Interested Article - Хадис аль-киса

Хадис аль-киса — один из хадисов , играющих основополагающую роль в обосновании вероучения шиитского ислама . Этот хадис содержит в себе комментарий к аяту Татхир и приводится не только в шиитских книгах, но и во многих суннитских сборниках. А именно, хадис содержит в себе комментарий относительно того, кто имеется в виду под «очищенными всецело» в аяте Татхир, и указывает, что под таковыми подразумеваются Ахл аль-Бейт .

Текст хадиса

Данный хадис приводится от нескольких жён пророка Мухаммада — от Сафии , от Умм Саламы и от ‘Аиши .

Согласно хадису аль-киса, чувствуя, что к нему снисходит Откровение, пророк Мухаммад повелел позвать к нему Ахл аль-Бейт. И когда пришли Али ибн Абу Талиб , Фатима , Хасан и Хусейн , пророк Мухаммад накрыл их своей собственной чёрной накидкой ( аль-киса ) и, обращаясь к Аллаху, сказал: «О, Аллах! Они — моё семейство! Благослови Мухаммада и род Мухаммада!», после чего был ниспослана следующая часть тридцать третьего аята суры « Аль-Ахзаб »:

Аллах желает только охранить вас от скверны, о члены дома [Пророка], очистить вас всецело» (33:33) .

Самая полная версия данного хадиса приводится у в тафсире «Дурр аль-мансур», этот известный экзегет возводит хадис к Умм Саламе, со слов которой передаётся следующее:

Аят Татхир был ниспослан в моём доме. В доме было семеро: Джибрил, Микаил, Посланник Аллаха, Фатима, Али, Хасан, Хусейн. Я спросила: “О, Посланник Аллаха, разве я не из Ахл аль-Бейт?” Посланник Аллаха сказал: “Ты будь на своем месте, и ты одна из жён Пророка” .

В другой версии хадиса пророк Мухаммад ответил:

Ты в добре, но они – моё семейство .

Значение понятия «киса»

Слово «Киса» с арабского переводится как «платье», «одежда». Оно является однокоренным с термином « кисва » — так называют священное покрывало, надеваемое на Каабу .

Вполне вероятно, что покрытие своим одеянием Ахл аль-Бейт имеет ярко выраженное метафорическое значение: пророчество словно служит «одеждой» и «покровом» для имамата и вилаята , в шиитском вероучении составляющего внутреннюю эзотерическую сущность ислама, покрытую экзотерической оболочкой законодательного пророчества ( нубувват ат-ташри ).

Сборники, содержащие в себе хадис аль-киса

Хадис аль-киса в незначительных вариациях и от разных передатчиков приводится как в шиитских, так и в суннитских сводах хадисов.

Шиитские сборники

Суннитские сборники

Примечания

  1. Алмат Абсаликов. Истинность шиизма. Кум, «Ансариан», 2005, стр. 157—169.
  2. Там же, стр. 157—159.
  3. Коран, перевод М.-Н. Османова, сура 33, аят 33.
  4. Там же, стр. 159-160.
  5. Там же, стр. 160; Аль-Хаким, «Мустадрак», том 2, стр. 416.
  6. Х. К. Баранов. Арабско-русский словарь, под редакцией В. А. Костина, издание третье, Москва, 2007, стр. 689.
  7. (неопр.) . Дата обращения: 5 мая 2015. 4 марта 2016 года.

Литература

  • Алмат Абсаликов. Истинность шиизма. Кум, «Ансариан», 2005.
  • Коран, перевод М.-Н. Османова.
  • Х. К. Баранов. Арабско-русский словарь, под редакцией В. А. Костина, издание третье, Москва, 2007

Same as Хадис аль-киса