Грэндисон, и что Матильде тоже грозит опасность, однако она продолжает считать Виктора верным и заботливым другом и отказывается в это поверить.
Матильда приходит к Виктору, который замечает, что она влюблена в Стивена. Под предлогом того, что Джейн не смогла выйти на работу, Виктор просит Матильду записать диктуемый им текст для очередной радиопрограммы. В действительности Виктор рассчитывает использовать написанный Матильдой текст как её предсмертную записку, с помощью которой хочет скрыть её убийство. Стивен тем временем проникает в кабинет Виктора и находит там пластинки, доказывающие, что Виктор подстроил всю сцену убийства Алтеи Оливером. Стивен звонит в полицию, однако в момент разговора с Донованом связь прерывается. Заметив Стивена с пластинками, Виктор прервал связь, а сам вызвал некоего Пресса, непойманного убийцу, против которого у Виктора имеются улики, и путём шантажа приказал ему вывезти Стивена из дома и уничтожить его. Быстро прибывший Пресс наносит Стивену мощный удар дубинкой по голове, укладывает его тело в сундук, ставит его в свой грузовичок и мгновенно уезжает, однако сцену погрузки видит Матильда.
Тем временем, Виктор возвращается к Матильде, и, как будто бы желая успокоить её, даёт ей бокал предварительно отравленного шампанского. Немного выпив, Матильда быстро погружается в дрёму, а Виктор кладет перед ней пузырёк с таблетками, «предсмертную записку», и, не теряя времени, уезжает в город, чтобы не опоздать на запись очередной радиопрограммы. Встревоженный прерванным разговором со Стивеном, Донован решает лично приехать в дом Грэндисона. Он появляется как раз вовремя, чтобы оказать первую помощь Матильде. Когда она приходит в себя, то понимает, что виновником всех убийств был Виктор, и догадывается, куда мог исчезнуть Стивен. С её помощью полиция объявляет в розыск грузовичок Пресса. Донован и Матильда отправляются в погоню и настигают его на городской свалке, когда сундук с телом Стивена уже захвачен экскаватором, готовым бросить его в огонь. С помощью подоспевшей полиции они арестовывают Пресса и в последний момент спасают Стивена. После этого все вместе направляются в радиостудию, где Грэндисон уже начал свою программу. Увидев живых Матильду и Стивена, а также Донована с отрядом полиции, Грэндисон отказывается от заготовленного текста и сообщает, что в своей последней программе расскажет о собственных преступлениях…
Майкл Кёртис известен как один из самых плодовитых голливудских режиссёров 1930-50-х годов. К его лучшим работам в детективно-криминальном жанре относятся картины « Ангелы с грязными лицами » (1938), « Касабланка » (1942) и « Милдред Пирс » (1946).
Сыгравший главную роль Клод Рейнс известен по хоррор-фильмам « Человек-невидимка » (1933) и « Человек-волк » (1941), по « Касабланке » (1942) и « Дурной славе » (1946) Альфреда Хичкока . Другая звезда фильма, Одри Тоттер , была одной из самых востребованных актрис жанра нуар , сыграв в таких фильмах, как « Почтальон всегда звонит дважды » (1946), « Высокая стена » (1947), « Леди в озере » (1947) « Подстава » (1949), « Напряжённость » (1949), « Под прицелом » (1951) и других.
Кинокритик « Нью-Йорк таймс » Босли Кроутер после выхода фильма на экраны написал: «Есть серьёзные основания подозревать, что люди, которые делали фильм „Вне подозрений“, полагали, что они создают ещё одну „ Лору “, популярный детектив, вышедший несколько лет назад… Однако после стремительной волны возбуждения, вызванной преступлением в самом начале, он несёт мало заслуживающего внимания сходства с предыдущей великолепной работой в этом стиле. Скорее, по ходу развития действия он всё более начинает напоминать второсортную мелодраму, на которую было затрачено слишком много денег и слишком много актёров… Взяв бодрый старт, он начинает давать протечки, расходиться по швам, и в целом тонет в сумбуре очевидных ухищрений и штампов… Клод Рейнс занимателен в роли модного радиовампира, а , новый молодой актёр, хорошо выглядит в роли парня, который „раскалывает“ это дело. Однако, остальные исполнители — Джоан Колфилд , Одри Тоттер , , Констанс Беннетт и полдюжины остальных — столь же искусственны, как и сюжет» .
Журнал TimeOut написал о фильме следующее: «Основанный на великолепном романе , фильм существенно ослаблен тем обстоятельством, что его замысловатый сюжет отчасти искажён. Но вряд ли это имеет значение, так как Кёртис оборачивает имеющийся материал в великолепную демонстрацию экспрессионистских эффектов, включая кадр, в котором умирающая от отравления девушка показана сквозь пузырьки в бокале шампанского, а в другом случае не желающий идти на преступление киллер погружён в тяжкие размышления в своём потрёпанном гостиничном номере в то время, как в окне видны буквы вспыхивающей неоновой вывески, образующей слово KILL (Убей)» .
В 2005 году кинокритик Деннис Шварц назвал фильм «бросающим в дрожь нуаровым триллером с историей из цикла „девица в беде“, очень похожим на превосходящую её „ Лору “ Отто Премингера , который поставлен в великолепном экспрессионистском стиле Майклом Кёртисом („ Касабланка “)… Фильм, правда, начинает вязнуть, когда не использует в полной мере замысловатый сюжет автора, и становится слишком путаным, чтобы быть убедительным. Но это компенсируется выразительной угрожающей и мрачной игрой Клода Рейнса … Если не обращать внимание на дыры в сюжете, это будет твёрдо стоящий на земле, хорошо сыгранный и очаровательно рассказанный, стильный фильм нуар . Впечатление от фильма ещё более усиливается благодаря тёмной и чёткой операторской работе „Вуди“ Бределла» .