Обсессивно-компульсивное расстройство
- 1 year ago
- 0
- 0
Диссоциати́вное расстро́йство иденти́чности ( ДРИ ; также используется диагноз расстройство множественной личности ; иногда в широкой культуре упоминается как раздвоение личности ) — психическое расстройство из группы диссоциативных расстройств , при котором идентичность человека не является целой и складывается впечатление, что в теле одного человека существует несколько разных личностей (или, в другой терминологии, эго-состояний или альтеров ). Идентичность может быть разделена на две и более части. При этом в определённые моменты в человеке происходит «переключение» — одна часть идентичности сменяет другую. Помимо «переключений» может быть и «пассивное влияние» (passive influence), при котором часть идентичности не берёт на себя исполнительный контроль, но так или иначе вмешивается в функционирование . Примерами могут служить голос ребёнка в голове, возникшие как бы из ниоткуда и не воспринимающиеся как свои мысли, говорение о вещах, которые человек не помнит или же не хотел говорить . Эти части идентичности могут иметь разный пол , возраст , национальность , характер , умственные способности , мировоззрение , по-разному реагировать на одни и те же ситуации . Части идентичности могут как делиться, так и не делиться воспоминаниями . В первом случае одна часть идентичности будет полностью или частично помнить, что помнит другая, во втором же случае — наоборот.
До недавнего времени считалось относительно редким расстройством, однако современные исследования показали , что данное расстройство встречается с частотой от 1 % до 3 % среди всей популяции, и диагностируется среди 5 % пациентов, попавших на стационарное лечение по вопросу психологического здоровья.
Ранее, из-за недостатка диагностических инструментов существование диссоциативного расстройства идентичности долгое время ставилось под сомнение. С 2000-х годов диссоциативные расстройства подтверждены результатами исследованиями fMRI. Установлено , что изменения активности мозга больного, связанные с переходом из одного эго-состояния в другое, не может повторить ни обычный человек, ни специально обученный актёр.
Причинами этого расстройства могут служить тяжёлые эмоциональные травмы в раннем детстве, повторяющееся экстремальное физическое, сексуальное или эмоциональное насилие , а также другие психические расстройства, не выявленные ранее. Данное расстройство является крайним проявлением диссоциации — механизма психологической защиты , при котором человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто это происходит с кем-то посторонним . Этот механизм полезен, так как он позволяет человеку защититься от избыточных, непереносимых эмоций , но в случаях чрезмерной активации данного механизма появляются диссоциативные расстройства . Вопреки расхожему заблуждению, диссоциативные расстройства не связаны с шизофренией . Однако при шизофрении и диссоциативном расстройстве идентичности могут быть схожие психопатологические симптомы (в частности, симптомы первого ранга по К. Шнайдеру и слуховые галлюцинации ), что указывает на необходимость дифференциальной диагностики .
Первыми свидетельствами существования множественной личности можно считать палеолитические наскальные рисунки с изображениями шаманов , на которых они «перевоплощались» в животных, или в которых «вселялись» духи . Многие современные эксперты расстройством множественной личности считают то, что ранее называли одержимостью демонами . Существуют упоминания об описании женщины, которая не помнила о второй личности, укравшей собственные деньги, которое сделал швейцарский медик эпохи Возрождения Парацельс .
В 1784 году , ученик Франца Антона Месмера , при помощи магнетических техник вводит своего работника Виктора Раса ( фр. Victor Race ) в некое сомнамбулическое состояние: Виктор проявил способность бодрствовать во время сна. По пробуждении он оказывается неспособен вспомнить того, что делал в изменённом состоянии сознания , тогда как в последнем он сохранял полную осведомлённость о событиях, случавшихся с ним и в обычном состоянии сознания, и в изменённом. Пюисегюр приходит к мнению, что данный феномен схож с сомнамбулизмом (снохождением), и называет его «магнетическим сомнамбулизмом» . Это открытие сделало возможным рассматривать явление множественной личности, как синдром , который можно диагностировать и лечить . В дальнейшем, в исследованиях диссоциативного расстройства идентичности, можно описать два отдельных периода:
Период теории магнетического сомнамбулизма как объяснения множественной личности
Введение психологической концепции диссоциации и того, что человек может иметь несколько психических центров , возникающих, когда психика пытается взаимодействовать с травматическим опытом .
