Возвращение (фильм, 2006)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Летучий шотландец» ( англ. The Flying Scotsman ) — британский фильм-драма 2006 года, основанный на биографии шотландского велосипедиста-любителя Грэма Обри . Фильм охватывает период жизни Обри, когда он установил, потерял и снова установил мировой рекорд часовой езды . Режиссёр фильма — Дуглас Макиннон . В роли Обри снялся Джонни Ли Миллер .
Грэм Обри (Джонни Ли Миллер), страдающий от тяжелого биполярного расстройства , едет на велосипеде в лес, чтобы совершить самоубийство. Воспоминания о детстве показывают, что будущий спортсмен подвергся в школе физическому насилию со стороны других учеников, что нанесло ему серьёзную психологическую травму. Однажды родители дарят Обри велосипед, и зрители видят, как Обри благодаря ему спасается от хулиганов.
Взрослый Обри женат, имеет ребёнка. Помимо участия в местных гонках, он владеет не приносящим дохода веломагазином и вынужден пополнять семейный бюджет, работая курьером. Бакстер ( Брайан Кокс ), владелец лодочной мастерской и священник (о чём Обри не знает), дружит с атеистом Обри.
Обри решает побить часовой рекорд езды на велосипеде — преодолеть максимальное расстояние в течение часа. У него нет ни финансирования, ни велосипеда нужного качества. Но преисполненный решимости добиться успеха, он создает из металлолома и деталей стиральной машины Old Faithful , велосипед собственной конструкции, максимально заточенный под гонку. С помощью друга и менеджера Малки Макговерна ( Билли Бойд ) Обри планирует побить мировой рекорд на треке в Норвегии. Первая попытка оказалась неудачной, но следующим утром его ждёт успех. Победа оказывается недолговечной: неделю спустя устанавливает новый рекорд. Международный союз велосипедистов (UCI) тем временем изменяет правила, чтобы не позволить Обри использовать свой экспериментальный велосипед.
В ночь после своей рекордного заезда Обри находится в тяжелой депрессии. Она усугубляется, когда Бордман побивет рекорд Обри. Столкнувшись в баре с хулиганами, которые преследовали его в школе, он полностью замыкается в себе и редко выходит из дома. Бакстер пытается дать ему совет, но Обри чувствует себя преданным, когда узнаёт, что друг является пастором местной церкви.
Обри успевает восстановиться к чемпионату мира 1993 года для участия в индивидуальной гонке преследования , в которой он снова использует велосипед собственной конструкции. Официальные лица UCI строго следуют новому постановлению и наказывают Обри за неправильную посадку, обусловленную конструкцией велосипеда. Физические и эмоциональные нагрузки берут своё, и спортсмен падает, ломая руку.
Сюжет возвращается к началу фильма. Верёвка, которую использует Обри, чтобы повеситься, рвётся. Его находит другой велосипедист, который вызывает полицию. Обри сначала сопротивляется лечению, но Бакстер рассказывает ему о жене, которая также страдала биполярным расстройством и в конечном итоге покончила с собой. По просьбе Обри его жена Энн ( Лора Фрейзер ), медсестра, соглашается помочь ему начать лечение.
Обри возвращается в спорт и выигрывает титул чемпиона мира. Он использует велосипед новой конструкции, предназначенный для посадки «Супермен», придуманной на замену запрещённой ранее. Позже и эта посадка запрещена UCI после того, как восемь гонщиков выиграли с ней золотые медали.
Работу над «Летучим шотландцем» сценарист Саймон Роуз начал в 1994 году . Вместе с продюсером фильма « Роб Рой » Питером Броуганом и шотландским режиссёром Дугласом Маккинноном Роуз создал сценарий на основе автобиографии Обри под одноимённым названием. Однако фильм как будто преследовал злой рок, и его производство несколько раз отменялось.
В 2002 году из-за смерти ключевого американского инвестора проект был заморожен всего за несколько дней до запланированных съёмок . Совет Восточного Эршира , который первоначально выделил 5000 фунтов стерлингов финансирование, отказался предоставить дополнительные деньги, заявив, что не в нём пользы обществу . Продюсер Броуган назвал это решение «позором». Потребовалось три года, чтобы проект вернулся к исполнению. К Броугану присоединилась продюсер Дамита Никапота, которая заручилась финансированием подготовки к производству со стороны Freewheel Productions . Питер Броуган пытался уволить режиссёра Дугласа Маккиннона, но Дамита Никапота этого не допустила .
Съёмки начались 7 июля 2006 года и продолжались до 4 сентября 2006 года . Фильм снимался в основном в Голстоне ( Шотландия ), а виды Восточного Эршира , Глазго и велотреки Германии изображали Колумбию , Францию и Норвегию .
Фильм открыл 60-й Эдинбургский кинофестиваль 14 августа 2006 года , а позже получил дату выхода в широкий прокат Великобритании — 29 июня 2007 года. Первая общенациональная премьера "Летучего шотландца» состоялась в Новой Зеландии 26 апреля 2007 года , где фильм достиг второго места по кассовым сборам и оставался в Топ-8 в течение первых семи недель после выхода на экраны. Metro-Goldwyn Mayer купила права на прокат фильма в Соединенных Штатах , где он впервые был показан 29 декабря 2006 года , а ограниченный прокат начался 4 мая 2007 года .
Сайт Rotten Tomatoes даёт фильму оценку 49 % на основе 53 обзоров. Вывод гласит: «Слишком быстрый темп фильма принижает масштабы достижений велосипедиста Грэма Обри, при этом не раскрывая, что им движет» .
Фильм получил неоднозначные отзывы во всем мире, причем большая часть похвалы досталась на долю Джонни Ли Миллера в главной роли. Рассел Бейли, рецензент New Zealand Herald , оценил фильм в четыре звезды, отметив, что он «цепляющий, впечатляющий и вдохновляющий» . Джон Дейли-Пиплз из National Business Review также похвалил фильм, назвав его «захватывающим и трогательным» . Билл Цвекер из Chicago Sun-Times написал, что «смятение и победа встречаются в замечательном „Шотландце“» . Цвекер также описал актёрское мастерство Миллера как «откровение». Том Кио из Seattle Times также похвалил Миллера за игру, назвав его «чрезвычайно симпатичным и привлекательным» в роли Обри . Он также высоко оценил «потрясающий актёрский состав второго плана», выделив Брайана Кокса.
Британский журнал Total Film дал фильму достаточно негативную оценку. В рецензии говорится, что ловушка депрессии Обри и «традиционная для британского кино фурнитура» (верная жена, сельские пейзажи, неуклюже-комичная помощь) получились плоскими, «уменьшая, а не повышая значимость достижений героя» . The Guardian также поставила под сомнение сочетаемость комедийных аспектов фильма с проблемным состоянием главного героя. Обри показан в фильме как «непроницаемая и несимпатичная фигура» — писал рецензент Питер Брэдшоу, одновременно называя попытки побить рекорды «странно антикульминационными и бессмысленными» .