Чёрный пояс (регион)
- 1 year ago
- 0
- 0
Средска (также Жупа , Средская Жупа , Призренская Жупа ; серб. Средачка Жупа / Sredačka Župa ) — (жупа ) в Южной Метохии , расположенный на границе с Македонией на северных склонах горного массива Шар-Планина . Территория Средской Жупы находится в пределах общины Призрен Призренского округа согласно как административно-территориальному делению автономного края Косова и Метохии (в составе Сербии ) — Призренский округ в автономном крае Косово и Метохия , так и административно-территориальному делению частично признанной Республики Косово — Призренский округ в республике Косово . В регионе расположены такие сёла, как Верхнее Любине , , Драйчичи , , , Манастирица , , Небрегоште , Нижнее Любине , , , Средска и Стружье . С запада Средска граничит с , с севера — с Подгорой , а с востока — с .
Рельеф местности — горный, Средска расположена на северных склонах Шар-Планины, общая площадь региона — 162,82 кв. км. Преобладают горные пастбища (92 км² или 56,7 % территории), леса составляют 40 км² или 24,6 %, пашни — 17 км² или 10,4 %, луга — 8 км² или 4,9 %, сады и виноградники — 0,57 км² или 0,4 %. По территории Средской Жупы протекает река Призренская Быстрица.
Население Средской Жупы представляет собой одну из южнославянских мусульманских этнических групп — средчан, или жуплян , близких живущим рядом с ними прекокамцам и горанцам . Для средчан характерно осознание отличия от других групп исламизированных славян Косова и сохранение регионального самосознания — средчане называют себя либо «нашинец», «нашенский», либо «средчанин» («жуплянин»), иногда по месту проживания как «любинец», «небрегоштанин», «речанец» и т. д. (житель сёл Нижнего или Верхнего Любине, Небрегоште, Речане и т. д.), в широком смысле они идентифицируют себя как боснийцы (при этом осознавая своё отличие от босняков Боснии и Герцеговины ), очень редко — как турки и албанцы с родным боснийским языком . Как средчане-мусульмане, так и средчане-христиане (жившие до 1999 года в некоторых сёлах Жупы вместе) говорят на , некоторые отличия характерны для сёл, граничащих с Опольем и для сёл, расположенных по реке Быстрице . До 1999 года название региона Стрецка употреблялось преимущественно сербами , название Жупа было распространено как среди сербов, так и среди славян-мусульман . Название «жуплянин» как обозначение славянской мусульманской части населения Средской Жупы возникло после 1999 года как противопоставление сербам-христианам , сербы в свою очередь в последние десятилетия стали называть славян-мусульман торбешами , так же как исламизированных славян называют македонцы .
Для средчан, живущих в горных районах в албанском окружении в условиях относительной изоляции, характерно охранение архаических черт в языке, в элементах фольклора, сохранение древних обычаев и традиций.
Национальный состав в сёлах Средской Жупы по данным переписи 2011 года:
Сёла | Национальный состав | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
албанцы | сербы | турки | боснийцы | другие | всего | |
Верхнее Любине | _ | _ | _ | 1 873 | 44 | 1 925 |
12 | 9 | _ | 268 | 3 | 292 | |
Драйчичи | 28 | 26 | _ | 95 | _ | 151 |
_ | 5 | _ | _ | _ | 5 | |
1 | 5 | _ | 330 | _ | 339 | |
Манастирица | _ | _ | _ | 1 106 | _ | 1 107 |
900 | 47 | _ | 143 | 4 | 1 133 | |
Небрегоште | 1 | _ | _ | 577 | _ | 579 |
Нижнее Любине | 5 | _ | _ | 1 178 | 17 | 1 227 |
11 | 4 | 7 | 1080 | _ | 1 104 | |
2 | _ | 2 | 944 | 2 | 951 | |
Средска | 9 | 58 | 2 | _ | _ | 69 |
Стружье | 102 | _ | _ | _ | _ | 102 |
В результате переселения славян на Балканы в VI—VIII веках на территории современной Средской Жупы сложилось славянское население. В 865 году болгарский князь Борис и вся его держава, частью которой Средска являлась, приняли христианство. С середины XV века начинается длительный процесс исламизации населения Средской Жупы, связанный с включением Южной Метохии, которую населяют современные мусульманские славянские группы, в Османское государство , причём в Средской Жупе исламизация так и не была полностью завершена. Ислам приняли только жители горных районов, примыкающих к Горе и . Жители сёл, расположенных в долине реки Быстрица остались христианами. Кроме того, часть населения мусульманских сёл продолжала придерживаться православия . Преемственность средневекового сербского и современного славянско-мусульманского населения выражается в сохранении средневековых топонимов и микротопонимов данного региона (большинство названий современных населённых пунктов упоминается в грамотах сербских правителей с XIV века как этнически сербские, противопоставленные соседним албанским и влашским селениям) .
После 1999 года в результате миграции сербов в регионе сохранилось только одно сербское село Средска и село со смешанным боснийско-албанско-сербским населением — Драйчичи, небольшая группа сербов живёт в селе Мушниково . В Стружье преобладает албанское население, часть из которых — потомки албанцев, переселившихся сюда в XVIII веке, часть — исламизированые и албанизированые сербы .
В период 1918—1940 годов Средская Жупа была выделена как административная область королевства Югославия с центром в селе Средска . В СФРЮ Средская Жупа стала частью общины Призрен.
Младенович Р. // Edited by Robert D. Greenberg and Motoki Nomachi. Slavia Islamica. Language, Religion and Identity (Slavic Eurasian Studies No.25). — Sapporo: Slavic Research Center. Hokkaido University, 2012. — С. 165—147 . (Дата обращения: 3 апреля 2014)