|
В этом разделе
не должны перечисляться малозначимые либо слабо связанные с объектом статьи его упоминания и изображения
в произведениях культуры
.
|
|
Содержимое этого раздела
нуждается в чистке
.
|
|
Информация в этом разделе
устарела
.
|
Сейчас для феномена разделения личности в США используется диагноз диссоциативное расстройство идентичности ( англ. dissociative identity disorder , DID ), принятый в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-5). Ранее чаще использовался диагноз расстройство множественной личности ( англ. multiple personality disorder , MPD ), принятый в Международной классификации болезней . Принятый сейчас для диагноза термин считается большинством американских специалистов более корректным, так как части самоидентичности пациента, образующиеся в результате отделения (диссоциации) от его личности, нельзя считать самостоятельными полноценными личностями, хотя неофициально их так называют в отсутствие более подходящего слова. В России более распространён термин «расстройство множественной личности» МКБ-10, так как в органах и учреждениях здравоохранения приказом Минздрава РФ используется Международная классификация болезней.
Согласно DSM-IV , диссоциативное расстройство идентичности диагностируется в том случае, если верны 4 следующих критерия :
- У пациента существуют две или более различимых идентичности или личностных состояния , при этом каждое из них обладает устойчивой моделью мировосприятия, собственным мировоззрением и отношением к окружающей действительности.
- По крайней мере две из этих идентичностей попеременно захватывают контроль над поведением пациента.
- Пациент не может вспомнить важную информацию о себе, и это выходит далеко за пределы обычной забывчивости.
- Данное состояние не наступило в результате употребления алкоголя , наркотиков , других отравляющих веществ, или от заболевания (например, при ). У детей данные симптомы важно также не спутать с игрой с вымышленным другом или с другими играми с применением фантазии .
В МКБ-10 расстройство множественной личности (
F44.81
) относится к рубрике «другие диссоциативные (конверсионные) расстройства» (
F44.8
). Согласно МКБ-10, для постановки диагноза расстройство множественной личности необходимо соответствие следующим критериям:
- A. Существование двух или более различных личностей внутри индивида, но только одна присутствует в данное время.
- B. Каждая личность имеет собственную память, предпочтения и особенности поведения и временами (периодически) захватывает полный контроль над поведением индивида.
- C. Имеется неспособность вспомнить важную для личности информацию, что по масштабам превосходит обычную забывчивость.
- D. Симптомы не обусловлены органическими психическими расстройствами (F0) (например, эпилепсией ) или расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ (F1) (например, интоксикацией или отменой).
Оригинальный текст (англ.)
- A. The existence of two or more distinct personalities within the the individual, only one being evident at a time.
- B. Each personality has its own memories, preferences and behaviour patterns, and at some time (and recurrently) takes full control of the individuals behaviour.
- C. Inability to recall important personal information, too extensive to be explained by ordinary forgetfulness.
- D. Not due to organic mental disorders (F0) (e.g. in epileptic disorders) or psychoactive substance-related disorders (F1) (e.g. intoxication or withdrawal).
— Международная классификация болезней, 10-й пересмотр. Исследовательские диагностические критерии
Несмотря на появление новых личностей, базовая личность, носящая подлинные имя и фамилию человека, остаётся среди них. Количество личностей внутри человека может быть велико и расти с годами. В основном это объясняется тем, что человек неосознанно вырабатывает в себе новые личности, которые могли бы помочь ему лучше справляться с теми или иными ситуациями. Так, если в начале лечения психотерапевт диагностирует обычно 2—4 личности, то по ходу лечения выявляется ещё 10—12. Иногда количество личностей превышает сотню. Личности обладают разными именами, разной манерой говорить и жестикулировать, разной мимикой, походкой и даже почерком. Обычно личность не осведомлена о присутствии в теле других личностей .
