Призма Николя
- 1 year ago
- 0
- 0
Николя Шедевиль ( фр. Nicolas Chédeville ; 20 февраля 1705 , — 6 августа 1782 , Париж ) — французский музыкант, композитор, изготовитель музыкальных инструментов и педагог, представитель семейства Шедевилей.
Родился в семье Пьера Шедевиля — земледельца и торговца. Два старших брата Николя — Пьер и Эпри-Филипп — стали музыкантами . Самого Николя, по-видимому, обучал музыке и ремеслу изготовления музыкальных инструментов его двоюродный дед Луи Оттетерр, и в начале 1720-х годов тот поступил на службу в оркестр Парижской оперы как гобоист и исполнитель на мюзете . В ноябре 1725 года он унаследовал место в придворном ансамбле гобоистов, которое до него занимали Жан Оттетерр и Эпри-Филипп Шедевиль (это назначение носило характер временного до смерти Оттетерра в 1732 году, после чего Шедевиль стал постоянным обладателем места ).
Со временем приобрёл высокую репутацию как преподаватель игры на мюзете, обучая членов самых родовитых семейств Франции, в том числе примерно с 1750 года — принцессу Викторию , которой посвятил сочинение Les Impromptus de Fontainebleau . Другой ученицей Шедевиля была мадемуазель де Божоле, принцесса Орлеанская . Композитор собирался посвятить ей один из первых сборников своих произведений, но юная аристократка скончалась до выхода сборника, и вместо посвящения автор ограничился размещением в книге её герба . Получил официальный титул учителя мюзета принцесс Франции . Среди мужчин-учеников был герцог д’Омон , первые уроки мюзета получивший от Шедевиля, по всей видимости, в ходе Рейнской кампании .
Был также известен как мастер по изготовлению мюзетов; современная Шедевилю литература приписывает ему расширение нижней границы диапазона инструмента — согласно газетной публикации 1733 года, до ноты «до» контроктавы . Тот же источник сообщает, что Шедевиль изменил расположение клапанов на малой трубке мюзета, облегчив их использование . Вместе с Эпри-Филиппом они также создавали волынки и шалюмо .
Расстался с местом в оркестре оперы в 1848 году с пенсией в 600 ливров , хотя по приглашению играл в нём партию мюзета и позже. В королевском ансамбле гобоев официально состоял до самой смерти в 1782 году, хотя, видимо, на службе появлялся в последний раз не позднее 1780 года, когда Делаборд ошибочно сообщил о смерти Шедевиля .
Основным инструментом, для которого сочинял музыку Николя Шедевиль, был мюзет , но, учитывая рост популярности колёсной лиры , композитор многие свои произведения составлял так, что они могли исполняться на любом из этих инструментов, а также на гобое и флейте. Учитывая характер инструментов, для которых писал музыку Шедевиль, большинство его произведений непродолжительны, и каждый его сборник содержит значительное количество сочинений .
Свои первые произведения для мюзета и колёсной лиры опубликовал под названием Amusements champêtres и авторским псевдонимом Chedeville le jeune в 1829 году. Это же название сохранили и следующие два сборника Шедевиля — более ранний вышел под тем же псевдонимом, а последний под псевдонимом Chedeville le cadet . Музыка в первых двух сборниках Николя Шедевиля напоминает ранние «Симфонии» его старшего брата Эпри-Филиппа, но уже с опуса 3 его произведения становятся более значительными и технически сложными. Особняком в творчестве композитора стоит его опус 6, созданный под влиянием военной кампании, в которой он сопровождал принца Конти . В этой работе отдельные части озаглавлены в честь конкретных сражений, а в музыке, согласно посвящению, предваряющему сборник, Шедевиль пытался передать «воинственные образы». Две подборки произведений, опус 9 и опус 14, композитор посвятил своим ученикам. В этих сборниках пьесы не собраны в сюиты или сонаты , а сложность каждой отдельной пьесы в опусе 9, по-видимому, подобрана в соответствии с исполнительским мастерством конкретного ученика .
В 1737 году издатель Жан-Ноэль Маршан выпустил музыкальный сборник Il pastor fido , автором которого значился Антонио Вивальди . Однако спустя 11 лет Маршан публично признался, что на самом деле музыка в Il pastor fido написана Николя Шедевилем, но по договорённости с автором издана под другим именем. Шедевиль оплатил издание нот и получал отчисления от их продаж. В каталогах этот сборник значится как опус 13 Шедевиля. Музыковед Филипп Лека предполагает, что, скрываясь за именем великого современника, французский композитор пытался добавить популярности своему любимому инструменту — мюзету, для которого написан Il pastor fido . В целом в этот период Шедевиль проявлял заметный интерес к музыке итальянских мастеров: так, в 1739 году он получил привилегию на издание собственных аранжировок для флейты, колёсной лиры и мюзета концертов и сонат итальянских композиторов. Этот сборник, Le printems, ou Les saisons amusantes , включает переработки произведений в общей сложности десяти итальянских авторов, включая «Весну» из « Времён года » Вивальди, а также Кванца и . Итальянское влияние ощущается и в опусе 7 Шедевиля — единственной в наследии композитора подборке произведений для поперечной флейты, гобоя или скрипки; эту работу отличает большее богатство тональностей, чем в обычных для Шедевиля произведениях для мюзета .