Interested Article - Кларк, Лижия
- 2021-04-18
- 1
Лижия Кларк ( порт. Lygia Clark , настоящее имя Lygia Pimentel Lins ; ( 1920 — 1988 ) — бразильская художница и скульптор, широко известная своими живописными и инсталляционными работами.
Вместе с Гертрудой Гольдшмидт и , стали самыми известными южноамериканскими художницами второй половины XX века .
Биография
Родилась 23 октября 1920 года в Белу-Оризонти в семье юристов: её отец — Джейр Перейра Линс ( Jair Pereira Lins ) был адвокатом и сыном министра Верховного суда, а мать — Рут Мендес Пиментел ( Ruth Mendes Pimentel ) была дочерью адвоката. Лижия была третьим ребёнком в семье, где ещё росли Мария Беатрис, Соня и Франциско.
В 1947 году переехала в Рио-де-Жанейро , чтобы учиться у бразильского ландшафтного архитектора Роберту Бурле Маркса и скульптора Зелии Салгаду , решив стать художницей. В 1950 году Лижия отправилась в Париж , где училась у Арпада Сенеша , Исаака Добринского и Фернана Леже . После своей первой персональной выставки в Институте эндопластики ( Institut Endoplastique ) в Париже в 1952 году, художница вернулась в Рио-де-Жанейро и экспонировалась в Министерстве образования и культуры Бразилии .
Лижия Кларк была одной из основательниц группы , которая была создана в 1954 году. Посвятив себя изучению пространства, она присоединилась к художникам Элио Ойтисикe , , , , и другим. В 1957 году она приняла участие в первой выставке National Concrete Art Exhibition в Рио-де-Жанейро. Была участницей «Superfícies Moduladas, 1952-57» и «Planos em Superfície Modulada, 1956-58». Принимала также участие со своей работой Composições в Венецианской биеннале в 1954 году и повторно в 1968 году. В 1961 году она получила награду как лучший скульптор на международной биеннале искусства в Сан-Паулу . Создавала инсталляции и работала с боди-артом .
В 1959 году она присоединилась к экспозиции I Exposição de Arte Neoconcreta , подписавшись под манифестом «Manifesto Neoconcreto» вместе с , Феррейрой Гулларом , , Лижией Папе , и Теоном Спанудисом ( Theon Spanudis ).
Посвятив себя в первое десятилетие своей карьеры живописи и скульптуре, после 1966 года Лижия Кларк заявила, что отказалась от искусства. В начале 1970-х она преподавала искусство в Сорбонне . В течение последующего времени Кларк также исследовала идею сенсорного восприятия через её искусство. С 1979 по 1988 год она всё больше двигалась в сторону арт-терапии, чем создавал новые произведения, используя свою арт-терапию для лечения пациентов с психотическими расстройствами (психоз). С начала 1980-х годов Лижия Кларк постепенно замедляла темпы своей деятельности. В 1983 году ограниченным тиражом была издана её книга «Livro Obra» , в которой рассказывается об эволюции работ художницы от её самых ранних творений до конечной неоконкретной фазы. В 1977 году Кларк вернулась в Рио-де-Жанейро, где умерла от сердечного приступа в собственном доме 25 апреля 1988 года.
В 1986 году в была проведена выставка IX Salão de Artes Plásticas со специальной экспозицией, посвященной Элио Ойтисика и Лижии Кларк. Выставка стала единственной крупной ретроспективой, посвященной Лижии Кларк при её жизни.
23 октября 2015 года Google запустила дудл в честь празднования 95-летия художницы, на котором логотип Google был стилизован под её работу «Bichos» .
В апреле 2018 года на канале «Радиокультура» совместно с Музеем современного искусства «Гараж» вышла программа «Лижия Кларк. Мобильные конструкции».
Личная жизнь
Лижия Кларк в 18 лет вышла замуж за инженера Алуисио Кларка Рибейру ( Aluísio Clark Ribeiro ) и приняла его фамилию. . У них было трое детей — Альваро, Эдуардо и Элизабет.
Рекорды продаж
В мае 2013 года работа Лижии Кларк « » , была продана за 4,5 миллиона реалов на аукционе в Нью-Йорке , став самой дорогой бразильской работой, проданной на аукционе.
В августе этого же года её работа « » была продана на аукционе Bolsa de Arte de São Paulo за 5,3 миллиона реалов , став тем самым дорогим произведением искусства, когда-либо проданным в Бразилии на тот момент времени.
В 2015 году Кларк потеряла пальму первенства после продажи картины «Vaso de Flores» за 5,7 миллиона реалов.
На аукционе Sotheby's в 2014 году алюминиевая складная скульптура Кларк Bicho-Em-Si-Md (No. IV) (1960 год) была продана за 1,2 миллиона долларов, что вдвое превысило её стартовую цену.
Библиография
- Guy Brett . «The Proposal of Lygia Clark». In: Catherine de Zegher (ed.), Inside the Visible. The Institute of Contemporary Art, Boston & MIT Press, 1996.
См. также
Примечания
- (нидерл.)
- (англ.) — 2008.
- ↑ — 2003.
- Lygia Clark // (порт.) — São Paulo: , 2001. — ISBN 978-85-7979-060-7
- Carvalho D., Sales J. Lygia Clark // (англ.) // / — Oxford, Basingstoke, New York City: OUP , 2017. — ISBN 978-1-884446-05-4 —
- (англ.)
- ↑ . Дата обращения: 28 августа 2019. 28 августа 2019 года.
- . Дата обращения: 28 августа 2019. 28 августа 2019 года.
- . Дата обращения: 28 августа 2019. 9 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 28 августа 2019. 21 августа 2019 года.
- Ken Johnson (May 2, 2014), от 28 августа 2019 на Wayback Machine New York Times .
- . Дата обращения: 28 августа 2019. 28 августа 2019 года.
- . Дата обращения: 28 августа 2019. 28 августа 2019 года.
- . Дата обращения: 28 августа 2019. 28 августа 2019 года.
- ↑ Revista Veja (agosto de 2013)
- от 27 сентября 2016 на Wayback Machine Blouinartinfo
- от 28 августа 2019 на Wayback Machine Jornal Estadão
- Laurie Rojas (May 29, 2014), 7 июня 2014 года. The Art Newspaper .
Ссылки
- от 28 августа 2019 на Wayback Machine
- от 12 сентября 2019 на Wayback Machine
- от 28 августа 2019 на Wayback Machine
- 2021-04-18
- 1