Критерии для диагностики диссоциативного расстройства идентичности, опубликованные в DSM-IV, были подвергнуты критике. В одном из исследований ( 2001 ) утверждается, что данные критерии не соответствуют требованиям современной психиатрической классификации, поскольку не основываются на таксиметрическом (многомерном) анализе симптомов диссоциативного расстройства идентичности и описывают расстройство как закрытый концепт, оторванный от других диссоциативных расстройств, что неверно, по мнению авторов статьи. В исследовании предлагается полностью изменить сложившуюся классификацию и разделить все диссоциативные расстройства на простое диссоциативное расстройство, генерализованное диссоциативное расстройство, обширное диссоциативное расстройство и диссоциативное расстройство без дополнительных уточнений .
Помимо основных симптомов, перечисленных в DSM-IV, у пациентов с диссоциативным расстройством идентичности также могут наблюдаться депрессия , попытки суицида , резкие перемены в настроении, тревога и тревожные расстройства (в том числе фобические ), панические атаки , расстройства сна и приёма пищи, другие диссоциативные расстройства, в редких случаях галлюцинации . Нет единого мнения насчёт того, связаны ли эти симптомы с самим расстройством идентичности или с пережитыми психологическими травмами, вызвавшими расстройство идентичности.
Диссоциативное расстройство идентичности тесно связано с механизмом психогенной амнезии — потери памяти, имеющей чисто психологическую природу, без органических поражений головного мозга. Это психологический защитный механизм, посредством которого человек получает возможность вытеснять из сознания травмирующие воспоминания, но в случае расстройства идентичности этот механизм помогает личностям «переключаться». Слишком сильное задействование данного механизма часто приводит к развитию общих повседневных проблем с памятью у пациентов, страдающих расстройством идентичности.
У многих пациентов с диссоциативным расстройством идентичности также наблюдаются явления деперсонализации и дереализации , случаются приступы замешательства и растерянности, когда человек не может понять, кто он такой .
Хотя шизофрения и диссоциативные расстройства имеют совершенно разную природу, иногда отдельные симптомы шизофрении и диссоциативных расстройств могут напоминать друг друга. В этих случаях для постановки диагноза сначала ищут симптомы шизофрении, нехарактерные для диссоциативных расстройств . Учитывают также, что диссоциативные симптомы воспринимаются людьми с шизофренией чаще как результат враждебного воздействия извне, нежели что-то внутреннее . Наконец, при диссоциативном расстройстве идентичности формируются довольно сложные и относительно интегрированные внутри себя множественные личности; расщепление же личности при шизофрении, характеризуемое как дискретное , представляет собой отщепление лишь отдельных психических функций от личности, что приводит к её распаду.
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Диссоциация характеризуется дезинтеграцией Эго . С точки зрения психологии, целостность Эго при этом может быть определена как способность человека успешно инкорпорировать внешние события или социальные переживания в своём восприятии и затем действовать в постоянной манере во время таких событий или социальных ситуаций. Предполагается, что человек (ребёнок), неспособный успешно с этим справляться, может испытывать как эмоциональную дезрегуляцию, так и потенциальный коллапс эго-целостности — состояние эмоциональной дезрегуляции в некоторых случаях может быть столь интенсивным, что может форсировать дезинтеграцию Эго.
Диссоциация — это настолько сильный коллапс эго-целостности, что личность расщепляется. По этой причине диссоциацию зачастую называют «расщеплением», хотя этот термин в психологии зарезервирован для обозначения другого механизма психики . Более слабые проявления диссоциации во многих случаях клинически описываются как «дезорганизация» личности. Различие между психотическим проявлением и диссоциативным проявлением, по мнению многих психологов, заключается в том, что, хотя переживающий диссоциацию человек и отрывается мысленно от травмирующей ситуации, которую он не может контролировать, некоторая часть сознания этого человека всё же остаётся связанной с реальностью. При психотической же реакции разрыв полный. И поскольку человек, испытывающий диссоциацию, полностью не отрывается от реальности, он, согласно этой теории, в некоторых случаях может создать внутри себя другую личность, которая могла бы лучше справиться с данной ситуацией.
До сих пор научная общественность не пришла к единому мнению относительно того, что же считать ДРИ, поскольку в истории медицины до 1950-х годов было слишком мало задокументированных случаев данного расстройства. В 4-м издании «
Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам
» (DSM-IV) название рассматриваемого состояния было изменено с «расстройства множественной личности» на «диссоциативное расстройство идентичности», чтобы убрать запутывающий термин «
личность
». В МКБ-9 «множественная личность» включалась в диагностическую категорию
истерия
(
300.1
), и как отдельное расстройство не выделялось
. В
МКБ-10
используется вариант «расстройство множественной личности». В версии
МКБ-11
данное расстройство названо как и в DSM-5 — диссоциативное расстройство идентичности (код
6B64
)
. Помимо этого, в МКБ-11 появился новый диагноз —
парциальное
диссоциативное расстройство идентичности (код
6B65
), при котором недоминантные состояния личности периодически не полностью берут контроль над функционированием и сознанием индивида
.
Исследование источников в медицинской литературе XIX и XX века на тему данного расстройства, проведённое в 1944 году, показало только 76 случаев. В последние годы количество случаев диссоциативного расстройства идентичности резко возросло (по некоторым данным, в период с 1985 по 1995 было зарегистрировано около 40 000 случаев) . Другие исследования показали, что у расстройства всё же есть длительная история, в литературе простирающаяся на период около 300 лет .
В данный момент диссоциация рассматривается как симптоматическое проявление в ответ на травму , критический эмоциональный стресс , и оно связано с эмоциональной дизрегуляцией и пограничным расстройством личности . Согласно долговременному исследованию Огавы и др., наиболее сильным предсказательным фактором диссоциации у молодых людей было отсутствие доступа к матери в возрасте 2 лет. Многие последние исследования показали связь между нарушенной привязанностью в раннем детстве и последующими диссоциативными симптомами, также очевидны данные, что насилие в детстве и заброшенность ребёнка зачастую способствуют формированию нарушенной привязанности (проявляющейся, к примеру, когда ребёнок очень пристально следит за тем, обращено ли внимание родителей на него или нет).
Некоторые психологи и психиатры считают, что диссоциативное расстройство идентичности имеет ятрогенный или надуманный характер, или утверждают, что случаи истинной множественной личности очень редки и большинство задокументированных случаев следует рассматривать в качестве ятрогенных.
Критики модели диссоциативного расстройства личности утверждают, что диагноз состояния множественной личности — это феномен, в большей степени характерный для англоязычных стран. До 1950-х годов случаи раздвоения личности и множественной личности описывались и лечились как редкость в Западном мире . В 1957 году публикация книги « Три лица Евы » ( англ. «The Three Faces of Eve» ) и позднее выход одноимённого фильма способствовали росту публичного интереса к феномену множественных личностей. В 1973 году издаётся впоследствии экранизированная книга «Сибил» ( англ. «Sybil» ), описывающая жизнь женщины с расстройством множественной личности. Однако сам диагноз «расстройство множественной личности» не был включён в «Диагностический и статистический справочник психических расстройств» вплоть до 1980 года. В период с 1980-х по 1990-е количество зарегистрированных случаев расстройства множественной личности возросло до двадцати—сорока тысяч .
Некоторые люди, в том числе и самостоятельно идентифицировавшие себя в качестве имеющих ДРИ, считают, что это состояние может быть не расстройством, а естественной вариацией человеческого сознания, не имеющего ничего общего с диссоциацией. В качестве одного из убеждённых сторонников данной версии выступает Трудди Чейз , автор бестселлера «When Rabbit Howls». Хотя она и признаёт, что в её случае разделенные части идентичности появились вследствие насилия, в то же время она утверждает, что части отказались пройти интеграцию и живут вместе как коллектив.
В рамках глубинной или архетипической психологии Джеймс Хиллман выступает против определения ДРИ как однозначного расстройства. Хиллман поддерживает идею относительности всех персонификаций и отказывается признать ДРИ. Согласно его позиции, рассматривать разделенность идентичности либо как «психическое нарушение», либо как неудачу в интеграции «частей идентичности» — это проявлять культурное предубеждение , ошибочно идентифицирующее одну часть идентичности, «я», со всей идентичностью как таковой .
Антропологи трансовых состояний в сообществе острова Бали имеет ту же феноменологическую природу, что и явление ДРИ на Западе . Утверждается, что люди в шаманских культурах, испытывающие состояния, похожие на данное расстройство, определяют эти части не как части себя, но как независимые души или духи. Не существует данных о связи между ДРИ, диссоциацией, а также восстановлением воспоминаний и сексуальным насилием в этих культурах. В традиционных культурах разделенность идентичности, проявляемая, к примеру, шаманами, не считается расстройством или заболеванием [ источник не указан 1480 дней ] .
и Гордон Йенсен убеждены, что феномен ярко выраженныхДиссоциативное расстройство идентичности, как считается, вызывается совокупностью нескольких факторов: непереносимый стресс , способность к диссоциации (включая способность отделять свои воспоминания, восприятия или идентичность от сознания), проявление защитных механизмов в онтогенезе и — в период детства — недостаток заботы и участия в отношении ребёнка при травматическом опыте или недостатке защиты от последующего нежелательного опыта. Дети не рождаются с ощущением унифицированной идентичности, последняя развивается, основываясь на множестве источников и переживаний. В критических ситуациях детское развитие встречает препятствия, и многие части того, что должно было быть интегрировано в относительно унифицированной идентичности, остаются сегрегированными .
Североамериканские исследования показывают, что 97—98 % взрослых с диссоциативным расстройством идентичности описывают ситуации насилия в детстве, и что факт насилия может быть задокументирован у 85 % взрослых и у 95 % детей и подростков с ДРИ и другими сходными формами диссоциативного расстройства. Эти данные указывают на то, что насилие в детстве выступает в роли главной причины расстройства среди североамериканских пациентов, тогда как в других культурах большую роль могут играть последствия войны или природной катастрофы . Некоторые пациенты могли не испытывать случаев насилия, но пережить раннюю потерю (например, смерть родителя), серьёзную болезнь или другое крайне стрессовое событие .
Развитие человека требует от ребёнка способности успешно интегрировать различные виды комплексной информации. В онтогенезе человек проходит ряд стадий развития, в каждой из которых могут быть созданы различные личности. Способность генерировать разделённые части идентичности наблюдается или проявляется не у каждого ребёнка, претерпевшего насилие, потерю или травму. Пациенты с диссоциативным расстройством идентичности обладают способностью легко входить в трансовые состояния . Такая способность в соотношении со способностью диссоциироваться, как считается, выступает в качестве фактора для развития расстройства. Как бы то ни было, большинство детей, обладающих этими способностями, также имеют нормальные и не находятся в таком окружении, которое может вызвать диссоциацию .
Наиболее часто встречающийся подход к лечению диссоциативного расстройства идентичности заключается в облегчении симптомов, чтобы обеспечить безопасность индивида, и в реинтеграции различных частей в одну хорошо функционирующую идентичность. Лечение может происходить с использованием различных видов психотерапии — когнитивной психотерапии , , клинического гипноза и т. д.
С некоторым успехом применяется инсайт -ориентированная , помогающая преодолеть полученную травму, вскрывающая конфликты , вызывающие разделение идентичности, и исправляющая соответствующие защитные механизмы . Возможным удовлетворительным результатом лечения является обеспечение бесконфликтного сотрудничающего отношения между отдельными частями идентичности. Терапевту рекомендуется с равным уважением относиться ко всем альтерам, избегая становиться на чью-то сторону во внутреннем конфликте .
Медикаментозная терапия не позволяет добиться заметных успехов и носит исключительно симптоматический характер; не существует никакого фармакологического препарата для лечения самого диссоциативного расстройства идентичности, однако некоторые антидепрессанты используются для облегчения сопутствующих депрессий и тревоги .